Материалы

С. П. Катков: педагог, художник, воин

25012010_katkov2Сергея Петровича Каткова знают и помнят как выдающегося педагога, воспитавшего целую плеяду белорусских художников и архитекторов. Несколько меньше он известен как живописец, график. Дело в том, что свои работы он демонстрировал нечасто, чтобы не навязывать своим воспитанникам свою технику, творческий почерк.

Пробел призвана восполнить выставка работ под названием «Пейзаж, который улыбается», состоявшаяся 19 января – 19 февраля т. г. в Национальном историческом музее в г. Минске. Это первое из юбилейных мероприятий к 100-летию белорусского художника, заслуженного учителя Беларуси, участника Великой Отечественной войны С. П. Каткова, которое культурная общественность республики будет отмечать в 2011 году.

Сергей Катков родился в Пензенской области России. Его учителем в живописи был воспитанник Ильи Репина известный русский художник Иван Горюшкин-Сорокопудов. В 1937 году Катков приехал в Беларусь, которой посвятил всю жизнь. В довоенные годы он руководил студией столичного Дворца пионеров и школьников, после войны продолжил работу в этой изостудии, преподавал в Минском художественном училище, созданной с его участием Минской художественной школе, Республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству.

Сегодня нелегко припомнить имена белорусских художников (а также архитекторов, скульпторов, искусствоведов), которые не учились бы у С. П. Каткова; многие из студийцев проявляют свой творческий заряд в науке и технике, строительстве и военном деле. Это заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Ленинской премии Л. Левин, народный художник Беларуси М. Данциг, заслуженные деятели искусств республики З. Литвинова, В. Сумарев, В. Толстик, Н. Счастная и многие-многие другие.

Как вспоминают его вчерашний воспитанники, С. П. Катков любил детей, и дети тянулись к нему. Он был для них не источником непререкаемой мудрости, а скорее старшим товарищем. Послевоенная детвора тянулась к нему, потому что он не навязывал своего мнения, а поддерживал любую технику живописи или графики. Помогал чаще советом, но иногда – и отдельным мазком или штрихом на радость юному художнику. Сергей Петрович регулярно устраивал выставки работ своих воспитанников, имена которых становились известными в стране и за рубежом. Так, за акварель «Мост через Свислочь»  восьмилетний Сергей Журавлев в 1957 г. был удостоен серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

За большой вклад в развитие художественного образования в 1966 г. художнику было присвоено почетное звание заслуженного учителя Беларуси.

Особая страница его биографии – Великая Отечественная война.  С. П. Катков прошел путь солдата от Москвы до Кенигсберга в рядах армии 3-го Белорусского фронта, совмещая обязанности солдата с функциями художника-агитатора и фотокорреспондента. В его жизненной летописи – оборона Москвы, Северо-Западный фронт, 3-й Белорусский фронт, Смоленск, Витебск, Дальний Восток, Манчжурия, а также медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией». На фронте художником созданы графические серии «Демянский плацдарм» и «Рамушевский коридор», которые сегодня являются ценными документами 1940-х годов.

После войны художник вернулся к своей любимой теме – белорусским пейзажам. Новаторством является сочетание в некоторых произведениях двух жанров: пейзажа и натюрморта. Живописное и графическое наследие С. П. Каткова, часть которого хранится в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь, Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, Белорусского союза художников, раскрывает талант мастера, который один из первых в изобразительном искусстве послевоенного времени обратился к пленэрной живописи, возродив отечественные традиции лирического пейзажа.

Ольга Брянцева, «Республиканская строительная газета»

 

25012010_katkov1В юбилейную экспозицию, представившую 40 живописных пейзажей С. П. Каткова, также вошло порядка 50 произведений художественной керамики дочери художника Светланы Катковой.

- Выставка приоткрывает зрителям неизвестного Каткова. Представленные на ней работы я обнаружила случайно несколько лет назад при ремонте дома, построенного при его жизни. У меня сохранились детские воспоминания, как часто он уходил на этюды еще до рассвета. Но не придавала значения тому, где все это хранится.

В ближайших планах – серия выставок в Беларуси и Москве, где С. П. Каткова хорошо помнят. Будет экспонироваться также архив детского творчества, собранный отцом и мною хранимый. Напомню, что он был использован при создании мемориала, посвященного детям – жертвам Великой Отечественной войны в дер. Красный берег Гомельской области. К слову, Сергей Петрович когда-то мечтал создать Музей детского творчества…