Материалы

Куда исчезла архитектурная критика?

ImageГлавный специалист по архитектуре института "Гродножилпроект", член Белорусского союза архитекторов Владимир Андреевич Лытов известен не только как талантливый зодчий, но и как автор нескольких книг.

Он один из тех, кто никогда не самоуспокаивается, всегда находится в поиске истины. Может быть, поэтому общая тональность нашей беседы в рабочем кабинете Лытова оказалась хоть и оптимистической, но все же чуточку грустной…

Становление как специалиста

- Родился и вырос я в городе Улан-Удэ. Озеро Байкал, тайга, красота природы…. Когда окончил школу, пришла пора определяться с выбором профессии. Принять решение мне помог знакомый учащийся архитектурного факультета. Сдав вступительные экзамены, я стал студентом Новосибирского инженерно-строительного института. Учился с большим рвением и достаточно успешно: за дипломную работу даже получил серебряную награду на Всесоюзном конкурсе.

Окончив вуз, по распределению уехал на Дальний Восток и восемь лет проработал в институте "Хабаровскгражданпроект". Молодежи здесь доверяли проектирование самых сложных объектов. Так что, по сути, именно в Хабаровске и состоялось мое становление как специалиста. Один из воплощенных в жизнь проектов - поселок Сулук на Байкало-Амурской магистрали.

Далее был переезд в Гродно и работа в мастерской перспективного проектирования под руководством Юрия Федоровича Потапова. И опять-таки это было время, наполненное творчеством. Город рос, расширялся. Мы проектировали множество объектов, среди которых был и жилой микрорайон "Румлево". В институте "Гродногражданпроект" я проработал в общей сложности около десяти лет. Позже был главным архитектором города. Так что, надеюсь, есть и мой скромный вклад в формирование современного облика Гродно.

Попробуй, объясни инопланетянину…

- Когда меня спрашивают о том, что такое архитектура, ответить бывает достаточно сложно. Ведь в нашей жизни есть несколько терминов, которыми мы оперируем, но, в принципе, не знаем их четких определений. В том числе ответов на самые распространенные вопросы: что такое жизнь? Или: что такое любовь? Вроде бы каждому понятно, но попробуй, объясни это тому же инопланетянину...

А ведь архитектура также относится к вечным вопросам. Она в себе объединяет и дизайн, и скульптуру, и живопись, и многое другое. Кстати, есть совершенно четкое определение: архитектура - искусственно созданная среда обитания человека. Давайте мысленно перенесемся в первобытную эпоху. Представим, что некий неандерталец в пещере развел огонь, расстелил там звериную шкуру и выполнил на стене пусть примитивный, но рисунок. Это значит, что тем самым первобытный человек сделал первый шаг в направлении того, что теперь именуется высоким словом "архитектура".

Между прочим, первоначально слово "архитектор" означало "старший строитель". То есть он занимался и проектированием, и возведением зданий – в общем, знал и умел очень многое. И хотя в дальнейшем эти функции разделились, архитектору и теперь необходимы обширные познания в различных сферах науки, техники и экономики.

И архитектор, и писатель

- Написанные мной книги - это еще одна, помимо архитектуры, возможность для творческой самореализации. Потому что в книге ты такой, как есть. Если дурак, то читатель сразу это поймет. Если гений - тоже. Почему архитекторы уходят в живопись, пишут стихи? Потому что хотели бы проявить себя как личности.

- Профессия архитектора сама по себе требует разносторонности...

- Согласен. Если ты сегодня проектируешь дом, а завтра - дорогу или зоопарк, то, конечно, при этом развиваешься как личность разносторонняя. Возвращаясь к теме литературы: я бы не смог написать свои книги, если бы не был архитектором. Множество встреч, поездок… В результате накапливаются впечатления.

А если говорить о себе, как об архитекторе… конечно, можно тешить свое самолюбие. Но надо понимать, что даже в пределах Беларуси ты относительно малая величина. В масштабах Европы - тем более... И ради чего мы живем? Опять возвращаемся к смыслу жизни.

Конкурсы теперь никому не нужны?

- Республиканские конкурсы архитекторов проводятся, а вот на городском, областном уровне своего рода "затишье". Почему?

- Наступило такое время, когда конкурсы вроде бы стали никому не нужны. Может быть, и самим архитекторам. Потому что заказов масса, нет свободного времени, чтобы поработать над какой-то творческой идеей. А тут еще конкурс, для участия в котором надо готовить материалы... Стимула никакого. Разве только для того, чтобы пообщаться, поговорить, услышать какую-то оценку. Хотя если ты "выставился", плохого про тебя не скажут. Так положено. Правда, надо отметить, что наши архитекторы на международных конкурсах постоянно получают призы и грамоты.

Чтобы снаружи - сарай, а внутри - дворец

- Вы много проектируете, в т.ч. по индивидуальным заказам... Что нынче в моде у частника?

- Заказчики самые разные. Один приходит и говорит: "Запроектируй мне дом, чтобы сосед умер от зависти". Второй: "Ты мне сделай, чтобы снаружи был сарай, а внутри – дворец". Иной раз раздражаешься, когда тебя не понимают. А потом говоришь себе: они тебя наняли, поэтому ты должен выполнять прихоти заказчика. Была квартира, где молодой человек сделал себе огромную ванну, оснастил ее аудио- и видеоаппаратурой и вот уже несколько лет там живет, наслаждается... Другие приходят и говорят: "Наше местопребывание – кухня". Проектирую им большую кухню-столовую… К счастью, кроме индивидуального жилья, есть объекты интересные, общественно необходимые. Сейчас, например, проектируем в Гродно Дом ребенка.

Раньше доминировал своего рода анонимный заказчик (скажем, управление капитального строительства). Его интересовали, в первую очередь, объемы и освоенные суммы. О качестве, оригинальных архитектурных проектах тогда практически не думали. Но хотя теперь появились люди со средствами, в массе у них остается низким общий уровень культуры. Так что не вырос еще нормальный индивидуальный заказчик. Что касается объектов более высокого уровня, то мы по-прежнему каждую мелочь согласовываем с массой должностных лиц. В результате архитектура сегодня вовсе не индивидуальное, а коллективное творчество. И ее качество зависит от того, каково сознание этого коллектива, общий уровень культуры и финансовые возможности.

Куда исчезла архитектурная критика?

- Вы заметили, что абсолютно исчезла архитектурная критика? Вот, например, построили объект. В статье написали, что строители СМУ такого-то успешно выполнили работы. И все. Зачастую даже автора проекта не назовут. Уж тем более никто спустя некоторое время не пройдется по новостройке и не подготовит о ней критическую статью. Сейчас, как правило, пишут сами архитекторы - о своих объектах. Пока главный критерий один: раз людям нравится, значит, хорошо…

Подготовил Михаил Дубравин, г. Гродно

"Республиканская строительная газета"