Материалы

Вперед в прошлое: Полоцк, век XII-ый…

ImageСпасо-Преображенская церковь, возведенная в Евфросиньевском монастыре в XII веке, – единственный дошедший до наших дней в полном объеме памятник истории и культуры Полоцкой земли домонгольского времени.

Остальные многочисленные каменные постройки на территории бывшего княжества, относящиеся к этому периоду, известны ныне в руинах, по письменным источникам и архивным фотографиям.

Степень сохранности храма действительно уникальна. Более того, сегодня с уверенностью можно сказать, что под несколькими слоями записей уцелел практически весь комплекс фресковой росписи XII столетия. А это от основания до свода храма – около 600 "квадратов" древней живописи, сохранившейся благодаря защите позднейших наслоений практически в идеальном состоянии.

"Скоро сказка сказывается…"

Как рассказала член Республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь - профессор, доктор искусствоведения Надежда Федоровна Высоцкая, интерес к этому памятнику "испокон века" был очень большой. Еще в 1929 году экспедиция, возглавляемая известным русским живописцем и искусствоведом, академиком И.Э.Грабарем, писала: "Материал невиданный, интересный и значительный". Тогда же учеными-реставраторами были сделаны первые небольшие зондажи. Позже, в 1960-е гг., подобные действия были предприняты доктором искусствоведения, реставратором высшей категории В.В.Филатовым. И, в сущности, до 1980-х гг. ситуация оставалась на том же уровне.

В 1990-е гг. белорусский реставратор В. Ракицкий предложил проект реставрации древних фресок Спасо-Преображенской церкви. Было получено благословение главы Белорусской православной церкви Филарета, появились источники финансирования. Однако по различным причинам реставрация затянулась на долгие 15 лет. Кроме того, как пояснила Н.Ф.Высоцкая, раскрытие фресок должно обязательно вестись параллельно с укреплением фундамента, реставрацией кровли и другими работами по зданию, что в данном случае не было организовано.

Совместный российско-белорусский проект

Для выхода из сложившейся ситуации Архиепископ Полоцкий и Глубокского Феодосий обратился в Московскую епархию, которая рекомендовала привлечь к работам кандидата искусствоведения, реставратора высшей квалификации В.Д.Сарабьянова, имеющего большой опыт по раскрытию именно домонгольской живописи.

Свою деятельность в Полоцке российский ученый начал с издания книги, где была обобщена уже имеющаяся информация и дано представление о значимости реставрируемого памятника. Как выявил В.Д.Сарабьянов, в храме идет, причем достаточно значительный, процесс самораскрытия живописи. Он начал делать дополнительные зондажи по различным параметрам в разных местах храма (наиболее плотно - в обсидной части и конхе); изучил материалы реставраций XIX - начала XX вв. Исследования показали, что предположения предшествующего реставратора В. Ракицкого в основе своей верны: живопись 1830-1880-х гг. покрывает фрески XII века. Кроме того, более детальное и тщательное изучение позволило обнаружить там прописки XVIII и даже XVI столетий. На основании этого была одобрена методика реставрационных работ, предложенная и начатая белорусским специалистом.

По решению Рады, над этим проектом бригады российских и белорусских реставраторов будут работать совместно. Планируется привлекать и других специалистов. Таких, например, как крупнейший эксперт в области домонгольской живописи - заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа О.М.Ионесян.

Это позволит, с одной стороны, обогатить практику работы в данной области реставраторов из России, а с другой – ускорит процесс раскрытия живописи на полоцкой земле.

О древних граффити…

Белорусским и российским реставраторам предстоит выполнить очень большой объем научных исследований, значение которых трудно переоценить: полоцкие фрески существенно пополнят сокровищницу домонгольской живописи в масштабе культуры Древней Руси, Сербии, Византийских памятников. Тем более что, по выражению Н.Ф.Высоцкой, Спасо-Преображенская церковь – единственный в Беларуси памятник, где живопись, причем "с головы до пят", сохранилась в хорошем состоянии.

Прежде, однако, предстоит решить весьма сложную проблему граффити, т.к. практически все старинные фрески покрыты графическими надписями более поздних столетий. Следует отметить, что наибольший интерес у российских специалистов, участвующих в реставрации Спасо-Преображенской церкви, вызвал процесс расслоения живописи. Дело в том, что написанная поверх старинных фресок масляная живопись XIX века находится в достаточно неплохом состоянии. Поэтому с целью ее сохранения (там, где это возможно) расслоение будет продолжено. Этот способ позволит отделить фрески XII столетия от позднейших записей и, таким образом, сохранить подлинную живопись разных эпох. Если остановиться подробнее, верхний слой определенным образом размягчается и сворачивается в "трубочку". Затем полученный фрагмент выкладывается на проклеенный специальными составами холст, разглаживается и… превращается в готовый к экспонированию объект.

Эта методика была открыта сравнительно недавно советскими учеными во главе с В.В. и С.В.Филатовыми. Здесь же, в Полоцке, она апробирована и применена. Весь процесс снимается на кино- и фотопленку, а его результаты будут выставлены в одной из галерей Полоцка.

…и комплексном подходе

Как уже говорилось, одновременно с раскрытием и расслоением живописи необходимо провести серьезную работу по археологическим и архитектурным изысканиям.

Так, предстоит решить сложную задачу по стягиванию здания металлическими тягами - чтобы оно "не ходило" (а значит, не появлялись трещины в кладке и утраты в росписи). Не менее важную проблему нужно разрешить с полом, поднятым по сравнению с историческим положением примерно на 60 см. Сделано это было при устройстве подвального помещения, где предположительно в XVII-XVIII веках были размещены захоронения. Надо сказать, что в результате устройства крипты церковь понесла серьезные потери как в конструктивном, так и художественном аспектах. Теперь захоронения предстоит перенести в объем такого же масштаба, а пол в храме понизить до исторической отметки. Это позволит - что трудно переоценить - раскрыть дополнительные более полуметра живописи XII века. И, кроме того, убрать влажность в здании, способную привести уникальные фрески к разрушению.

Соответственно, и снаружи храм станет выше, стройнее, масштабнее (для чего придется разобрать окружающие его пристройки). Надо отметить, что хотя он неоднократно перестраивался, его подлинное завершение хорошо сохранилось под крышей более позднего времени. А увидеть Спасо-Преображенскую церковь такой, как она была в XII веке, можно опять-таки на фресках. В одной из кельей - предположительно принадлежавшей Евфросинье Полоцкой - есть изображение монахини с храмом, абсолютно соответствующим тому, что сегодня находится под наружной кровлей.

Учитывая необходимость, как уже говорилось, переноса крипты и экспонирования живописи позапрошлого века, Н.Ф.Высоцкой предложено рядом с подлинной Спасо-Преображенской церковью (которой со временем будет возвращен уникальный облик XII столетия), построить "дубль-храм", воспроизводящий ее современный облик, куда и будут возвращены "на родные места" реликвии более позднего времени. Впрочем, окончательное решение по их сохранению и размещению еще впереди.

Сегодня стоит вопрос о превращении Полоцка в город-памятник и включении его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Тем более, что там есть и другие объекты XII века, раскрытые и вновь засыпанные в 1920-х гг. Поэтому специалисты ожидают, что со временем встанет вопрос о реставрации и других полоцких фресок.

Ольга Брянцева

 

В настоящее время определен объем и набор композиций и отдельных участков масляной живописи XIX в., отслоение и музеефикация которых обязательна и желательна. Определены следующие участки и композиции:

1. "Тайная вечеря" - единственная в списке живопись XVIII в. - в средней зоне алтарной апсиды; сохранилась в двух отдельных частях. Отслаивается полностью.

2. Два лика архангелов на своде восточной подпружной арки. Отслаиваются два фрагмента с ликами.

3. "Стас на престоле", цельная композиция на щеке алтарной арки. Полное отслоение.

4. "Воскрешение Лазаря", цельная композиция на южной стене. Возможно отслоение либо всей композиции, либо наиболее сохранных фрагментов.

5. "Рождество Христово", композиция на южной стене. Отслаиваются наиболее сохранные участки на левой половине композиции.

6. "Вход в Иерусалим", композиция на северной стене. Отслоение наиболее сохранной левой части.

7. "Успение Богоматери", композиция на северной стене. Отслоение осуществляется либо полностью, либо на наиболее сохранных участках.

8. "Св. Андрей Стратилат", композиция на восточной грани юго-западного подкупольного столба. Отслаивается полностью.

9. "Св. князья Владимир и Александр Невский", композиция на северной грани юго-западного подкупольного столба. Отслаивается полностью.

10. "Св. Георгий", композиция на восточной грани северо-западного подкупольного столба. Отслаивается полностью.

11. "Св. князья Борис и Глеб", композиция на южной грани северо-восточного подкупольного столба. Отслаивается полностью.

12. "Мучение св.Игнатия", композиция на восточном склоне малой северной арки юго-западного объема под хорами. Отлаивается полностью.

13. "Преп. Антоний Великий и Ефрем Сирин", изображения в центральной арке между наосом и нартексом. Отслаивается полностью.

14. "Лоно Авраамово", южная сторона нартекса. Отслаивается левая часть композиции с фигурой Авраама.

15. ангелы из "Страшного Суда", изображения на восточных склонах арок нартекса. Отслаивается полностью.

16. Ангелы трубящие из "Страшного Суда", композиция на восточном склоне центральной части свода нартекса. Отслаивается полностью.

17. Апостолы из "Страшного Суда", изображения на западных склонах арок нартекса. Отслаиваются верхние сохранные участки изображений.

18. Деисус из "Страшного Суда", композиция на западном склоне центрального свода нартекса. Отслаивается полностью.