Материалы

«ВНУТРЕННИЕ LANDШАФТЫ», или топография души

3С 17 ноября по 6 декабря посетители Музея современного изобразительного искусства в Минске могли взглянуть на «Внутренние landшафты» молодых художников, убежденных, что традиционные произведения искусства «навязывают зрителю реальность своих создателей» либо всего лишь «имитируют действительность». В то время как гигантские внутренние пространства аудитории остаются непознанными…


«Картина на галерейной стене – лишь плоская иллюстрация, симуляция и, наконец, преграда, отделяющая мир искусства от наших же личностных эмоций и чувств, - уверены они. И обращаются к зрителям: - Мы, участники выставки, хотим сделать потаенную душевную топографию ощутимой».
Итак, речь идет о созданных в стенах музея арт-пространствах, а не о привычном наборе «прекрасных объектов искусства», висящих на стенах или стоящих на подставках. Здесь ключевое значение имеет зритель или, точнее, «восприниматель» произведений, ведь именно на его соучастие они рассчитаны. Авторы связывают перемещение посетителя по экспозиции с его внутренними движениями. Следуя их замыслу, «ландшафт раскрывается через движение – ряд сменяющих друг друга раздражителей, состояний, эмоций. Например, при движении во внешней предметности тело сотрясается, меняются картинки, возникают эмоциональные вовлеченности. В представленных проектах мы выстраиваем некоторые параметры, характерные для движения духовного, внутреннего. Задавая лишь направление, мы предоставляем посетителю выставки самому воссоздать остальные черты движения и персональные горизонты его духовных территорий».
1Как прокомментировал кандидат искусствоведения Павел Войницкий, группа трех художников, в которую вместе с ним входят Сергей Завиженец и Дарья Ивановская, возникла в 2005 г. И все эти годы арт-практика группы базируется в основном не на визуальности, а на концептах. Но, главное,  трое единомышленников занимаются искусством, в основе которого лежит взаимодействие со зрителем. Экспозиция представила последние произведения группы. Среди них «Неограниченные возможности и возможные ограничения» - симулятор полета с воздушным шаром и облаками, которые движутся, если взглянуть вниз. А еще аудиовизуальная инсталляция из 12-ти аутентичных старых ульев «Искусственный мед» (созданная в соавторстве со шведским художником Кристофером Пауэрсом).
Сергей Жданович – автор пространственной инсталляции Camera Obscura – поделился: «В данном проекте меня интересует природа изображения, формы отображения действительности, принципы ее фиксации.
Камера-обскура - как предтеча фотографии - имеет принципиальное отличие от последней, являясь, по сути, ее антиподом. Луч света, пропущенный через линзу, формирует документальное изображение на матовом стекле и, не будучи зафиксированным, является живой формой отображения действительности. Все происходит «здесь и сейчас», изображение изменяется во времени, как и сама реальность, тогда как фотоизображение есть лишь стоп-кадр, мертвая форма, архивное отображение временного отрезка. Фотоизображение (фотографию) создает автор, изображение в камере-обскуре -  окружающая реальность. В экспозиции размещены две камеры-обскуры, одна отображает вид за окном, вторая – вид интерьера галереи. Первая проецирует повседневную жизнь улицы, вторая - состоявшееся событие, где материалом являются зрители, присутствующие в зале.
Игорь Савченко вниманию посетителей предложил «Подписи к снимкам», представляющие названия несуществующих фотографий. Его пространства целиком виртуальные, воображаемые – пропуском в них служат черные буквы на белых листах бумаги, складывающиеся в поэтичные фразы. «Фотография того, что не может быть запечатлено на снимке, - вот проблематика этого проекта», - отметил он.
2В произведениях из стекла Алены Атрошкевич произошло смыкание древнейшей технологии, «подаренной солнцем и землей», с актуальными артистическими интенциями сегодняшнего дня. Стеклянный телефон, загадочно мерцающий в синих лучах видео-проекции, сопровождаемой шумом прибоя, сигнализирует о пространстве мечты, «мечты о море», которого в Беларуси, увы, нет.
По признанию Дениса Барсукова, та часть его творчества, которая не связана с живописью (плакат, компьютерная графика, арт-объекты) говорит на языке, доступном для понимания любого человека, в том числе не обремененного великими знаниями в искусстве: «Моя задача – добиться,  чтобы зритель любого уровня смог войти в диалог с работой или хотя бы не остаться равнодушным после ее просмотра». И, кажется, у него это получается…
«Надеемся, что экспозиция, организованная в рамках поддержанного Минкультуры проекта  «Зямля пад белымi крыламi» станет отправным пунктом путешествия по освоению внутренних ландшафтов, индивидуальных для каждого», - говорят на прощание участники выставки. Впрочем, до новых встреч…
Ольга Брянцева, «Республиканская строительная газета»