Материалы

Уникальному объекту – индивидуальный подход

elviraoperny1Взгляды минчан, неспешно прогуливающихся либо спешащих по своим делам по центральным улицам, в последнее время все чаще обращаются на этот объект.

На фоне зеленых куп будущего Театрального сквера и неутомимо снующей строительной техники с каждым днем отчетливее проступают величественные черты знаменитого детища И.Г.Лангбарда – здания Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

О ходе строительства и реконструкции этого памятника архитектуры рассказал генеральный директор научно-производственной организации "Эльвира" В.А.Поткин.

- Какие вопросы рассматриваются на штабах стройки?

- В их ходе обсуждаются и, главное, решаются абсолютно все возникающие инженерные, производственные, художественные проблемы. Всегда легче строить новое, нежели реставрировать и перестраивать ранее созданное, тем более такой исторический объект, как прославленный памятник историко-культурного наследия – "Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь", созданный в 1933 году по проекту прославленного архитектора Беларуси И.Г.Лангбарда, чей юбилей жители Беларуси недавно отмечали. Это, по сути дела, второй такой сложный строительный объект в Республике Беларусь, сочетающий всю самую передовую инженерную и производственную мысль, затребовавший особого внимания и использовавший самые новейшие строительные материалы как отечественного, так и зарубежного производства.

- Объект весьма сложный и ответственный. Вы решаете возникающие проблемы самостоятельно?

- Решать сложные задачи нам удается только благодаря тесному сотрудничеству, я бы сказал, монолитному сплочению, производственному союзу в лице проектировщиков РУП "Институт "Белгоспроект", руководства и специалистов Министерства архитектуры и строительства, Министерства культуры, специалистов Мингорисполкома, дирекции театра и нас, строителей, со значительной передовой силой ряда подрядных организаций Беларуси. Нужно отметить, что мы используем большой опыт и передовые достижения ученых Национальной академии наук Республики Беларусь.

Приведу хотя бы один из многих имеющих место примеров такого комплексного научного и производственного подхода к решению возникшей проблемы. Это работы по "трюму" (как мы окрестили его в ходе работы) - подсценовому пространству, которого раньше не было в самом здании. Нам нужно было "врыться" в глубь здания на 14,5 м (при этом требовалось сохранить целостность исторического детища) и разместить на этой глубине (а это, по сути дела, высота пятиэтажного дома) оборудование, которое позволит сцене от спектакля к спектаклю трансформироваться в соответствии с режиссерским замыслом. Обеспечить это оказалось непросто. В стене здания был выполнен специальный проем, в который смогла заезжать специальная техника. Представьте, как было интересно, когда под сценой, в самом сердце здания одновременно работало множество строительных крупногабаритных машин. Всего из "трюма" было вынуто порядка 2,5 тысяч кубов земли. Это была очень трудоемкая работа в стесненных условиях. Возможно, более сложная, чем вручную. Забивали буронабивные сваи, строили сложнейшие опалубки, бетонировали шахты. Эту работу мы должны завершить к 1 августа, чтобы освободить площадку для монтажа оборудования. Всего там будет смонтировано 10 гидравлических цилиндров высотой около 10 м и весом 8,5 тонн каждый (общий вес - более 800 тонн). Чтобы обеспечить их монтаж, разработана специальная система грузоподъемных механизмов, установлены временные балки и краны. Так что впереди нас также ждет сложная работа, а над всей этой работой стоит главный контролер – график сдачи объекта в декабре текущего года. И только благодаря такому тесному сотрудничеству мы уверены в выполнении поставленной задачи.

- Используете ли Вы опыт других стран в этом направлении на схожих объектах?

- Учитывая, что времени на обдумывание у нас нет, мы внимательно следим и по ряду возникающих проблем обмениваемся опытом и знаниями с нашими коллегами в России, которые занимаются реконструкцией и реставрацией Большого театра в г. Москве.

В этом году я побывал в Москве на реконструкции Большого театра, поделился своими наработками, узнал, что делается у них. Приятно, что нам тоже есть чем похвастаться, что в чем-то мы москвичей опередили, но профессиональной тайны у нас нет, и мы по-дружески делимся опытом друг с другом.

- В настоящее время практикуется принимать во внимание пожелания тех, кто будет жить или трудиться во вновь строящемся здании. Применяете ли Вы такой подход на этом объекте?

- В своей работе мы практикуем заслушивание мнений и пожеланий тех, кто будет трудиться в этом здании и обогащать нас, зрителей, своим искусством – артистов. Так, второй пусковой комплекс включает отделку помещений, в которых с утра до вечера будет царить рабочая обстановка среди артистов балета, хора и администрации театра, тем более что на сегодняшний день появились новые, более эффективные и долговечные, чем в 1933-е годы, отделочные материалы. Например, не стоит пытаться сохранить старую масляную краску - ее следует заменить современным аналогом, не испортив, а подчеркнув авторский замысел. Хочется, чтобы артисты и будущие зрители, придя после реконструкции в театр и увидев окружающую красоту, сказали: "Да, это стоило трех лет работы!"

Поэтому некоторые элементы интерьеров пришлось поменять по просьбам и предложениям артистов. Так, деревянные балюстрады на балконах фойе со временем потеряли свою прочность и эстетические качества. После всестороннего вдумчивого анализа они были заменены на точно такие же, но из мрамора – красивого "академического" камня.

Улучшились также некоторые порталы. И конечно, в полной мере это относится к полам. Раньше их рисунок был довольно простой, неброский. Сегодня мы его усилили, применив флорентийскую мозаику. Пожалуй, такого направления в Беларуси еще не было. Наши специалисты кропотливо выполняли шаблоны из картона в натуральную величину, вырезали и выкладывали кусочки камней девяти цветов. К слову, чертежи и рисунки художественного оформления полов также разрабатывали собственными силами. Конечно, все они предварительно утверждались на всевозможных советах и штабах.

- Удастся ли Вам при таком подходе сохранить первоначальный замысел Лангбарда?

- То, что мы увидим в ближайшем будущем, будет зданием, задуманным и созданным Лангбардом, но с деликатным добавлением небольших элементов, которые его украсят. Допустим, появятся выполненные в стиле прообраза, но все же новые шторы, люстры. Все, что было возможно отреставрировать - реставрируем, а где сделать этого нельзя - воссоздаем по фотографиям и эскизам новое.

- НПО "Эльвира" – одна из ведущих фирм по реставрации в Беларуси. И как таковая не может оставить без внимания (и реставрационных работ) некоторые объекты. Например, ее специалисты в настоящее время устанавливают лепнину на фасадах храма-памятника в честь Всех святых в память невинно убиенных во Отечестве нашем по ул. Калиновского в г. Минске.

- Для этого в нашем штате достаточно художников, которые тесно сотрудничают с Союзом художников Республики Беларусь, что позволяет успешно воплощать в жизнь замыслы и пожелания заказчиков. Но общестроительные работы мы ведем только здесь. Можно сказать, что 99% нашего коллектива (более 700 человек) трудится на реконструкции и строительстве театра.

- Остановитесь несколько подробнее на некоторых новшествах во внешнем и внутреннем облике театра.

- Если говорить о художественных работах, то помимо той же флорентийской мозаики мастера "Эльвиры" для здания театра выполняли и скульптуры муз искусства с непосредственным участием известных в Республике Беларусь скульпторов Геннадия Буралкина и Александра Финского. Несколько позже родилась идея украсить вход скульптурой, изображающей покровителя искусств – древнегреческого бога Аполлона. Сейчас она отрабатывается, а в октябре-ноябре будет смонтирована. Внутри здания также предполагается выполнение большого количества художественных работ. Так, заказчиком одобрены макеты небольших скульптур, которые в скором времени украсят театральные залы и фойе. Их изготовление уже начато. А вот роспись потолков к 1 июля уже завершена.

Занимаются специалисты "Эльвиры" и золочением поверхностей. Причем чистовая обработка и покрытие золотом осуществляются в мастерской, расположенной прямо на объекте. Например, сейчас ведется золочение портала. Надо сказать, что в процессе работы возникает много нюансов, о которых в начале и не предполагалось. Допустим, обследования показали, что нарушена несущая способность карниза второго этажа. В связи с этим там пришлось демонтировать все позолоченные изделия: их аккуратно снимали, нумеровали и, пересыпая опилками, упаковывали в специальные ящики. Затем, после изготовления и монтажа новых карнизов, позолоченные детали были привезены на объект и вновь установлены.

Осуществляется подготовка элементов для балконов зрительного зала. Дело в том, что до нас не дошла лепнина, запроектированная Лангбардом (со временем ее сменили новоделы последующих ремонтов). Теперь же принято решение воссоздать ее первоначальный облик по сохранившимся фотографиям и чертежам.

Завершается отработка технологии изготовления зрительских кресел. К слову, к каждому из них под полом будет подведена вентиляция, уникальную систему разводки которой запроектировали специалисты РУП "Институт "Белгоспроект".

Кроме того, в зрительном зале появится vip-ложа для высокопоставленных гостей.

- Немаловажной особенностью является стесненное расположение строительной площадки: на небольшом участке, в самом центре города. Причем здесь ведутся работы сразу на двух объектах: по реконструкции здания театра и по благоустройству парковой зоны (заказчик – УКС Центрального района, подрядчик – стройтрест №15).

- Коллеги идут буквально по пятам. Бывает, приходишь утром на объект, а там, где планировался заезд строительной техники (мы ежедневно десятками машин привозим строительные материалы и столько же вывозим строительного мусора), уже все перекопано. Приходится срочно искать другие пути. Поэтому стараемся каждый день согласовывать, увязывать наши работы.

Конечно, уникальность объекта и сложные условия труда приводят к производственным затратам. Несмотря на трудности, НПО "Эльвира" намеревается уложиться в поставленные сроки – сдать объект в декабре т.г. Затем у заказчика будет время до первого выступления на новой сцене, приуроченного к празднику 8 Марта, привести здесь все в порядок: наладить оборудование, расставить мебель, развесить шторы и картины… ImageДля воплощения такого грандиозного замысла НПО "Эльвира" постоянно расширяет и совершенствует свою производственную базу. В специальных помещениях, расположенных в центре города, лепщики и художники трудятся над изделиями, которые затем монтируются на объектах. Есть собственный цех металлообработки (если большие объемы металлических конструкций изготавливаются специалистами ОАО "Промтехмонтаж", то сопутствующие – собственными силами); литейное производство. На сегодняшний день закуплено оборудование для выпуска высокопрочного товарного бетона.

На сегодняшний день на объекте работает порядка 1000 человек. Первоначально их число составляло около 700 человек. Но Глава государства, А.Г.Лукашенко, посетив стройку, поставил задачу увеличить количество работающих, дал дельные практические советы. Мы выполнили его поручение и очень благодарны ему за ту помощь – и делом, и полезным советом, - которую он оказывает этому уникальному объекту.

Большую поддержку в организации строительных работ оказывает Министерство архитектуры и строительства, лично Министр А.И.Селезнев, заместитель Министра С.Г.Ласточкин, заместитель Министра культуры В.П.Гридюшко. Активное содействие и помощь ощущается со стороны мэра столицы М.Я.Павлова, городской и районной администраций. В общем, можно сказать, что строим объект "всем миром", как это было уже в новейшей истории страны на Национальной библиотеке Беларуси.

Ольга Брянцева