Материалы

Вокзал в Бресте (по следам конкурсов в Москве)

3_1В недалеком будущем в районе железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» должна появиться застройка, которая сможет стать одной из главных достопримечательностей не только пограничного города, но и всей страны. Она позиционируется как архитектурная доминанта на главном пути из Евросоюза в Беларусь. Идея такова: всякий, кто приедет в нашу страну, должен воспринимать эту землю как государство независимое и, в то же время, расположенное в центре Европы. Сердцевиной проекта должен стать старейший в городе железнодорожный вокзал.
Факты истории
В следующем году железнодорожный вокзал «Брест-Центральный» отпразднует 125 лет со дня основания. За это время он трижды менял свой облик.
Первый поезд пришел в Брест-Литовск в 1869 году из польского Тересполя. Затем всего за 18 месяцев была построена железная дорога Москва–Брест. В Москву поезда начали ходить в 1871 г. Товарно-пассажирский поезд № 1 шел по этому пути почти 80 часов, останавливаясь через каждые 20 км для заправки водой и дровами.
3_2Уже в 1873 г. железнодорожные составы из Бреста отправлялись по четырем направлениям. А когда стало понятно, что вот-вот в Российскую империю пойдут поезда прямо из Парижа, было принято решение о строительстве в Брест-Литовске железнодорожного вокзала.
Первое здание брестского вокзала было открыто 28 мая 1886 г. в присутствии российского императора Александра III. Вокзал был построен в виде «средневекового замка» с многочисленными арками, изящными зубцами и четырьмя водонапорными башнями (он был оборудован водяным отоплением). В залах для пассажиров 1-го и 2-го классов полы были паркетные, для 3-го класса - дощатые, в подсобных помещениях - бетонные. Вскоре вокзал стал первым на российских железных дорогах, где было установлено электрическое освещение: 160 лампочек по 20 свечей появились в залах и на перронах, 12 фонарей по 50 свечей освещали привокзальную площадь.
Здание, похожее на средневековую крепость, сверкало электрическими огнями около 30-ти лет. В 1915 г. во время Первой мировой войны отступающие русские войска сожгли Брест-Литовск и разрушили вокзал, чтобы они не достались врагу. А в 1919-м в город вошли поляки. Переименовали его в Брест-над-Бугом и отстроили на свой вкус вокзал.
По объему здание осталось прежним, но в архитектурном плане не представляло интереса, утратив былую имперскую мощь и шик. Таким брестский вокзал простоял до середины 50-х годов прошлого столетия, пережив и установление советской власти, которая пришла в Брест в 1937 г., и немецко-фашистскую оккупацию.
Новый толчок для развития железнодорожной станции «Брест-Центральный» дал маршал Советского Союза Климент Ворошилов. Он побывал в Бресте в 1949 г. и понял, что с таким примитивным зданием вокзала страна-победитель не должна встречать зарубежных гостей. Маршал посодействовал принятию решения о реконструкции железнодорожного вокзала в Бресте, которая и была проведена в 1953–1957 гг.
К работе подключились специалисты со всего Советского Союза. Проект разработали архитекторы предприятия «Киевгипротранс». Для отделки залов вокзала доставлялся мрамор из Урала, Карелии, Украины и Грузии. В результате в Бресте была воздвигнута одна из жемчужин сталинского ампира: со шпилем, колоннами, люстрами и высокими окнами.
Кардинальное обновление
Период застоя в Советском Союзе не обошел и брестский вокзал. Полвека простоял он практически в первозданном виде. Только в 1993 году польская компания PKZ произвела реставрацию фасадов, шпиля и звезды, в подвале главного здания проложила более 500 погонных метров труб. Позднее уже отечественные мастера по швейцарской технологии заменили полы в камерах хранения. Но практически весь вокзальный комплекс - станционные здания, переходы, платформы, перроны - нуждался в реконструкции. Вследствие изменений эксплуатационных норм состояние трех залов - пограничного, таможенного и международных касс – было признано аварийным, их пришлось закрыть на капитальный ремонт. Кроме того, требовали срочной замены устаревшие, порядком изношенные внешние и внутренние коммуникации: система электроснабжения, водопровод, канализация. И в 2008 г. на республиканском уровне было принято решение о реконструкции брестского вокзала.
Проект реконструкции вокзала станции «Брест-Центральный» разработали специалисты архитектурно-строительного отдела УП «Белжелдорпроект». Он прошел согласование в Министерстве культуры. Это обусловлено тем, что брестский вокзал внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Менять его облик можно только с соблюдением исторически сложившихся размеров, рисунка оконных проемов, дверей, внешнего и внутреннего оформления и других параметров.
Заказчиком строительно-монтажных работ выступило объединение «Белорусская железная дорога», генеральным подрядчиком - строительно-монтажный поезд № 391 (СМП-391). Задача предстояла не из легких - сохранить исторический облик вокзала, используя материалы и технологии ХХІ века, обеспечив при этом максимум комфорта для пассажиров и железнодорожников. Проектом предусматривалось переустройство путевой части, примыкающей к Московской стороне вокзала, благоустройство территории и еще множество пунктов.
На совещании у заместителя начальника Белорусской железной дороги в Минске летом 2008 г. было принято решение: в связи со строительными работами закрыть первый путь Московской стороны вокзала для движения поездов. Тогда же, в августе 2008 г. начался первый этап реконструкции.
В первую очередь строители обустроили сети водоснабжения для подготовки составов к рейсам и возвели ливневую канализацию с подключением ее к городской сети.
Затем они провели прокладку инженерных коммуникаций, контактной сети, сигнализации, наладку железнодорожной автоматики. Специалистами подрядной организации выполнен огромный объем работ по сдвижке железнодорожных путей. Проведено обустройство главного перрона с низкой платформой, вымощенной тротуарной плиткой. Установлены оригинальные фонари наружного освещения в стиле ретро, а также информационное табло. Теперь у пассажиров нет необходимости заходить в здание, чтобы ознакомиться с расписанием движения поездов. Новинка брестского вокзала – навесы над островной платформой, которые защищают пассажиров от атмосферных осадков.
Применив опыт Белорусского вокзала Москвы, в бывшем зале сержантского и рядового составов ООО «Буг» оборудован «зал комфорта», произведен ремонт центрального зала ожидания. Причем технология ремонтных работ разрабатывалась таким образом, чтобы большая часть зала оставалась доступной для пассажиров. Капитально отремонтирована комната официальных делегаций.  
Наиболее значимый объем работ строителями выполнен при возведении подземного пешеходного перехода. Его длина - 25 м, ширина - 6 м. Он соединяет островную платформу между 2–3 путями и привокзальную площадь. В тоннеле много света, большие яркие указатели сообщают, где находятся железнодорожные пути, специальные знаки добавляют информативности. Сохранена традиционная отделка стен мрамором и гранитом.
Главная особенность нового подземного перехода – безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями и пассажиров с крупногабаритными грузами. Они могут воспользоваться грузовыми площадками с лифтом. В него можно въехать в инвалидной коляске, спуститься в тоннель, добраться до небольшой площадки. Затем по пандусам колясочник спокойно выедет на перрон.
Реконструкция брестского вокзала продолжается. На очереди - структура погранично-таможенного комплекса: залы пограничного контроля, таможенного досмотра, билетно-кассовый зал.
Взгляд в будущее
Между тем, руководство г. Бреста смотрит в будущее и вынашивает достаточно смелые идеи. Принято решение о создании вокруг железнодорожного вокзала такой инфраструктуры, которая станет визитной карточкой нашей страны.
В декабре 2009 г. был объявлен конкурс на разработку лучшего эскизного предложения по застройке квартала, ограниченного улицами Республиканской, Ленина (существующий путепровод в районе железнодорожного вокзала), Орджоникидзе и Советской с учетом реконструкции вокзала. Непреложное условие - сохранение существующей застройки вокзала как историко-культурной ценности.
В конкурсе приняли участие коллективы архитекторов из ОАО «Брестпроект», ЧУПСП «Армиг» и ЧУПП «Студио-А3». Несмотря на общую задачу, каждый проект стал образцом оригинальной авторской идеи. Все эскизные предложения имеют характерные названия: «Острова», «Зеленая страна», «Подкова», «Деликатное предложение». Амбициозные планы авторов направлены в первую очередь на создание своеобразного моста в будущее. Они больше не хотят видеть вокзал местом ожидания поезда. Здесь должен зародиться самостоятельный организм, который привлечет жителей и гостей Бреста ощущением комфорта. Предлагается построить торговые и развлекательные центры, крупные стоянки для автомобилей, новые узлы общественного транспорта, кинотеатры, казино, боулинги и гостиницы. В проекты заложены парки и скверы.
Один из самых важных объектов новой застройки – современный автовокзал, который должен появиться на ул. Орджоникидзе. С его введением в строй сюда массовым потоком хлынут автобусы, троллейбусы, автомобили. Однако улица неширокая, и в дальнейшем превращение ее в крупную магистраль по объективным причинам невозможно. Поэтому специалисты сразу заговорили об особом назначении автовокзала в проектируемой застройке. Возможно, вблизи железной дороги автовокзал будет обслуживать лишь международное и междугороднее направления. Для пригородных сообщений будут выделены иные места в городе.
Рассмотрев детально представленные эскизные проекты, комиссия отметила, что в каждом из них заложены весьма интересные идеи. Один из эскизов признан наиболее функциональным. Привлекательным является предложение накрыть все пассажирские перроны железнодорожного вокзала защитным материалом.
Самое удачное место для гостиничного комплекса комиссия нашла в другом проекте. Авторская группа наметила возвести бизнес-центр (гостиница, ресторан, конференц-зал) на пересечении улицы Брестских Дивизий с существующим путепроводом.
Но стояла задача определить базовое эскизное предложение, на основе которого будет разработан проект будущей застройки. Окончательное решение по этому вопросу было принято в середине августа. Победителем конкурса признан эскизный проект под названием «Острова» архитектурно-конструкторского II отдела ОАО «Брестпроект». В нем предусматривается несколько объектов-«островов», объединенных «мостами» в широком смысле слова. Один такой «мост» – подземный пассаж с торговыми точками, который, пересекая улицы Орджоникидзе и Кижеватова, должен соединить ул. Комсомольскую с проектируемым гостиничным комплексом. Второй – крытый подвесной мост с видовыми точками на здание старого вокзала (на месте теперешнего открытого пешеходного моста). Третье связующее звено - продленный существующий тоннель соединяет гостиничный комплекс и новый автовокзал в створе улиц К. Маркса и Орджоникидзе.
Принципиальным моментом для проекта «Островов» стала высота нового комплекса. Она не должна превышать доминанту железнодорожного вокзала – шпиль со звездой. Высокие элементы возникают в проекте только для «необходимой системы визуальной коммуникации города». Авторы предлагают разместить группу высотных (до 14-18 этажей) жилых домов в створе улицы Ленина на пересечении спуска путепровода с улицами Брестских Дивизий и Республиканской.
Как одну из самых интересных идей комиссия отметила создание со стороны ул. Орджоникидзе узловой станции скоростного трамвая, связывающего центры всех районов города. Таким образом, авторы намереваются эффективно использовать существующие транспортные железнодорожные коридоры и их колеи, направленные в микрорайоны Восток, Южный, Аэровокзал и СЭЗ, Северо-Запад. По этим веткам предполагается расположить несколько промежуточных станций, к которым будут подходить маршруты общественного транспорта и такси.
Появление около 125 лет тому назад железнодорожного вокзала в Бресте во многом определило дальнейшую судьбу города, которому теперь дается очередной шанс заявить о себе. И в проекте перспективной застройки вокзалу отводится приоритетное место.
Василий Карпинчик, «Республиканская строительная газета»




В Международном смотре-конкурсе на лучший проект (постройку) года Международной ассоциации союзов архитекторов (МАСА), объединяющей  творческие союзы стран СНГ, проходившем в Москве одновременно с «Зодчеством – 2010», было немало победителей из нашей республики. Итак, награда присуждена следующей работе:
Диплом II степени - «Реконструкция железнодорожного вокзала в г.Бресте».   Авторский коллектив:  архитекторы  - А. Андреюк,  Д. Сушкевич, Е. Лещинский, Е. Парафенюк, В.  Юрко (г. Брест).