Модульная технология типового проектирования школ: быть или не быть в Беларуси?

Модульная технология типового проектирования школ:  быть или не быть в Беларуси?

Статья опубликована в журнале "Архитектура и строительство" №1 2016г.

 

Модульная технология типового проектирования школ:

быть или не быть в Беларуси?

Модульная технология типового проектирования школ:  быть или не быть в Беларуси?

Геннадий Штейнман

Фарберов Е.М.

Тоневицкая С.М.

 

В течение доперестроечных десятилетий основными задачами политики проектирования и строительства массовых типов социальных объектов, в том числе и школ, являлись экономичность, эффективность и предсказуемость бюджетных затрат на развитие этой сферы. Инструментом реализации было строительство по типовым проектам. Эта методика проектирования активно и во многом справедливо критиковалась за жесткость планировок, отсутствие градостроительной маневренности проектов, порождающее однообразие застройки жилых районов. Слабое развитие строительной индустрии и ограниченная номенклатура строительных материалов придавали еще большее однообразие типовым проектам.

Понимание их недостатков вызвало необходимость поиска новых технологий проектирования. Госстрой БССР разработал программы экспериментального проектирования комплексных серий общественных зданий, в каждой из которых решались различные проблемы.

В экспериментальной серии для строительства на селе из блокирующихся зданий торгово-бытового, культурного и административного назначения формировались общественные центры. Они отличались составом и функцией объектов обслуживания, проектировались с учетом существующей застройки, численности населения и предназначались для размещения в разнообразных градостроительных ситуациях. Особое внимание уделялось объемно-пространственным решениям зданий, их соподчинению и выявлению архитектурной доминанты застройки общественного центра, прорабатывались методики кооперации и блокирования зданий.

В серии проектов сельских и городских детских дошкольных учреждений были запроектированы типовые групповые ячейки и индивидуальные, разнообразные по мощности и форме блоки общественных и вспомогательных помещений. Это позволило разрабатывать различные проекты детских садов и модернизировать существующие здания путем пристройки групповых ячеек. Также была создана серия типовых проектов школ для сельской местности по экспериментальным программам, которые впоследствии легли в основу ныне действующих в Беларуси нормативных документов. Многие из экспериментальных и типовых проектов были реализованы и получили положительную оценку руководства отрасли и заказчиков.

 

Но наступило время политических и экономических перемен, и проблемы массового строительства социальных объектов надолго стали не актуальными. Эксперименты по совершенствованию проектирования были прерваны, постепенно исчезли научные подразделения и специализирующиеся на типовом проектировании коллективы.

В повседневную практику строительства школ пришел «праздник» индивидуального проектирования. Фасады и интерьеры зданий стали привлекательнее, возникли интересные примеры конструктивных и инженерных решений. Однако появились серьезные проблемы с качеством проектов, обусловленные сложностью и спецификой работы этих социально значимых зданий, уходом опытных архитектурных и инженерных кадров. К сожалению, многие профессионалы, создающие интересную архитектуру, не обладают знаниями о новых педагогических методиках обучения и воспитания, особенностях взаимоотношений различных возрастных групп учащихся, формах организации внешкольной работы и методах включения в нее родителей и жителей района. Если проект школы – первый в практике проектной организации, то в нем не удается достичь столь важной для бюджетного объекта максимальной экономичности и эффективности строительства. Самым болезненным недостатком этих проектов является высокая стоимость ученического места. Эту задачу раньше успешно решали коллективы, специализировавшиеся на типовом проектировании школ. И это было безусловным требованием государства для разрешения массового применения проекта.

Сегодня, пройдя любую экспертизу (обычно не имеющую специалистов по школам), проекты получают статус «повторно применяемых»! Заказчик, понимая дороговизну индивидуального проектирования, сроки разработки, согласований, прохождения экспертизы и утверждения документации, принимает решение о привязке «готового» проекта. Возникают сложности, связанные с посадкой объема на участок. Выделенные территории имеют различные размеры, конфигурацию, ориентацию, архитектурное окружение и рельеф, что осложняет и порой делает невозможной привязку выбранного проекта. Приходит понимание, что утвержденные проекты – это индивидуальные программы-задания, определяющие наполнение здания, принятые для конкретных регионов со своей строительной базой, конкретных заказчиков со своими требованиями и конкретными финансовыми возможностями. Вывод – экономия путем покупки тиражируемого проекта, разработанного в технологии индивидуального проектирования, для обычных школ нерациональна, так как выливается в проблемы и ощутимые затраты в процессе привязки и строительства.

Нет сомнений, что индивидуальное проектирование будет успешно развиваться при строительстве лицеев, гимназий, специализированных общеобразовательных учреждений. Эта технология незаменима на ответственных градостроительных направлениях и в условиях реконструкции сложившейся застройки. И все же надо признать, что для массовых типов школ в обычной жилой застройке это трудоемко, долго, дорого и в конечном счете неэффективно.

 

В последние годы Беларусь, Россия, Казахстан и другие страны СНГ активизируют усилия по продвижению реформы образования. Улучшающаяся демография, потребности государств в качественном повышении подготовки кадров требуют поиска более гибких и эффективных подходов к модернизации существующих и строительству новых массовых типов общеобразовательных школ. Вновь стали востребованы результаты высокой эффективности и предсказуемости бюджетных капиталовложений, качество технологических решений, присущих ушедшим в прошлое типовым проектам. Для решения этих задач ООО «ИНТЭКС» сформировало группу из российских и белорусских специалистов, имеющих опыт в градостроительстве, типовом и экспериментальном проектировании общественных зданий.

Творческим коллективом создана модульная технология разработки проектной документации, главным принципом которой является рациональное разделение общего объема школы на отдельные объекты-модули. Каждый модуль имеет определенную функцию, технико-экономические показатели, конструктивную и инженерную унификацию с другими модулями. Эта технология объединяет лучшие качества индивидуального (градостроительная маневренность, возможность формирования ансамблевой застройки) и типового (полнота и тщательность проработки документации, сроки привязки проекта, экономическая эффективность в строительстве) проектирования.

 

Функциональные признаки объединения помещений и зонирования модулей – единообразие и взаимосвязь технологических процессов: обучение, воспитание, досуг, инженерное обеспечение, конструктивно-планировочные требования. Оптимально запроектированные модули являются «кубиками конструктора», из которых собираются новые типовые школы для различных градостроительных ситуаций (рис. 1) или производится модернизация существующих зданий путем пристройки типовых проектов необходимых модулей (рис. 2). Модули можно использовать как фрагменты для разработки специализированных общеобразовательных учреждений. Важная методическая особенность этой технологии – параллельное проектирование планировок модулей и многовариантных композиций зданий школ. Тщательный и глубокий анализ взаимосвязи всех смежных разделов типовых модулей ведет к снижению трудоемкости и повышению качества проектных решений.

 

Проверка возможностей модульной технологии проектирования проведена методом экспериментального проектирования модулей и  их привязки на реальных участках застройки в Московской области. Определяющими задачами стали: достижение эффективных технико-экономических показателей проектов (в сравнении с рекомендованными к повторному применению проектами школ); привлекательная современная архитектура и возможности универсального применения типовых проектов модулей для решения различных задач (рис. 3).

На первом этапе работы были подготовлены проекты четырех модулей (трех типовых и одного соединительного). Алгоритмом экспериментальных проработок стала программа-задание на проектирование, принятая по МГСН 4.06-03 (обязательному приложению Р) с утвержденными технико-экономическими показателями. К работе были приняты два наиболее массовых типа общеобразовательных школ Москвы и Подмосковья: на 22 класса (550 учащихся, см. иллюстрацию) и на 33 класса (825 учащихся), для каждого из них было запроектировано по четыре модуля. Состав помещений в модулях различен у каждого из типов школ. В качестве примера функционального состава модулей приводим их наполнение для школы на 33 класса (825 учащихся).

В модуле «А» расположены помещения первых и начальных классов, группы свободного творчества, библиотека и медицинские помещения. Модуль «Б» составлен на основе классов-кабинетов и специализированных кабинетов основной школы, учебных кабинетов старшей школы. В модуле «В» находятся помещения трудового обучения, столовой, зрительного зала, спортивно-оздоровительные, инженерного обеспечения и т.д. Модули «А», «Б» и «В» запроектированы с блокировочным узлом, который предназначен как для пристройки к модернизируемым школам, так и для вариантного формирования проектов на различных по форме участках.

Модуль «Г» состоит из помещений вестибюльной группы, администрации, учительской основной и старшей школ, кружков свободного творчества и соединяет три типовых модуля через «блокировочные узлы». Он является центром композиции и может развиваться как функционально (по заданию педагогов), так и в зависимости от примененных архитектурных приемов. Модуль «Г» является доминантой, формирующей вход в школу, и его решение расширяет палитру выразительных архитектурных решений.

 

Планировка модулей и разработка проектов для тиражирования велись по действующим нормативам и требованиям технологии модульного проектирования:

– создание условий для организации работы школы по новым педагогическим методикам обучения и воспитания учащихся, в том числе после окончания учебного дня;

– разработку планировочных решений, направленных на разделение потоков учащихся начальной, основной и старшей школы и снижающих воздействие шума и запахов от столовой, спортивных залов, мастерских трудового обучения на учебные помещения;

– применение оптимальных технологических и объемно-планировочных решений, обеспечивающих максимальный экономический эффект от проектирования и строительства;

– формирование рациональной унифицированной конструктивной системы здания, ориентированной на региональную базу стройиндустрии и прогрессивные приемы строительства;

– площади помещений и технико-экономические показатели тиражируемых проектов должны соответствовать заданию на проектирование с минимальными отступлениями.

 

Варианты формирования новых школ и модернизация существующих зданий проектируются как «привязка» или как «привязка» с частичной переработкой блокировочных узлов. При необходимости могут применяться «зеркальные» варианты и другие приемы индивидуализации.

Сравнительный анализ технико-экономических показателей школ, запроектированных по модульной технологии (на 22 и 33 класса), с показателями «индивидуальных» проектов других авторских коллективов показал снижение общей площади помещений школ, стоимости ученического места и сметной стоимости строительства на 10–15%.

Модульной технологии проектирования школ предстоит проверка экспериментальным строительством в Москве и Московской области (рис. 4, 5). Работа проектировщиков будет направлена на дальнейшую оптимизацию конструктивных и инженерных решений типовых проектов модулей, поиск наиболее рациональных и экономичных технологий строительства школ. В то же время уже сейчас можно сделать выводы: новая технология проектирования позволяет добиться эффективных технико-экономических показателей типового проектирования и градостроительной мобильности «индивидуальных» проектов и, безусловно, упрощает и ускоряет сроки разработки проектной документации.

 

Будет ли востребована модульная технология типового проектирования школ в Беларуси? Мы полагаем, что в нашей республике, как и в России, задачи модернизации школьного фонда зданий путем пристройки модулей, развития современных типов учреждений общего образования, бережного отношения к бюджетным затратам требуют внедрения экономичных  подходов к проектированию школ и внимания всех, кто заинтересован в эффективном решении этой государственной задачи. Авторский коллектив  хорошо знаком с действующими в Республике Беларусь нормативами, так как принимал активное участие в их разработке. Составы и площади помещений весьма схожи с российскими нормативами. Преград для применения новой технологии проектирования нет.

 

 


 Модульная технология типового проектирования школ:  быть или не быть в Беларуси?

 Модульная технология типового проектирования школ:  быть или не быть в Беларуси?

 

 Модульная технология типового проектирования школ:  быть или не быть в Беларуси?

 

Модульная технология типового проектирования школ:  быть или не быть в Беларуси?