Материалы

Современный бизнес-центр в Минске

persНедавно РУП «Главгосстройэкспертиза» было оформлено положительное экспертное заключение по архитектурному проекту «Торгово-административный центр со встроено-пристроенным наземно-подземным паркингом по ул. Ф. Скорины в г. Минске». Творческий руководитель проекта архитектор И. С. Журавлев рассказал об этом объекте и поделился впечатлениями от работы над ним.
- Чем, на Ваш взгляд, интересен данный объект?
- Здания и комплексы подобного назначения насыщены, как правило, внешним и внутренним содержанием. В нашем случае бизнес-центр интересен не просто сам по себе (хотя и это немало) - он значим и для города, и для заказчика, и для авторов проекта.
Городу данный объект интересен тем, что, во-первых, в его реализации участвуют средства иностранных инвесторов, а во-вторых - он запроектирован как градостроительный элемент, активно формирующий застройку улицы Ф. Скорины, архитектура которой в данный момент еще не сложилась.
Объект отвечает главному – экономическому – интересу заказчика. Он привлекателен выгодной градостроительной ситуацией: ул. Ф. Скорины, начинаясь в непосредственной близости от проспекта Независимости, улицы Филимонова и автовокзала «Московский», в своей главной части проходит почти параллельно к ансамблю Национальной библиотеки Беларуси. Между этими двумя магистралями разместится современный многофункциональный комплекс общественных и жилых зданий, строительство которых на данный момент уже идет. На противоположной стороне ул. Ф. Скорины (несколько по диагонали к упомянутому комплексу) и планируется строительство бизнес-центра, о котором идет речь. Благодаря этим градостроительным преимуществам, а также тому, что улица, на которой размещается объект, является кратчайшей связью между центральной частью города и т. н. «силиконовой долиной» становится очевидным коммерческий эффект будущего строительства.
Для авторов проекта он интересен в творческом плане со всеми сопровождающими процесс проектирования ребусами и головоломками, а также удовлетворенностью положительном оценкой результатов работы со стороны триумвирата в лице заказчика, Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и госэкспертизы.
На этом интерес проектировщиков не исчерпывается, поскольку имеется конечная цель: материальное воплощение авторской идеи.
- Что можно сказать об архитектуре бизнес-центра?
- Административно-торговый центр, как он назван в документах, или бизнес-центр, как мы договорились его называть, представляет собой 15-этажное здание с выступающими 2-этажным стилобатом. В плане, как сказали бы сторонники точных наук, сооружение представляет собой часть круга в виде сектора, крайние точки которого соответствуют координатам прилегающей застройки. Лирики бы заметили, что контуры плана ассоциируются с образом летящего дельтаплана или птицы, раскинувшей широкие крылья. Поэтому со всех визуальных точек этот объект архитектуры будет восприниматься по-разному.
На первом этаже стилобата предложено размещение ресторана с обеденным залом на 200 мест и отделения банка с расчетно-кассовым центром. На втором – торговый пассаж. Основной объем здания занимают административные помещения, при этом каждый из трех верхних этажей ориентирован на размещение одной административной единицы на всей площади. Других офисные этажи предполагают возможность их использования несколькими фирмами и службами. Над частью пятнадцатого этажа расположен антресольный уровень.
Главный вход в здание запроектирован по центральной оси и акцентирован объемным козырьком. Из основного вестибюля можно пройти не только в административный блок, но также в ресторан и банк, а на обзорном лифте - подняться на второй этаж в торговый пассаж. Кроме того, ресторан и отделение банка обеспечены автономными входами, расположенными в противоположных точках дуги главного входа. Основное предназначение ресторан – питание работников комплекса, но не исключена работа на горожан и гостей столицы.
Перепад рельефа позволяет разместить пристроенную двухэтажную гараж-стоянку таким образом, что ее верхний уровень служит наземной парковкой, а нижний – открытой стоянкой с частичным ограждением. Переход из этого сооружения в здание бизнес-центра организовано через остекленную крытую галерею на уровне второго этажа комплекса.
- Как проходил творческий процесс? Было ли взаимопонимание с заказчиком проекта?
- Благодаря конструктивным взаимоотношениями руководителей проектной организации и заказчика в работе авторского коллектива преобладала эмоционально насыщенная творческая атмосфера.
Образ здания, объем которого ориентирован на градостроительную ситуацию, и принятое за основу построение плана вокруг конструктивного ядра жесткости, сформированного лифтовой группой, сложился с первых шагов творческого поиска и остался неизменным до конца работы над архитектурным проектом.
Кстати, макет комплекса и демонстрационные материалы по проекту бизнес-центра при финансовой поддержке заказчика были экспонированы на Международной выставке-ярмарке в г. Брно (Чехия) в 2009 г. Проектная организация удостоена диплома этой выставки.
- Какова конструктивная основа здания?
- Труду конструкторов надо отдать должное. Им пришлось выполнить серьезные расчеты статики сооружения и найти решение по преодолению эффекта кручения пространственной конструктивной системы объекта, вызванного нетрадиционным построением его объема. В качестве несущих конструкций принят монолитный железобетон (колонны, пилоны, ядро жесткости, междуэтажные сплошные плиты перекрытия).
- Известно, что недооценка роли благоустройства может значительно ухудшить эффект общей картины…
- Работая над образом здания, призванного играть роль доминанты, не могли мы обойти вниманием архитектуру земли, на которой кроме торгово-административного центра и наземно-подземного паркинга предстояло разместить трансформаторную подстанцию и котельную, а также уладить непростые взаимоотношения с коллегами из института «Минскгражданпроект», авторами здания суда Первомайского района г. Минска, располагаемого на смежной территории.
Проектом решены вопросы организации движения транспорта и пешеходов, передвижения маломобильных групп населения, организованы площадки для отдыха. Запроектирована живописная структура озеленения в рамках городской среды, включающая композиции лиственных и хвойных деревьев, группы красивоцветущих декоративно-лиственных и хвойных кустарников в сочетании с открытыми пространствами газонов, цветников и пешеходных аллей.
- Чем бы можно было завершить нашу беседу?
- Прежде всего, было бы незаслуженным не назвать заказчика проекта - НООО «ГородСтрой – Инвест». Если бы с ним не сложились доверительные партнерские отношения, результат работы авторского коллектива мог бы оказаться совсем другим или вообще не состояться.
Проект выполнен УП «АрхКомплексПроект», в составе которого на разных этапах в работе приняли участие архитекторы М. Гаевская, И. Скоробогатая, Л. Потапейко, Р. Бобровский, Ю. Сакольчик. Кроме того, конструкторы В. Ермак, А. Пенькевич со своим коллективом и другие специалисты.
Уже разработана и согласована проектная документация на начало строительства (подготовительный период). Впереди следующая стадия проектирования – выполнение строительного проекта.
Завершается первое десятилетие XXI века, когда каждый день приносит на строительный рынок новые технологии, материалы и оборудование. Мы совместно с заказчиком стремимся держать руку на пульсе времени и, уверены: достижения прогресса найдут место при разработке строительного проекта.
Елизавета Брянцева, «Республиканская строительная газета»

P.S. В качестве несущих конструкций для разработки строительного проекта на последующей стадии по инициативе заказчика принято инновационное решение использовать несущий сталежелезобетонный каркас, запроектированный по нормам «Еврокод 4» и ставший первым в Республике Беларусь, суть конструктивного решения которого заключается в объединении работы стальных и бетонных элементов каркаса. В качестве несъемной опалубки перекрытия предложено использовать профилированный стальной лист.
Подобное конструктивное решение применялось и ранее, но в расчете не учитывалась совместная работа стали и бетона. Теперь это стало возможным с использованием новейших технологий, а именно анкеров фирмы NELSON, которые являются связующим звеном между металлом и бетоном.
Данное новшество, по мнению заказчика, позволит обеспечить привлекательные с точки зрения потребителя параметры здания, уменьшить материалоемкость до 20 %, снизить нагрузки на фундамент, обеспечить сокращение сроков возведения (по сравнению с монолитным каркасом) практически в два раза. И самое главное – обеспечить по-настоящему свободную планировку. В центре здания не будет ни одной несущей колонны, перекрытие опирается на наружные колонны и ядро жесткости.
В целом сталежелезобетонный каркас позволит достичь новых планировочных решений без увеличения стоимости строительства и со значительным сокращением его нормативного срока.