Материалы

Любовь НОРДШТЕЙН: Снежная королева белорусской архитектуры

3-2-Europe 248Пока мужчины со свойственным им снобизмом утверждают, что архитектура – «мужская профессия», Любовь Нордштейн уже которое десятилетие блистает на архитектурном небосклоне нашей республики. Эффектная женщина с царственной осанкой находит время на все: проектирование, коллекционирование, просветительскую деятельность, общение с коллегами и друзьями. К слову, в этом году новогоднее поздравление многочисленным адресатам она подписала как Снежная Королева. «Моя фамилия НОРДштейн», - с улыбкой поясняет Любовь Абрамовна…

Ее отец А. Г. Нордштейн, родом из местечка Усвяты, что под Витебском, с будущей матерью нашей собеседницы Т. И. Нестеровой познакомился в Москве, куда та приехала из Подмосковья поступать в педагогический институт. Сам же он мечтал о большом искусстве – хотел окончить ВГИК или стать архитектором, но дала себя знать болезнь глаз, и планы пришлось поменять, подав документы в институт железнодорожного транспорта. И все же с творчеством А. Г. Нордштейн не расставался всю жизнь: учился на кинокурсах у легендарного С. М. Эйзенштейна, много рисовал и читал…

После Великой Отечественной войны, пройдя - в прямом смысле слова! - фронтовыми дорогами, семья обосновалась в Минске. Любовь Нордштейн после окончания школы поступила на архитектурное отделение БПИ (БНТУ). Защитив диплом, много лет проработала в БелНИИгипросельстрое, куда в то время по ряду причин был «сослан» выдающийся архитектор Г. В. Заборский.

В этом, казалось бы, «приземленном» институте он буквально творил чудеса, создавая уникальные проекты экспериментальных хозяйств. Впрочем, учиться у него Любовь Абрамовна начала еще в БНТУ, где он преподавал наряду со многими известными белорусскими зодчими: Н. Маклецовой, А. Воиновым, В. Гусевым, В. Волчеком, Н. Трахтенбергом и мн. др. Что касается БелНИИгипросельстроя, то там ей довелось сотрудничать с Г. В. Заборским в т. ч. при проектировании знаменитых Вертилишек. «Нравилось ли мне работать в институте? Безусловно! Г. В. Заборский был всецело предан архитектуре и «заразил» этим нас, - делится Л. А. Нордштейн. – Работали по вечерам и в выходные дни, причем о каких-то добавках к зарплатам речь даже не шла»…

3-1-23К слову, именно Г. В. Заборский дал своей ученице-коллеге рекомендацию при вступлении в Белорусский союз архитекторов в 1969 г. Общественная работа в профессиональном объединении ее очень увлекала, и в перестроечные годы Любовь Абрамовна оказалась на гребне первой волны открытия творческих мастерских при БСА.

Как архитектор и руководитель персональной мастерской, она участвовала в проектировании многих объектов, наиболее интересным из которых считает пос. Междуречье ПО «Нафтан». Поселок включает социально-бытовой центр, спортивные объекты, жилую коттеджную застройку, благоустройство, ландшафтную зону с водной системой «как в Венеции» - с каскадами, перепадами и пр. «Проектом было предусмотрено все прогрессивное и суперсовременное, - рассказывает Любовь Абрамовна. - И хоть удалось реализовать не все (к примеру, сады на крышах), думаю, что объектов, подобных Междуречью, нет не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом»…

Вообще свою жизнь она считает – и не без оснований – очень интересной: много путешествовала; играла в большой теннис; учитывая тотальный дефицит прошлых лет, прекрасно шила и вязала…

Сегодня Любовь Абрамовна немало времени посвящает популяризации на Интернет-пространстве «Артели» («Виртуозы Минска») – своеобразной «могучей кучки» наших дней. Лидером творческого объединения художников выступает ее брат Г. А. Нестеров.

Л. А. Нордштейн убеждена, что Беларусь – не только географический, но и культурный центр Европы. Ссылаясь на книгу П. Глобы «Срединная земля», она увлеченно доказывает: в нашей республике столько талантов, что их свет попросту затмевает порой друг друга. Попадая же в другие страны, они начинают буквально блистать на фоне тамошнего окружения: от М. Шагала и Д. Шостаковича до А. Пугачевой и Н. Подольской. «Выезжать за рубеж - это не выход!» – считает при этом Любовь Абрамовна и предлагает виртуально распространять белорусское искусство по всему свету. И, к слову, это удается: «Артель» сегодня хорошо известна за пределами республики. «Как белорусское Полесье питает водой всю Европу, так и белорусское культурное сообщество должно нести культуру в мир», - уверена она.

…Согласно древней легенде, первым строителем на Земле была черепаха. Коллекция Любови Абрамовны насчитывает более 500 наименований. Это черепахи-люди, черепахи-шкатулки, черепахи-подсвечники… Выполненные из металла, фарфора, стекла… «Родом» из Украины, Америки, Израиля… «Наверное, настало время готовить выставку», - делится планами Л. А. Нордштейн. В общем, планов «громадье» И мы желаем Любови Абрамовне их воплощения!

Ольга Брянцева