Материалы

Виват, КОРОЛЬ, виват!..

1 2Знаменитые Королевские чтения, посвященные народному архитектору СССР, действительному члену Академии художеств СССР, заслуженному строителю БССР, лауреату Государственной премии БССР Владимиру Адамовичу Королю, зародились в свое время по инициативе Министра архитектуры и строительства Анатолия Ничкасова и Евгения Ковалевского, возглавлявшего тогда Белорусский союз архитекторов. В год столетия со дня рождения выдающегося белорусского зодчего этот проект обрел поистине республиканский масштаб.

Напомним, в БНТУ прошла выставка художественных работ Владимира Короля. Программу юбилейных мероприятий продолжила международная научно-практическая конференция «Архитектурно-градостроительное развитие Беларуси: проблемы и решения», организованная Минстройархитектуры, Минобразования, архитектурным факультетом БНТУ и Белорусским союзом архитекторов. Ярким и запоминающимся стал VII Республиканский конкурс дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Беларуси, также посвященный 100-летнему юбилея.

Ну а в день рождения Владимира Короля - 27 декабря - его родные, руководство Минстройархитектуры и Белорусского союза архитекторов, представители архитектурной общественности возложили цветы к месту захоронения выдающегося архитектора и управленца. Как сказал Александр Корбут, председатель БСА, «трудно переоценить вклад этого человека в развитие белорусской архитектуры. Память о Короле, несомненно, сохранится на столетия». Заместитель Министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич подчеркнул, что «в этом году министерством принято решение возобновить премию Владимира Адамовича Короля. Этот человек действительно является основателем белорусского градостроения и достоин того, чтобы премия Минстройархитектуры за особые достижения в области территориального развития, градостроительства и архитектуры носила его имя».

Король – значит «первый»

1 1Юбилейные мероприятия состоялись практически во всех областных центрах. А в Витебске прошла поистине беспрецедентная памятная акция, организованная областными отделениями союзов строителей и архитекторов совместно с городской архитектурной администрацией.

Начало витебским Королевским чтениям было положено у стен детской художественной школы № 1, что разместилась в здании легендарного Витебского профессионального художественного техникума на ул. Суворова. Многочисленные памятные доски рассказывают нашим современникам о знаменитых людях, которые здесь когда-то учились. Среди них был и Владимир Король, доска которому была установлена 15 лет назад. Впрочем, обо все по порядку…

Как напомнил главный архитектор города Витебска Виталий Дубик, возлагая цветы к памятной доске, первая художественная alma mater во многом предопределила дальнейший жизненный и творческий путь будущего архитектурного лидера нашей республики. Успешно окончив учебу, он работал по специальности, потом поступил на архитектурный факультет Всероссийской академии художеств, а затем и в аспирантуру. Профессиональные планы Владимира Короля нарушила война, а после победы он принял самое активное участие в восстановлении разрушенного Минска и других городов Беларуси, в том числе Витебска. «Именно тогда в нем проявились способности не только художника, архитектора и педагога, но и талантливого организатора, что позволило ему в 1955 году возглавить Госкомитет БССР по делам строительства и архитектуры, - отметил Виталий Дубик. - Думаю, что окончание Витебской художественной школы дало определенный толчок его карьере и предопределило будущую судьбу этого великого человека. Знаменательно также то, что сегодня здесь живут и, конечно, принимают участие в Королевских чтениях люди, которые имели честь работать и общаться с Владимиром Адамовичем». Самому В. Дубику, по его словам, посчастливилось работать с такими мастерами – продолжателями дела Владимира Короля, как Николай Иванов, Александр Бельский, Борис Глушков и другие. «То, что в Витебске сформирована сильная профессиональная школа, придает особую значимость этому событию – Королевским чтениям, - продолжил он. - Замечательно, что в таких встречах принимает участие молодежь, которой предстоит повысить в обществе роль профессии архитектора, проектировщика, строителя. Хотелось бы, чтобы подобные мероприятия становились запоминающимися, сохраняя преемственность поколений».

В Королевских чтениях приняли участие гости из Минска. Среди них – кандидат архитектуры Вячеслав Чернатов и первый заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Вадим Дражин, который, поздравив витебских коллег с замечательным событием, рассказал о насыщенных планах профессионального объединения. Новый год будет насыщен интересными мероприятиями, к примеру, очередным Национальным фестивалем архитектуры с его традиционными конкурсами, в том числе «Леонардо». Биеннале молодых архитекторов завоевал популярность не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Поэтому активное участие в нем поможет творческой молодежи изо всех областей нашей республики установить полезные контакты с зарубежными коллегами, что придаст, по мнению выступающего, новый импульс развития их творчества.

В свою очередь председатель областной организации Белорусского союза художников, автор мемориальной доски, скульптор Александр Гвоздиков обратил внимание: «На Руси фамилия всегда носила некий философский смысл и многое говорила о носящем ее человеке. Кто такой король? Это – первый! Владимир Адамович – один из ведущих созидателей в нашей республике, недаром память о нем живет в наших сердцах».

Витебский Ренессанс–II

1 3…В конце 1910-х годов в губернском городе Витебске сошлись пути многих известнейших художников. Всех их объединила идея создания Витебской профессиональной художественной школы. С нею связаны имена Ю. Пэна, М. Шагала, М. Добужинского, В. Ермолаевой, Л. Лисицкого, К. Малевича, Р. Фалька и других, а этот феномен приобрел название «Витебский Ренессанс».

В 1920-х годах в художественном техникуме Витебска (так тогда называлось учебное заведение, ставшее одновременно культурным центром города) учился Владимир Король. Тогда там еще жил дух основателей Витебской школы – как известно, учат не только преподаватели, но и сами стены учебного учреждения. По прошествии многих лет он вспоминал: «…техникум все делал, чтобы воспитать во мне художника-реалиста, художника-гражданина… В техникуме я получил профессиональную подготовку, достаточную для того, чтобы впоследствии выдержать трудные вступительные экзамены и быть зачисленным к числу студентов архитектурного факультета Всероссийской академии художеств в Ленинграде. Верно, я этим в какой-то степени «изменил техникуму», так как специалистов такого профиля он не готовил. Однако этот факт говорит о гибкости, об универсальности программ техникума, притом – разве архитектура не родная сестра живописи и скульптуре?»

Наследуя традиции, в 1979 году в Витебске была открыта детская художественная школа № 1 (которая с 1992-го размещается по историческому адресу: ул. Суворова, 3). На момент основания она являлась первой в республике, организовавшей в своих стенах отделения станковой живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и дизайна.

В настоящее время здесь обучаются около 450 учащихся под руководством 17 преподавателей, имеющих высшее специальное образование, среди которых есть члены Союза художников и Союза дизайнеров Беларуси. За 30 лет работы ДХШ 1270 учеников получили свидетельства о начальном художественном образовании. Более 850 выпускников продолжили обучение в престижных художественных вузах Беларуси и России, а также в учебных заведениях Германии, Чехии, Греции, Франции, Литвы, Польши и Италии.

13 учеников детской художественной школы стали стипендиатами, а 9 учащихся отмечены премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. А дипломы, свидетельствующие о победах в многочисленных престижных конкурсах и участии ребят в выставках, попросту не счесть. Так, буквально в момент нашего приезда школа увлеченно готовилась к участию в экспозиции «Виват, зима!», что вот-вот должна была открыться в городской ратуше. Много совместных проектов – к примеру, арт-объект «Обувь» - учащиеся реализуют при поддержке известного обувного бренда «Белвест».

Возглавляет ДХШ Михаил Клименко, который гостеприимно приветствовал минских гостей. А его заместитель Ольга Валюшкина провела для них интересную экскурсию по школьным аудиториям. Здесь есть отделения живописи, дизайна (в том числе текстильного), архитектуры и графики. В продолжение исторических традиций видное место занимает архитектурное отделение, выпускники которого практически стопроцентно продолжают учебу в ПГУ или успешно сдают вступительные экзамены на архитектурный факультет БНТУ. «С самого начала работы школа взяла курс на профессиональное обучение», - пояснила наш гид.

Надо сказать, что и в саму ДХШ поступить не так-то просто: желающих так много, что перед зачислением ребята оканчивают подготовительное отделение. Такое упорство окупается сторицей. Дизайнер Елена Чуйкова, преподающая в этой школе, продемонстрировала немало интересных работ в области дизайна и объемного проектирования. По ее словам, отобрать их для показа было достаточно сложно – на самом деле, все они достойны внимания. Из опыта работы наша собеседница сделала вывод: работы учащихся ДХШ порой более интересные, чем у студентов вуза. «Дети не боятся в своем творчестве», - пояснила она. К слову, ребята работают и над реальными проектами. Так, этим летом они расписывали стену одного из корпусов детского лагеря отдыха.

16-летняя Дарья Губаревич, которая учится в ДХШ уже пятый год, призналась: «Мне здесь очень интересно. Пожалуй, хожу на занятия сюда с гораздо большим удовольствием, чем в общеобразовательную школу. Учусь многому: это и академический рисунок, и архитектурная композиция, и мн. др. Все это мне пригодится при поступлении на архитектурный факультет БНТУ. Участвую во многих конкурсах и выставках, к примеру, посвященной Марку Шагалу, которая прошла в Минске».

Увиденное позволяет надеяться: нашу республику ждет очередной «Витебский Ренессанс».

Именем Короля!

Королевские чтения продолжились обсуждением, вернее, задушевным диалогом, в котором коллеги-архитекторы обменялись воспоминаниями о работе и общении с Владимиром Королем.

Зачин разговору дал Вячеслав Чернатов – признанный эксперт «королевской темы». Присутствующие с большим интересом выслушали его рассказ об известных и не очень фактах биографии этого замечательного человека и настоящего профессионала. Постепенно раскрывались самые разные грани его богатой натуры: замечательного руководителя, архитектора, градостроителя, педагога и, конечно, человека. Тем же, кому не повезло принять участие в это мероприятии, очень советуем прочитать книгу В. Чернатова «Владимир Король» из серии «Мастера каменной летописи».

«В. Король входил в плеяду выдающихся представителей творческой интеллигенции Беларуси, чей талант расцвел во второй половине ХХ века, - обратил внимание автор. – Современник З. Азгура, И. Ахремчика, Л. Александровской, А. Бембеля, П. Бровки, А. Глебова, В. Волкова, В. Короткевича, А. Кулешова, М. Лынькова, А. Макаенка, Ю. Семеняко, И. Шамякина, и др. Он был в числе тех мастеров архитектуры, чьими усилиями было осуществлено послевоенное восстановление белорусских городов, в частности, коренное обновление архитектурного облика центральной части Минска».

В. Чернатов подчеркнул, что Владимир Адамович обладал даром формировать государственную градостроительную концепцию и, самое главное, находить талантливых исполнителей, способных ее реализовать. Большое внимание он уделял национальной идентичности архитектуры и градостроительства, причем проявлялось это не только и не столько в орнаментике, а в подходах к организации пространства, объемно-планировочным решениям зданий и пр.

К сожалению, размеры газетной публикации не позволяют подробно осветить все события Королевских чтений. Остановимся на рекомендациях Владимира Короля, сформулированных им в 1960-70-х годы и не потерявших актуальности по сей день.

Так, в самый разгар пресловутой «борьбы с архитектурными излишествами» Владимиру Адамовичу удалось буквально отстоять белорусское зодчество. «Красота в жизни нам нужна как воздух, она – не излишество! - говорил он. - Подлинная красота всегда знает меру».

Справедлива и его позиция в отношении ответственности за проект. Безусловно, в первую очередь, она лежит на авторе. Но не только. «История все равно узнает, кто проводил его согласование, - считал Владимир Король. – И тогда все станет на свое место».

В далеком 1965 году, когда высотное строительство только зарождалось, а первые «небоскребы» насчитывали по 9–12 этажей, на XIX съезде Союза архитекторов Беларуси он предупреждал своих коллег и, как оказалось, их потомков: все высотные здания, будь-то в Минске или областных центрах, должны исходить только из генерального плана.

Тогда же он сказал: к транспорту нужно относиться уважительно. Однако и в Минске, и в областных центрах транспортную проблему мы порой решаем небрежно. И, по мнению В. Чернатова, это еще откликнется стократ.

Как уже говорилось, Королевские чтения недаром проводились в Витебске. С этим городом был связан значимый период жизни и творчества В. Короля, и витебляне щедро поделились своими воспоминаниями об этом замечательном человеке.

Борис Глушков, долгие годы возглавлявший Витебскгражданпроект, а сегодня – областное отделение Союза Строителей, отметил: «Я благодарен судьбе за знакомство с Владимиром Королем и за то, что мне довелось 7 лет работать в бытность его председателем Госстроя, в структуру которого тогда входил наш институт. О нем я могу сказать одной фразой: Владимир Адамович – выдающаяся личность «высоких профессиональных и человеческих кондиций». Он был, можно сказать, главным архитектором республики. Эталоном классической застройки по сей день остается не только столичный проспект Независимости, отстроенный при его непосредственном участии, но и витебская улица Кирова, за проектированием и строительством которой внимательно следил В. Король, назначивший магистральным архитектором своего заместителя Валентина Гусева. Основными же разработчиками выступили молодые архитекторы Даниловы».

Именно у него родилась реализованная уже в наше время идея сделать ул. Суворова в г. Витебске пешеходной, что еще раз подтверждает его дар предвидения.

К сожалению, некоторые из заповедей Владимира Адамовича порой нарушаются – об ансамблевости застройки, высотном строительстве, водно-зеленых зонах и другие. Так, жители мегаполисов, например, москвичи, по-хорошему завидуют Минску – городу с 2-милионным населением, где в реке Свислочь плавают уточки, а рыбаки удят рыбу. Хотелось бы, чтобы эту картину наблюдали и наши потомки…

От имени Белорусского союза архитекторов Вадим Дражин выразил большую благодарность руководителю Витебской областной организации БСА Евгению Колбовичу, принявшему непосредственное участие в проведении Королевских чтений. Это архитектурное событие было организовано совместно с Борисом Глушковым, возглавляющим региональное отделение Союза Строителей. Пожалуй, именно на Витебщине сложился наиболее плодотворный тандем двух профессиональных объединений, что позволяет исторической культурной столице Беларуси быть местом проведения мероприятий республиканского масштаба. Нельзя не отметить также роль местной архитектурной администрации, которая, по словам первого заместителя председателя БСА, всегда «идет в ногу с союзом». «Только в единстве мы можем достичь результата!» - подчеркнул он.

Ольга Брянцева, «РСГ»