Материалы

Осенняя романтика ваковского дворца

zamokvoke

Дворцово-парковый комплекс в Ваке (литовское название Trakų Vokės) является одним из трех имений графа Яна Тышкевича, которое было построено во второй половине ХІХв. близ Вильни.

Итальянский архитектор А.Маркони в 1880 году создал на возвышенности вдоль небольшой речки интересный архитектурный комплекс со дворцом и хозяйственными постройками. В начале ХХв. уже другой зодчий - французский ландшафтный архитектор Э.Андре - заложил парк с живописными видами, несколькими прудами и партерным парком перед главным фасадом дворца, благодаря чему усадебный комплекс получил целостность.

Липовая аллея ведет к главному входу усадьбы. С ее левой стороны стоит каменная коптильня с деревянной гонтовой крышей. Совсем близко от нее построен современный жилой дом, но от такого соседства коптильня скорее только больше привлекает к себе внимание своей круглой формой и старыми с водяными потеками и отслоенной штукатуркой стенами, маленькими окошками, словно сказочный домик хоббита. Дальше аллея ведет от входа в курданер, где перед главным фасадом дворца расположен прямоугольно вытянутый бассейн с фонтаном. По стронам аллеи прячутся хозяйственные постройки: водонапорная башня, амбар, дом эконома, а также скромная дворцовая капличка и флигели, где сейчас устроены жилые квартиры.

Водонапорная башня решена в немного романтическом, модернистском стиле. Издалека ее силуэт может кому-то напомнить пагоду с характерной крышей. Весьма вероятно, что она строилась уже в межвоенный период, когда в архитектуре на этой территории был распространен романтический стиль польской старосветской усадьбы. В таком же романтическом стиле, но уже с элементами барокко построен дом эконома имения, который даже можно принять за главный дворец. Справа от дворца есть еще один вход на территорию усадьбы – в псевдоготическом стиле.

Дворец, построенный в силе неоклассицизма, получился шикарным, двухэтажным, с бельведером в центральной части. Вход оформлен двухколонным портиком, напоминающим простейший греческий храм в антах. Прообразом дворца, по-видимому, был дворец “Бельведер” последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в варшавской усадьбе Лазенки (т.н. Pałac na wodę). Только в этом случае пруд перед дворцом заменен бассейном с фонтаном. В том же “лазенковском” стиле построен дворец в Жемыславле (Ивьевский район), и этот же стиль использовался с незначительными изменениями во дворце в Затрочье, чей главный фасад обращен на Троцкий замок.

Парковый фасад дворца, окруженный деревьями и кустарниками, решен, по сравнению с лазенковским прототипом, в более современной манере – со стеклянными дверями и терассами, открытыми на парковую поляну. На другом ее конце чудом сохранился камень с памятной надписью о закладке парка в 1900 году графом Тышкевичем. Совсем недалеко от мемориального камня открываются виды на парк и искусственные пруды в нем.

Стремление иметь дворец в таком стиле, вероятно, основано на идее сохранения памяти и верности идеалам времен Речи Посполитой. Этим владелец как бы невзначай подчеркивал свои идеологические устремления и национальную идентичность, связывая себя с прошлым ради будущего. Такая романтичность была характерна для последних свидетелей былых времен, стремившихся жить с своем национальном государстве. Перейти в будущее можно лишь в том случае, когда существует связь с прошлым. Уже 80 лет, как не существовало Речи Посполитой как независимого государства, а значит, существовал временной разрыв между прошлым и будущим. Таким образом, архитектура романтизма была не ностальгией по прошлому, а как бы способом перехода с помощью символов прошлого от настоящего, где нет независимого государства, в будущее, где будет свое возрожденное государство, а значит, и другая национальная архитектура. И как мы видим, этот временной переход здесь, в Ваке, состоялся.

...Теперь, несмотря на общее забвение, комплекс выглядит еще более притягательно и романтично. Потому и тянутся сюда местные жители и туристы, чтобы отдохнуть и получить наслаждение от окружающей красоты, рисуя в воображении причудливые картины праздника осени, переходя из одной эпохи в другую, из одной поры года в другую…

Дмитрий Савельев, магистрант, архитектор