Материалы

Красота спасет город

ban"Красота спасет мир", — считал Федор Достоевский. "…И наши города", — уверены участники круглого стола на тему: "Проблемы скульптуры и искусства в урбанизированной среде Беларуси", состоявшегося в рамках Белорусской архитектурной недели. В Республиканском доме архитекторов по инициативе заместителя Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевича 3 октября т. г. собрались представители Комитета архитектуры и строительства Мингорисполкома, союзов архитекторов, художников и дизайнеров, чтобы обсудить мировой опыт развития изобразительного искусства в городах и выработать предложения по его интеграции в городское окружение.

 

 

Если историческая часть наших городов насыщена градостроительными ансамблями, памятниками архитектуры, интересными примерами городской скульптуры, благоустройства и малых форм, то районы новостроек могут "порадовать" лишь жильем, чахлыми молодыми деревцами да большим количеством автотранспорта. "Сначала люди радостно заселяются в новые квартиры, однако вскоре начинают замечать нехватку поликлиник, школ, детских садов и пр., а спустя непродолжительное время — и унылость окружающей среды, — прокомментировал заместитель Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевич. — Как правило, там нет объектов, которые могли бы украсить наши микрорайоны, служить ориентирами или местами встреч".

Впрочем, и в центре городов не все благополучно. К примеру, 1970–80-е годы подарили Минску немало монументальных работ в разных жанрах, но все ли они гармонично сочетаются с современным этапом развития города? Не пришла ли пора от некоторых из них отказаться? Дискуссионные вопросы Д. И. Семенкевича спровоцировали оживленную полемику участников круглого стола.

Председатель Белорусского союза дизайнеров Д. О. Сурский к идее "перекроить" городскую художественную среду относится сдержанно. "Подобные радикальные действия не всегда оправданы, — отметил он. — Вспомните Немигу…"

С ним согласен начальник управления благоустройства и городского дизайна Комитета архитектуры и строительства Мингорисполкома А. И. Андрончик: "Каждый город должен иметь временной статус. Оказавшись в незнакомом новом микрорайоне, трудно понять, сколько городу лет и какой путь он прошел. В то же время это можно проследить по произведениям искусства, пусть и не всегда удачным". Однако механическое насыщение кварталов новостроек городской скульптурой и декоративными элементами не даст нужного эффекта. Все должно быть в комплексе: градостроительство и архитектура, цветовое решение и декоративная подсветка фасадов, ландшафтное оформление и благоустройство, озеленение и городская скульптура. "В центре городов каждый дом — "ручной работы", при общей ансамблевости застройки там все индивидуально: от объемно-планировочного решения до декора, благодаря чему человеку обеспечен визуальный комфорт", — поделился он.

Преемственность традиций, безусловно, должна сохраняться. Как отметил представитель Белорусского союза художников К. В. Селиханов, ни один новодел на площади Независимости, на его взгляд, не составил пока серьезной конкуренции памятнику В. И. Ленину работы скульптора М. Г. Манизера…

Однако исключительно на прошлом "зацикливаться" тоже не стоит: как показывает практика, не все произведения выдерживают испытание временем. По словам Д. О. Сурского, минчане, назначая встречу на пл. Я. Коласа, в качестве ориентира называют не памятник, а говорят: "Встретимся у башмака", намекая на масштаб изваяния.

На смену мэтрам приходит молодое поколение скульпторов, к слову, уже имеющее за плечами весомый опыт работы, в т. ч. за рубежом.

К примеру, член Белорусского союза дизайнеров М. М. Петруль рассказал о своем участии в пленэрах Китая, где скульпторы со всего мира, прошедшие предварительный отбор, имеют возможность поработать над скульптурным произведением, в результате чего страна становится центром интересного культурного события и, что немаловажно, получает несколько оригинальных произведений монументального искусства. В свою очередь К. В. Селиханов поделился опытом участия в биеннале в Японии, где завевал почетное III место.

Как же сделать, чтобы мастера всех поколений "верой и правдой" украшали наши города, а на площади и улицы попадали исключительно талантливые произведения? Сегодня финансирование городской скульптуры нередко отдается на откуп инвестору. Его вкус порой является решающим, появится ли то либо иное произведение искусства перед профинансированным им объектом. Однако любоваться на выбранную скульптуру предстоит не только инвестору, но и горожанам.

Как прозвучало в ходе круглого стола, принимать решение об установке должен специальный совет, в состав которого войдут представители государственных структур, профессионального сообщества и общественности. Право голоса при обсуждении может иметь инвестор. К слову, подобные советы вовсе не являются подобием цензуры: в эпоху Возрождения коллегиально рассматривались даже произведения великого Микеланджело! Сегодня же такая практика позволит избежать появления неталантливых скульптур, "засилья" на наших улицах работ одного-двух, пусть и весьма способных, модных скульпторов, а также раздачи заказов "по дружбе". Можно также устанавливать новые скульптуры сначала временно (как это практикуется в некоторых странах), а затем, если они "приживутся", давать им постоянную "прописку".

В наших городах есть немало примеров, когда владельцы объектов принимают непосредственное участие в создании эстетически правильной среды. Например, бывшие хозяева ресторана "Гудвин" и пивного бара "Потсдам" подарили Минску львов на ул. Интернациональной и "Железного дровосека" на пр. Независимости. А нынешние собственники заведений, надо отдать им должное, берегут это городское наследие. К сожалению, владельцы новых ресторанов и кафе не спешат взять такой опыт на заметку.

И все же ждать, пока у нас появятся просвещенные и сознательные меценаты, не стоит. Белорусы заслуживают жить в эстетически благоприятной среде, и, возможно, установку городской скульптуры и прочее оформление надо вводить "именем революции"?

Заместитель председателя Белорусского союза архитекторов, главный архитектор УП "Минскпроект" М. Л. Гаухфельд напомнил, что во времена Советского Союза существовала практика, когда на оформление городской среды отчислялся определенный процент от стоимости нового проекта (2 %).

Сегодня горожане порой стремятся сэкономить буквально каждую копейку "здесь и сейчас", не задумываясь над тем, в какой среде предстоит жить их детям. Как прокомментировал Д. И. Семенкевич, ситуация порой доходит до абсурда: люди готовы отказаться от пандусов или мусоропроводов, которые уже завтра могут им весьма пригодиться. Поэтому возврат к практике советских лет (а именно законодательное закрепление выделения инвестором части стоимости проекта на создание художественных работ) мог бы стать решающим при создании эстетически благоприятной среды наших городов.

По итогам «круглого стола» создана рабочая группа для выработки комплекса конкретных предложений, направленных на эстетизацию городской среды.

 

Подготовила Ольга Брянцева