Материалы

Ландшафтная архитектура:что такое хорошо и что такое плохо…

landarch1Каждый город, как и человек, живет своей жизнью, своими проблемами и радостями. Вот и Минск последовательно, постепенно улучшает свой внешний облик.

Не теряя при этом колорита и самобытности города, прославившегося ансамблевостью послевоенной застройки на всем постсоветском - и не только - пространстве, он сегодня активно приобретает европейский лоск. Строятся новые жилые кварталы, офисные сооружения, спортивные комплексы, торгово-развлекательные центры. Реконструируются существующие и закладываются перспективные парки и скверы, благоустраиваются городские территории. И здесь очень важно не только сказать новое слово, но и, как в медицине, не навредить. Ювелирная это работа – архитектура!

Здесь будет город-сад!

Летом, как водится, город особенно хорошеет. Весело зеленеют парки и скверы, пестрыми красками сияют цветники, прохладными брызгами переливаются фонтаны. В общем, радуется глаз… "Когда-то, почти 10 лет назад, целая делегация отправилась изучать опыт благоустройства и озеленения в город Ноттингем, - рассказал начальник управления архитектуры и организации проектных работ Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома (а тогда – главный художник столицы) Алексей Игоревич Мартынов. – В принципе, даже не специалистам известны такие понятия, как "английская ландшафтная культура", "английский газон" и т.п. Мы же тогда воочию убедились, на каком профессиональном уровне все там делается". И этот опыт очень пригодился, т.к. на тот момент уже явственно зрело осознание, что нашему городу в этой области пришло время перешагнуть какую-то границу, выйти на качественно новый уровень.

"Действительно, за последние годы - и, наверное, все это замечают – город заметно преобразился, - продолжил А.И.Мартынов. – Во-первых, он стал чище. А чистота и порядок – это одни из основных, т.н. технических элементов ландшафтной архитектуры. Появились новые системы озеленения, цветочного оформления, в том числе вертикальные: если раньше у нас цветы росли только на клумбах и газонах, то сегодня все больше встречается вертикальных установок, кашпо и т.д. В общем, как показала практика, все это может существовать в самых разнообразных формах".

Построить дом, вырастить ребенка, посадить цветок

Наш собеседник подчеркнул, что вопросы озеленения и цветочного оформления неразрывно связаны с общим уровнем культуры горожан: "Хотелось бы, чтобы как можно больше этим занимались не уполномоченные службы города, а сами горожане – на своих балконах и лоджиях, в палисадниках перед подъездами. Из детства, которое я провел в Литве, помню, какие цветники там устраивали люди под окнами вполне рядовой застройки. Надо сказать, что и ассортимент декоративных растений был весьма разнообразен". Думается, что у нас сейчас тоже достаточно магазинов, где можно приобрести практически любую рассаду. Было бы желание.

Ярким примером равнодушия жильцов к среде обитания Алексей Игоревич считает подсмотренное им в одном из подмосковных городов: под каждым окном нового 12-этажного дома архитекторы предусмотрели специальные металлические конструкции, чтобы люди могли выставить туда цветочные горшки: "Так вот, в них не было ни единого цветка! Такой уж менталитет, уровень культуры сложился у тамошних жителей. Мы, по-моему, в этом вопросе более "продвинуты". И все же если хоть половина нашего населения внесет вклад в озеленение своего подоконника, балкона или двора, будет большой сдвиг вперед. Такое отношение у людей надо формировать, развивать. И такая работа ведется. Например, ежегодный смотр-конкурс на лучший объект благоустройства наряду с улицами и ведомственными территориями включает оформление дворов и балконов". Image

Каждый из нас за свою жизнь должен не только построить дом и воспитать ребенка, но и, перефразировав известный афоризм, посадить цветок. А лучше – несколько.

Благими намерениями…

Проходя по городу, не устаешь восхищаться его уютными зелеными уголками, ухоженными газонами и цветниками. И все же нет-нет, да и оставит увиденное неприятный привкус. Казалось бы, ничего страшного: пусть что-то не получилось – люди-то старались. Но с другой стороны, недаром говорится, что благими намерениями… Мы живем в европейской столице и хочется, чтобы ее благоустройство соответствовало высокому статусу.

Каждый элемент оформления города всегда несет отпечаток чьего-то личного вкуса. К сожалению, не всегда хорошего. Поэтому случается, что современные дизайнерские решения у нас соседствуют с откровенным китчем, провинциализмом в отрицательном смысле этого слова (не путать с истоками и национальной самобытностью!).

Не претендуя на истину в последней инстанции, мы попытались разобраться, чего же следует стараться избегать при создании ландшафтных композиций.

"Я, например, не понимаю, когда ландшафтными средствами, цветочным оформлением пытаются воспроизводить на газонах и дорожных откосах какие-либо тексты или тем более лозунги, - отметил А.И.Мартынов. – Считаю, что лозунг должен быть лозунгом, реклама – рекламой, а озеленение – озеленением. И, как таковое, развиваться по своим специфическим законам. Цветники должны строиться на абстрактных или геометрических композициях с хорошим сочетанием цветов или других элементов озеленения. Не слишком принимаю и новое течение в цветниках, когда промежутки между растениями (в связи с их сезонностью) заполняют цветной высевкой – камушками, стружкой и т.д.

Еще некоторое время назад у нас совершенно не было элементов объемного озеленения в виде геометрических фигур, животных и пр. Сегодня, с использованием зеленых каркасов, такие вещи стали появляться и в Минске. Здесь также все зависит от вкуса и чувства меры того, кто этим занимается. На мой взгляд, такие композиции не всегда бывают уместны. Одно дело – во дворе, парке или детском садике, другое – в ответственном общественном месте, вдоль столичных магистралей… Так, несколько странными мне кажутся гигантские цветы возле Комаровского рынка, будто вышедшие из книги про Гулливера или фильма про динозавров, зеленая фауна на пл.Богушевича.

Как говорится, о вкусах не спорят. Но и безвкусицы быть не должно, начиная от открытых летних кафе (качество оборудования которых зачастую совершенно не соответствует столичному уровню), до, казалось бы, мелочей: окрашивания деревьев, бордюров, камней… Природа, особенно бережно ухоженная, достаточно красива сама по себе и не требует кого-то надуманного декорирования".

Желтый, красный, голубой – выбирай себе любой!

"В последнее время у нас появилась еще одна болезнь: город "вспыхнул", - констатировал А.И.Мартынов. – В нем вдруг возникла крайне яркая цветовая палитра. Просто истерия какая-то. Чаще всего это на совести эксплуатационных служб, которые, приводя дома в порядок, начинают их красить вне всякой связи с проектом в самые невероятные цвета. У нас периодически появляются такие сюрпризы! Но и среди архитекторов наблюдается некий бум: многим хочется, чтобы их здания цветом выделялись на общем фоне. Это повод для серьезного разговора с профессионалами – авторами проектов, районными архитекторами и др.

Помню, как 10 лет назад нас критиковали за покраску фасадов пр. Независимости. Тогда это казалось нам уместным. Но когда сегодня цветным становится все вдоль и поперек, да плюс с такими экстравагантными сочетаниями!.. Благо сегодня промышленность выпускает любые красители. Я даже шучу, что запретил бы в нашей республике продавать голубую краску. Сегодня - особенно в провинции - все покрашено голубым цветом: от заборов до церквей. А это очень специфический цвет, как правило, неприемлемый для ландшафтной архитектурной среды".

Возможно, в некоторой степени это объясняется желанием уйти от серой застройки прошлых лет. Как и "разгул" памятников, который, к счастью, почти не затронул нас, но набирает обороты в России,. "Это происходит в противовес некогда существовавшему официозу, - отметил Алексей Игоревич, - мол, памятник – это исключительно монументальное произведение (которое, как правило, ничего не несло "ни уму, ни сердцу" простого обывателя). А сейчас появилась возможность, в т.ч. финансовая, украшать город всевозможными декоративно-прикладными жанровыми вещами… И это тоже мода. Вообще искусство (в т.ч. ландшафтная архитектура) сильно подвержено моде. Сейчас это проявилось с особой силой. Но считаю, что профессионалы – люди, более свободные от модных влияний, - должны такие вещи регулировать, в т.ч. и по мере своих административных возможностей (речь идет о службах главного художника, главных архитекторов и т.д.)".

Водно-зеленое ожерелье столицы

Даже пятна на солнце не мешают тому ярко светить. "Самые большие достижения у нас находятся именно в области ландшафтной архитектуры. И величайшее из них – Слепянская водно-зеленая система, - убежден наш собеседник. – Правда, беспокоит, что она сейчас достаточно запущена, и уход за ней не тот, как хотелось бы. Когда-то этот рукотворный уголок был первым, что мы с гордостью демонстрировали различным делегациям. То же касается водно-зеленого диаметра вдоль реки Свислочь. Хотелось бы только, чтобы он не погиб за будущей массированной застройкой, которая всегда пыталась "прихватить" кусочек этой зоны. Да и вся система минских парков сделана достаточно грамотно и профессионально. Достойно эта тема развивается и сегодня. Так, за последнее время у нас появился весьма респектабельный бульвар по ул. Ленина. Реконструирован Комаровский рынок. Активно благоустраиваются парк Челюскинцев и бульвар Толбухина. Похорошел обновленный парк им. Горького. Новые водно-зеленые зоны появятся в Лошицкой системе – там, где она пересекается с пр. Дзержинского. Разработан детальный план этой территории, и после его реализации непрерывная цепь воды и парков станет настоящим событием не только в ландшафтной архитектуре, но и в биографии нашей столицы". Да и в других областях предстоит много интересной творческой работы: "У нас большие нереализованные возможности по ландшафтной декоративной подсветке – зелени, садово-парковых элементов. Как говорится, есть где развернуться.

Можно сказать, насилу работают фонтаны. А ведь в летние дни они создают невероятный эффект. По-видимому, пришло время создать специальную технически-вооруженную службу, которая шире бы развивала эту тему".

Ни один главный художник или архитектор не может объяснить всем и каждому, что красиво, а что нет. Абсолютная цензура в любой области, в т.ч. эстетической, может довести дело до абсурда. Административными методами за всем не уследить. Выход - изучать (но не перенимать "дословно"!) чужой опыт и популяризировать его достижения, повышать уровень профессиональной подготовки архитекторов, научных кадров. И, возможно, главное - прививать горожанам вкус к художественному творчеству, поднимать их культурный уровень. Быть может, для этого потребуется не одно поколение. Но результат того будет стоить.

Заведующая сектором ландшафтной архитектуры управления благоустройства и городского дизайна Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Татьяна Георгиевна Гречина:

- Наибольшие объемы работ мы выполняем совместно с ландшафтной мастерской УП "Минскпроект". Можно сказать, что через них проходят все основные объекты благоустройства. Архитекторы Ирина Борисовна Синельник, Анна Алексеевна Аксенова, Людмила Владимировна Белякова - неравнодушные к своему делу специалисты, но буквально перегруженные работой. В последнее время появилось много достойных объектов ландшафтной архитектуры. Среди них можно отметить реконструкцию парка Челюскинцев и улицы Ленина от ГУМа до Белпромпроекта, Комсомольский бульвар, парки Победы и Дружбы народов, Сендайский сквер.

К сожалению, случается, что работы, которые ведутся по проекту, выполняются некачественно. Например, недавно мы были на приемке 4-го пускового комплекса парка Челюскинцев, который включает административное здание дирекции парка и хозяйственный блок. Приемочная комиссия сразу обратила внимание на ограждение между Ботаническим садом и парком. В частности, очень некачественно сделан цоколь под металлическое ограждение: поначалу я даже решила, что там использован старый фундамент. Надо сказать, что автор проекта Л.В.Белякова неоднократно делала замечания по этому поводу. Однако ни в ходе первого, ни второго, ни третьего пусковых комплексов брак не был исправлен. Проблема, по-видимому, заключается в том, что наш строительный комплекс сегодня очень востребован на жилье и других ответственных объектах, а на благоустройстве задействовано много строителей без опыта. Наверное, поэтому почти на каждом объекте благоустройства можно встретить отрицательные моменты.

На этом же объекте проявилась и еще одна беда: вандализм граждан. Красивая металлическая ограда местами погнута, хотя для этого нужно было приложить немало усилий. А еще – выкапывают рассаду, обрывают цветы… Поэтому наша мечта - развести в городе розарий - так и не получила воплощения.

Вообще цветочное оформление столицы стараемся вывести на европейский уровень. При этом в основном приходится применять оборудование, выпуск которого налажен за рубежом. Например, фирма "Флора-сервис" поставляет на наш рынок элементы цветочного оформления, в т.ч. пластиковые кашпо для вертикального озеленения. Они не только эстетичны, но и функциональны: двойное дно позволяет делать запас воды, сохранять температурный режим, а значит, не допускать перегрева корневой системы. Казалось бы, нет нужды изобретать велосипед, и такие изделия можно производить у нас в стране. Но отечественным производителям рентабельно налаживать их выпуск только в случае заказа не менее 1000 штук. Заказчики же, как правило, приобретают по 1-2 установке…

Что еще стоит "подтянуть"? Возможно – и такие предложения уже звучали из уст руководства города – следует создать дополнительный институт, который занимался бы объектами благоустройства. Хотелось бы также видеть более тесный союз архитекторов и специалистов по садово-парковому искусству – выпускников БГТУ. Это позволило бы вопросы озеленения обсуждать еще на эскизной стадии проекта благоустройства. Ведь не секрет, что порой коммуникации препятствуют посадке растений. Кроме того, следует внимательнее изучить в этом отношении опыт зарубежных стран, где сети прокладывают в специальных каналах, что более компактно.

Подготовила Ольга Брянцева, "Республиканская строительная газета"