Материалы

Как не превратить парк в пустыню

biblioteca3

Что делает одни городские парки скверы  живыми, посещаемыми и интересными для людей?

Почему другие парки становятся зонами стагнации, запущения, где не смотря на высокий уровень благоустройства редко встретишь посетителей? В Минске такие примеры у всех на виду.

Парк у Национальной библиотеки остается большинство времени пустынным: 

biblioteca2

biblioteca4

Сквер Марата Казея, не смотря на центральное положение, из-за чрезмерной насыщенности деревьями  и отсутствием благоустройства так же не может похвастаться своей публичностью. Оживает в последние годы парк Янки Купалы: первомайские городские митинги, велопробеги, лекции в помещении музея Янки Купалы.
Своего рода лидерами посещаемости выступают детский парк им. М.Горького и недавно реконструируемый парки Победы.

На фото Парк Победы:

Park Pobedy 1

Park Pobedy 7

Кстати, нужно отметить, завидное оживление  в городскую жизнь и городские парки внесла велосипедная дорожка, соединив в единую систему городские  парки и набережные.
Что же такое городской общественный парк? Как происходило его развитие? Каким должен стать парк в XXI столетии?

 Об истории  и современности городского парка
Термин «парк» (от позднелатинского parricus—отгороженное место) в отечественную терминологию пришел в 18 веке  из английского языка и первоначально  означал большой сад, насаженную рощу или участок леса с предназначенными для прогулок дорожками, аллеями, обустроенными прудами и цветниками.  
В большинстве европейских городов время строительства общественных  садов и парков пришлось на XIX-начало XX столетия.  Появление публичных садов и парков было связано  с усилением роли городов в экономической и политической жизни. Этот период в истории городов с одной стороны  характеризовался интенсивным ростом, увеличением доли производственных территорий, крупными градостроительными реконструкциями исторических частей города, в том время как с другой стороны происходило сокращение природных территорий города. Ответом стагнации природных ландшафтов города стал активный рост городских общественных садов и парков, которые разбивались на месте бывших пустырей, территорий бывших фортификационных сооружений. Во многих городах Европы появляется целая система городских садов, парков, бульваров.  Как известно в Минске первые общественные сады и парки появились именно в первой половине XIX века (Губернаторский сад, Александровский, Михайловский, Степановский  сады). Во многом это было связано с  губернским статусом города.
В отличие от парков при дворцах и имениях аристократии, общественные парки должны были обеспечить возможность для отдыха горожан различных социальных слоев и возрастов, отсюда и возникновение  определенных функций, дополняющих декоративные элементы сада или парка. Со временем социальная роль городских садов и парков отразилась и на их укрупненном масштабе композиции  и отдельных планировочных элементах, доступности, наличии функциональных зон для занятий спортом и детских игр и пр. В 20-х годах XX  столетия в СССР появляется новая модель общественного парка – парка культуры и отдыха, своего рода социально-культурного института сочетающего функции отдыха, оздоровления и проведения идеологической воспитательной работы с населением. В это время над созданием первых ПКиО в Москве, Минске, Новосибирске и других городах страны трудится целая плеяда советских архитекторов, в том числе М.П.Коржев, Л.С.Залесская, М.И Прохорова. Образцовым стал ПКиО им. Горького в Москве.  
В 80-е годы XX века с политических и экономическим кризисом парки культуры и отдыха утрачивают свое образовательное значение. Происходит поиску путей дальнейшего развития городского парка. В 90-е годы  государственный кризис привел к критическому положению городских парков: из государственной они переводятся в городскую собственность, происходит резкое сокращение дотации на парки.
XXI век  ознаменовался поиском путей выхода из кризиса, преодоление «безликости парков» путем ревитализации парковых функций, поиска новых выразительных средств формирования облика городского парка.   
«Место изменяется вместе с людьми, использующими его»
Роберт Шеффер, ландшафтный архитектор.

Переход из одного столетия в другое является, значимым этапом в жизни современного общества. Политические, экономические, социальные и экологические изменения, произошедшие на рубеже XX и XXI веков, повлекли за собой смену культурного и мировоззренческого отношения человека к окружающему его миру.

Современный человек – это житель большого города. Каждый город имеет свои пути развития, и не последнюю роль в этом сложном процессе занимают ландшафтно-рекреационные территории. Они обладают значительным потенциалом в формировании взаимосвязей между человеком и природой, в возможности вовлечения человека в общественную городскую жизнь.

Но успех этого важного процесса во многом зависит от его динамики. Необходимость переосмысления значимости парков в контексте социального, экономического, экологического и эстетического развития жизни современного городского общества очевидна.
В крупных городах нашей страны большинство парков, созданных во второй половине XX века, остаются «законсервированными», что мало соответствует ритмическим изменениям времени. Как отмечает известный российский теоретик в области ландшафтной архитектуры В. Нефедов, «…мы, войдя в это информационное  поле, оказались не то чтобы наименее готовы к его восприятию, а скорее еще не настроились на восприятие новой информации в «тех диапазонах», которые стали привычными для развитых стран применительно к понятию «качество жизни». Мы, как и в прежние времена, уже опасаемся, как бы процесс глобализации не лишил нас пресловутой самобытности, идущей от нашей истории. Эта иллюзия, которую я условно называю «комплекс историзма».  Нефедов отмечает, что сегодня назрела необходимость пересмотра существующей практики проектирования. Парки как объект современного  ландшафтного дизайна и архитектуры  должны стать пространствами нового качества  с необходимыми для современного человека социально-культурными функциями. Кроме того,  Нефедовым делается акцент на необходимости изменения арсенала ландшафтных средств, позволяющих уйти от классических зеленых образов городского парка, и, используя дизайнерские и природные ресурсы, прийти к новому выразительному и индивидуальному облику паркового пространства.

Как показывает анализ зарубежной практики в проектировании парков, уже стараются уходить от жесткой функциональной структуры, диктующей раз и навсегда типы рекреационной деятельности. Акцент ставится на создание  гибких моделей развивающегося пространства, отвечающего потребностям времени, способного к обновлению и трансформации функций.  А индикатором правильных проектных решений  становиться именно посещаемость парка.
Наше общество должно быть вовлечено в процесс динамического обновления методов проектирования.  Парковые территории как составляющие городских поселений также должны вовлекаться в процесс урбанизации. Изменения должны отражаться на всех стадиях устройства парков, начиная от проектирования и строительства и заканчивая функционированием и эксплуатацией парковых территорий.

Так что же парк делает живым и интересным? Как спроектировать его таким образом, что бы он стал востребованным в нашей с вами повседневной жизни?

Проектируя парк, почему-то часто забывают о том, что парковое пространство характеризуется не только тремя его измерениями, но и существует во времени - это принято считать его четвертым измерением.
Современные философы отмечают: «Три измерения пространства даны для того чтобы вещи существовали, четвертое измерение – время – для того, что бы вещи  развивались и изменялись».  
Обратясь уже к процессу проектированию хочется привести мнение английского теоретика Дж.К.Джонса, который  в своем труде «Методы проектирования» отметил: «Традиционный метод проектирования с помощью чертежей почти полностью зависит от точного моделирования параметров в пространстве.  А временной параметр, если его так можно назвать, оставляется на произвол судьбы. …Проектировщики должны признать относительную некомпетентность во «временном проектировании» и может быть поучиться у «временного искусства» (музыка, танцы, театр, кино, проза, поэзия и т.п.) как творить во времени, ощущая красоту.  Проектирование во времени еще больше, чем проектирование предметов, означает проектирование  самой жизни, самой формы существования, и, безусловно, требует  более тонкого подхода, чем «бесчувственной» формы.  Вопрос стоит именно в том, как проектировать в условиях, когда «проектируемыми вещами» являются живые существа, мы сами и наша жизнь».

Таким образом, возвращаясь к проблематике проектирования и устройства современного городского общественного парка, важно отметить, что настало время ревитализации подходов проектирования с учетом всех тех временных изменений, которые происходят как в обществе, так и внутри самого человека. Именно с заботой о человеке и о пространствах, создаваемых для его комфортной жизни, в том числе в контексте парковой среды стоит обратиться именно к пространственно-временному проектированию. Имеет смысл обратиться к  проектированию функциональных процессов и программ нахождения человека в парке (индивидуальное, групповое, коллективное) в течение дня и времен года. Рациональное проектирование функций  должно привести к рациональному функционированию парков и как следствие создание динамических парковых структур с пространствами «открытыми» к современным и изменяющимся интересам человека и общества. Ведь как отмечал Шимко В.Т. «сознательно работая с функциями можно добиться их безупречного выполнения». А в нашем случае безупречного функционирования парка, и в первую очередь интересного для человека.

Каким образом это можно сделать?

Следуя эвристическому подходу лучше всего обратиться к методике средового дизайн-проектирования и его подходов к проектированию динамических процессов, методике предпроектного анализа с выходом в конечном этапе  на дизайн-концепцию паркового пространства.  

Изобретаем ли мы что-то новое?

Нет. В обращение к пространственно-временному проектированию частично обращаемся к тем классическим канонам проектирования, которые достаточно хорошо были проработаны в ряде теоретических трудов советского периода и прежде всего Вергунова А.П. и с четом современности модернизируем  совершенствуем подходы. 

Как мы экспериментируем?

Идея проведения воркшопа «Четвертое измерение парка. Парковая сценография» возникла при подготовке к этапу презентаций концепций парка в курсовом проекте «Парк» у студентов  4 курса специальности «Садово-парковое строительство» БГТУ.

Воркшоп — это творческий эксперимент по поиску путей оптимизации методики проектирования современного городского парка. Проект получился даже республиканского значения, в нем участвуют студенты и выпускники Белорусского государственного технологического университета специальности «Садового-парковое строительство», студенты БНТУ и представительница Белоруcского Государственного Университета Транспорта специальности «Архитектура».

Надеюсь наш эксперимент удастся и мы сможем наметить вектор дальнейших исследований в области проблематики среды городского парка.

 

Автор: Сидоренко Марина Вячеславовна, инициатор и координатор воркшопа «Четвертое измерение парка. Парковая сценография», доцент кафедры ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства БГТУ , кандидат архитектуры.

 

Другие иллюстрации к тексту:

На фото парк вокруг Национальной библиотеки:

biblioteca

biblioteca5

biblioteca6

 

На фото Парк Победы:

Park Pobedy 3

Park Pobedy 4

Park Pobedy 5

Park Pobedy 2

Park Pobedy

Park Pobedy 6

Park Pobedy 8

Park Pobedy 9

Park Pobedy 10

Park Pobedy 11

Park Pobedy 12

Фото автора.