Материалы

В мире творчества и ярких красок

deti1В этом году студии декоративно-прикладного творчества при Белорусском союзе архитекторов исполнилось 20 лет. Отличный повод заглянуть в гости и узнать, над чем сейчас работают будущие великие художники и архитекторы.
По своим законам
…Едва переступив порог студии, кажется, что попадаешь в сказочный мир, где царит обилие ярких красок и непередаваемая атмосфера творчества. И экскурсию по нему следует начинать уже с холла, стены которого увешаны дипломами и грамотами. Эта «галерея славы» может  красочнее любых слов описать все достижения и успехи ребят, которые здесь занимаются. Большинство наград – на иностранном языке, что неудивительно, ведь воспитанники студии часто участвуют в конкурсах и выставках за границей. И везде их принимают «на ура». США, Канада, Израиль, Швеция, Польша, Италия, Англия – это еще далеко не полный список стран,  где работы юных белорусских художников имели успех. Особо теплые и длительные отношения у студии с Японией. Ребята часто участвуют в тамошних  выставках и конкурсах, с завидной регулярностью занимая призовые места. Дружба со страной Восходящего солнца длится уже более 10 лет.
deti2Впрочем, студия вряд ли имела бы такой успех, если бы не ее бессменный руководитель – А. А. Хмыль. И пусть выражение «учитель от Бога» – затертый штамп, к Александре Александровне оно подходит как нельзя лучше.  Она не просто заведует студией, а целиком погружается вместе с ребятами в творческий процесс, вкладывая в работу всю душу.
Дети называют своего преподавателя не иначе как Сан Сановна и могут вполне спокойно обратиться к ней на «ты». Она для них – лучший друг, но в то же время и незыблемый авторитет.
В студии царят свои законы и правила, соблюдать который обязан каждый член этого маленького сообщества. При этом здесь сочетаются, казалось бы, несовместимые вещи. С одной стороны, творческая атмосфера, с другой – строгая дисциплина. Отношения  строятся на дружбе и уважении.
Розовый волк и петух «под настроение»
Во время занятий атмосфера в студии рабочая. Каждый занят своим делом. Ребята старшей группы склонились над листами бумаги. Сегодня они постигают азы китайской живописи. Чтобы овладеть специальной техникой, нужно много заниматься. В работе используются специальные кисти и особая тонкая бумага.
В соседней комнате за мольбертами работает самая младшая группа: дети 3-4 лет. Следует отметить, что малыши занимаются по особой программе, которая направлена на всестороннее развитие творческих способностей. В программе – лепка из соленого теста, бисероплетение, оригами, квилинг,  левкас, гобелены. Ну и, конечно же, рисунок и живопись.
«Ребята выполняют самые разные творческие задания, – рассказывает Александра Александровна. – Так, например, одно из моих любимых называется «Петух под настроение». Это значит, каждый рисует такого петуха, который бы выразил его настроение в данный момент. Дети обожают это делать. А сегодняшняя тема занятия у них: «Кто в тереме живет». Каждый ребенок сам решает, кто же это. Сначала они рисовали дом, из окошек которого выглядывали «животные-квартиранты». А теперь задание – изобразить одного из жителей теремка».
deti3За первым мольбертом творила трехлетняя Танюша. На вопрос, кто живет в ее тереме, девочка уверенно ответила: «Волк!». Главный сказочный злодей у маленькой художницы получился весьма оригинально: необычной розовой окраски с добрыми глазами и широкой улыбкой. Похоже, волк полюбился всем малышам, т. к. на большинстве картин красовался именно этот лесной обитатель. Правда, каждый из маленьких художников представил своего волка по-своему.
А за соседним мольбертом трехлетний Лева рисовал зайчика. Он признался, что заниматься в студии ему очень нравится, но в будущем мечтает стать строителем.
Удивительно, но крохи охотно общались, без капли стеснения отвечали на все вопросы и позировали перед фотокамерой.
«Самое главное, что в нашей студии ребята становятся раскрепощенней и общительней, – говорит Александра Александровна. – Они уверенно чувствуют себя как среди сверстников, так и среди взрослых».
Когда младшая группа завершила рисовать, им предложили поиграть. Кстати, помогать директору в студию приходят студенты архитектурного факультета БНТУ. Все они – выпускники Александры Александровны. Когда-то и сами вот так вот сидели перед мольбертами и рисовали сказочных персонажей, а теперь – учатся в престижном вузе и делятся знаниями с младшими товарищами.
…Пока мы беседовали, в студии наступила перемена. Ребята отложили в сторону кисти и карандаши. Послышался шум закипающего чайника и звон кружек. «У нас сейчас перерыв на чаепитие, – объяснила Александра Александровна. – Эта  давняя традиция нашей студии: мы вместе работаем, вместе и отдыхаем. Во время чайной паузы дети имеют возможность пообщаться, поделиться новостями. Это делает их более близкими и открытыми, что немаловажно!»
Пока ребята чаевничали, с ними удалось пообщаться поближе, а заодно расспросить о студии. «Я хожу сюда уже 6 лет, – рассказал Андрей Мисевич. – За это время многому научился. Больше всего люблю рисовать пейзажи, хотя в будущем хочу стать архитектором».
А вот Марта Жолнерчик мечтает стать модельером. В свободное время она с удовольствием придумывает необычные фасоны одежды. А сегодня на занятии у нее получились красивые жирафы. «Сначала решила нарисовать оленя, но он не удался, – признается Марта. – Потом склонилась в сторону лося, но в итоге получился жираф».
Кстати, большинство ребят-выпускников студии, как правило, посвящают себя архитектуре либо выбирают такие профессии, как модельер, дизайнер. Для них занятия здесь – это хороший старт для начала успешной карьеры.
Главный критерий – трудолюбие
Попасть в студию декоративно-прикладного творчества может любой ребенок. Специального кастинга Александра Александровна не проводит. Критерий у нее только один –  трудолюбие. «Лентяев и лодырей не люблю, у нас таких и нет. Если ребенок старательный, значит, он сможет всему научиться. Только в сочетании с трудолюбием алмаз таланта сможет засиять во всю свою красу».
По словам А. А. Хмыль у нее все ребята настоящие молодцы. Наверное, поэтому они и работать, и отдыхать умеют «на отлично». Отсюда еще одна традиция студии – отмечать вместе праздники. Правда и здесь без творческого подхода не обошлось, ведь отмечают они только те, которые придумали сами. Например, День первого снега или Праздник зеленой травы.  Обязательное правило – наличие костюма. «Дресс-код» ребята соблюдают неукоснительно. Часто сами придумывают себе костюмы и никогда не повторяются.
«В детях нужно развивать творческое начало, умение фантазировать и передавать свои эмоции, – говорит Александра Александровна. – Поэтому мы стараемся к любому делу найти творческий подход. Каждый воспитанник за время обучения должен подготовить персональную выставку.  Сейчас к экспозиции готовится трехлетняя Маша Вовк».
«Помню каждого своего ученика»
Вся история студии детского творчества хранится в фотоальбомах, которых в кабинете директора огромное количество. Это своеобразная «летопись» словно оживает в руках Александры Александровны. Перелистывая страницу за страницей, она может бесконечно рассказывать о памятных событиях и любимых воспитанниках. На фотографиях – праздники, выставки, гости студии и, конечно же, сами дети. Многие из них уже стали талантливыми художниками, перспективными архитекторами, модными дизайнерами, как  в Беларуси, так и за ее пределами. Кто-то работает в Париже, в Москве, в Тель-Авиве...  Многие воспитанники студии уже приводят сюда своих детей.
Александра Александровна с гордостью достает из подарочного пакета красивую куклу. «Вот, моя бывшая ученица поздравила с юбилеем студии. Для меня такой подарок – самый ценный! Кукол она делает сама. Очень талантливая и трудолюбивая девушка. Совсем недавно в Минске у нее прошла выставка».
…Время в студии летит незаметно. Вот и очередное занятие подошло к концу. «Ребята, по домам!» – громко произносит Александра Александровна.
«Сан Сановна, я еще останусь на полчасика, можно?» – слышится со всех стороны.
«Ну вот, и так практически всегда!» – мягко улыбается директор.
…На смену этой группе сегодня вот-вот придет другая. Ребята усядутся перед чистыми листами бумаги и начнут творить. А Сан Сановна будет наблюдать, помогать и учить. Вот уже двадцать лет она неразрывно связана со своими ребятами, а они просто обожают ее.  И пусть на стенах студии уже нет свободного места от дипломов и грамот, ее бессменный руководитель знает, что все еще впереди. Ведь 20 лет – это время расцвета. А это значит, в студию будут приходить новые ребята, а коллекция фотоальбомов с каждым годом увеличиваться...
Ольга Зимина, «Республиканская строительная газета»