Материалы

Зеркальная скульптура – о чем она?

zerkalo1Перечитывая статьи и тексты выступлений московского профессора Вячеслава Глазычева о городской среде и культурном потенциале города, я поняла, что именно здесь, пусть и в скрытой форме, кроется ответ, объясняющий не только возрастающую популярность, но и смысл современной городской скульптуры. Посыл Глазычева прост: идея должна обладать содержанием, а форма – целостностью и смыслом. Это не ново. Но есть еще третья составляющая, благодаря которой все и становится на свои места, – это контекст. Именно этим, на мой взгляд, объясняется столь высокий интерес в мире к работам Аниша Капура (Anish Kapoor): он сумел объединить реальное социальное и культурное пространство.

Обо всем по порядку

zerkalo2

Без названия, 1997

zerkalo3

«Головокружение»// «Vertigo», 2009

zerkalo4

«Головокружение»// «Vertigo», 2009 (Аниш Капур в отражении своей работы)

zerkalo5

«Головокружение»// «Vertigo», 2009

zerkalo6

«Головокружение»// «Vertigo», 2009

zerkalo7

«Головокружение»// «Vertigo», 2009

zerkalo8

«Небесное зеркало»// «Sky Mirror», 2006г., Рокфеллер-центр, Нью-Йорк, США (фото-источник: www.archinovosti.ru)

zerkalo9

«Небесное зеркало»// «Sky Mirror», 2001г., Ноттингем, Англия (фото-источник: www.archinovosti.ru

zerkalo10

«Небесное зеркало»// «Sky Mirror», 2006г., Рокфеллер-центр, Нью-Йорк, США (фото-источник: www.archinovosti.ru)

zerkalo11

«Небесное зеркало»// «Sky Mirror», 2006г., Рокфеллер-центр, Нью-Йорк, США

zerkalo12

«Облачные врата»// «Cloud Gate», 2004 г., парк «Миллениум», Чикаго, США (фото-источник: www.archinovosti.ru)

zerkalo13

«Облачные врата»// «Cloud Gate», 2004 г., парк «Миллениум», Чикаго, США (фото-источник: www.archinovosti.ru)

zerkalo14

«56 Леонард Стрит», Манхэттен, Нью-Йорк, США. (осень, 2010)

zerkalo15

«56 Леонард Стрит», Манхэттен, Нью-Йорк, США. (осень, 2010)

zerkalo1

Аниш Капур со своим произведением. Скульптурное произведение у входа на выставку «Головокружение»// «Vertigo», 22 сентября 2009 г. Королевская Академия искусства, Лондон

С одной стороны, его произведения вряд ли рассчитаны на «массового зрителя»,  которого так тянет к яркому и образному. С другой, кем же тогда являются те, кто приходят в Парк Миллениум в Чикаго посмотреть на 110-тонную абстрактную скульптуру «Врата облаков», внешне скорее напоминающую отполированную фасоль, чем облако? Или стремятся заглянуть в «Небесное зеркало» в Нью-Йорке, установленное прямо на улице в Рокфеллер-центре? И уж тем более, кто пойдет на выставку «Головокружение» («Vertigo»), недавно проходившую в Лондоне, в Королевской Академии искусств?  Удивительно, но факт: на эти мероприятия не только приходят, но и делают это в больших количествах, а уникальность и значимость этих событий достойна отдельного описания в мировой прессе. Почему это происходит и что означает я и предлагаю сейчас разобраться.

Любой творческий человек не стоит на месте – меняется его мировосприятие, меняются и техники передачи. В свете этого вполне закономерным видится переход у Пикассо от «Голубого» периода к «Розовому», а затем к кубизму (и далее). Само мироощущение и социальная структура диктовали цвет, стиль, форму и формат передачи. Чем тогда обусловлен выбор современного скульптора? И чем так притягательна зеркальная поверхность для Капура и его зрителей? Стоит отметить, что с «зеркальной скульптурой» он начал работать довольно давно, и эта техника в его арсенале не единственная. Но обо всем по порядку.

Аниш Капур родился в Бомбее, Индия в 1954 г.  В 1972-м переехал в Лондон, где получил серьезное художественное образование, окончив Hornsey College of Art (1973-1977) и Chelsea School of Art (1977-1978). Отсюда все и началось. В 1980-м у него состоялась персональная выставка в Париже, где он представлял Великобританию. Через пару лет вошел в состав группы «Новая британская скульптура». В 1990-м уже представлял Великобританию на Венецианской биеннале. А в 1991г., в возрасте 37 лет,  стал обладателем самой престижной премии по современному искусству в Великобритании – Тернера («The Turner prize»). С тех пора работает не покладая рук – как скульптор, художник и куратор, а недавно начал принимать участие и в любопытных архитектурных проектах.

В этой статье я бы хотела обратиться именно к развитию зеркальной скульптуры: несмотря на общность технического приема у него она принимает очень интересные, а порой и неожиданные формы и трактовки.

Загадки зеркала: снаружи и изнутри

Зеркальная или любая другая глянцевая поверхность давно и прочно вошла в наш обиход. Проходя, скажем, мимо витрин магазинов или зданий, оформленных зеркально отражающим стеклом, мы этому не удивляемся. Что же тогда такого уникального в зеркальной скульптуре? И почему Аниш Капур, пусть и наряду с другими, регулярно обращается к ней вот уже более 12 лет?

По собственному опыту мы знаем, что зеркало можно использовать как при внутреннем оформлении здания, так и снаружи. То же предлагает и Капур, только делает это несколько своеобразно. Так, например, ко внутреннему оформлению можно отнести его инсталляции галерейного формата. Одна из первых работ (рис.1) относится к 1997 году, последние, выполненные в той же технике, были представлены на его персональной выставке в Королевской Академии искусств, в Лондоне (рис. 2-6) («Vertigo»//«Головокружение» 22 сентября – 11 декабря 2009 г.). К слову, Аниш Капур - пока единственный художник, чьи работы были выставлены в Академии еще при жизни.

Кроме традиционного «круглого зеркала» автор предлагает и более необычные формы – от чистой геометрии до всевозможных изогнутых поверхностей. Справедливости ради стоит отметить, что даже вполне «обычное» круглое зеркало у него совсем не обычно. За счет вогнутой поверхности изображение «переворачивается» снизу вверх. Но и это еще не все. Название выставки вполне адекватно ее содержанию – не каждому под силу созерцать себя во множестве зеркал вверх ногами или мир, перевернутый с ног на голову, когда ты по-прежнему, устойчив и монументален. По собственному утверждению автора это и было одной из главных задумок. При этом он прекрасно понимал, что одна из наиболее очевидных реакций на выставку будет выражена фразой: «Это не искусство, а лишь глупая игра». Да и кому будет интересно смотреть на собственно перевернутое отражение? Тем не менее, он был прав, утверждая, что в этом есть что-то «находящееся на границе между полнотой смысла и банальностью». Невероятно, но факт: люди могли часами стоять возле «зеркала» изучая трансформировавшуюся вокруг них реальность – удвоенное или даже утроенное собственное отражение, временами растекающееся, словно мазутное пятно по поверхности, и полностью смазанный фон вокруг. Образовавшаяся вокруг атмосфера заставляла людей возвращаться к переживанию самих себя. Она  возвращал их к тому «объекту», о котором они и сами уже забыли, к собственной индивидуальности. Выставка обернулась практически медитативный курсом.

Многие могли бы отнести успех этой выставки к более ранним заслугам автора. Возможно, в чем-то они и правы, но не до конца. Зритель мог прийти и уйти, так как счел бы все это фарсом, пожалев собственное время. Этого не произошло.

Нечто подобное Аниш Капур, действительно, проделывал и ранее, только работы были более монументальными и предназначались для внешнего оформления города. Здесь я предлагаю обратиться к трем его скульптурам: «Небесное зеркало» («Sky Mirror»), 2001 г., Ноттингем, Англия; «Облачные врата» или «Врата облаков» («Cloud Gate»), 2004 г., парк «Миллениум», Чикаго, США; и еще одно «Небесное зеркало» («Sky Mirror») только уже для Рокфеллер-центр в Нью-Йорке, США.

Первая и третья работы (рис. 7 и рис. 8-10 соответственно), несмотря на разбежку в пять лет, практически одинаковы как концептуально, так и технологически. Разве что скульптура, сделанная для Нью-Йорка, несколько превышает предыдущие размером.  Вместе с этим, у многих возникает резонный вопрос: «А скульптура ли это? Или просто гигантское зеркало, выставленное на всеобщее обозрение?» Как ни парадоксально (а парадоксы - одна из любимых тем Капура), верными будут оба предположения, только каждое по-своему. Действительно, если говорить о скульптуре в классических терминах, то это должно быть «чем-то», от чего масса материала отсекается (либо наращивается). Здесь же на первом месте оказывается сама идея или концепт. Концептуальная скульптура становится все более распространенной, поэтому если назвать наши «Зеркала» «современной скульптурой», мы не уйдем далеко от истины. Здесь мы снова и снова должны возвращаться к контексту, а реальность такова, что современный человек, живущий в «информационном обществе», настолько забыл о себе самом и мире вокруг себя, что, возможно, единственный способ напомнить ему об этом – предложить вот такое «Зеркало». Тем более он сам, если судить по реакции, очень даже не против.

Скульптура с философским подтекстом

Аниш Капур по-философски точно уловил современные социальные изменения, соединив их с практической психологией. Ни для кого не секрет, что большую часть времени мы проводим в сети Internet, создавая виртуальные «комьюнити» и т. н. «социальные сети», где «живое общение» отходит на второй, если не третий план. Люди становятся не только автономными, но и более «закрытыми», анонимными[1]. Этому способствует как современный темп жизни, задаваемый высокими технологиями, так и сама жизнь в большом динамичном городе.

Зеркало и зеркальная поверхность, по задумке автора, позволяют человеку увидеть то, что его окружает, сфокусироваться на этом видении. Такая визуальная трансформация делает акцент на смотрящем. Вместе с тем, «Небесные зеркала» и «Облачные врата» в качестве первоочередной задачи раскрывают мир вокруг, отражая небо, окружающую архитектуру и прохожих. Если у нас нет времени смотреть по сторонам, то эти скульптуры предлагают такую возможность. Для больших городов - таких как, например, Чикаго и Нью-Йорк - это действительно актуально. Тем более интересно, что «Облачные врата» были заказаны Капуру городской мэрией – это государственная скульптура (рис. 11, 12).

Сам Капур, говоря о своих зеркальных произведениях, предпочитает терминологию живописи: «В традиционной живописи изображенная поверхность, ландшафт, несомненно, отступают, уходят вдаль. В зеркальном отражении, напротив, пространство не исчезает и не удаляется, оно приходит через тебя». По сути, это означает, что пространство появляется благодаря нам – под нашим взглядом. Его зеркальные «полотна», действительно, граничат с экспериментальной живописью. Какова цель этого эксперимента? Собственно, это такое же воздействие на зрителя, как и раньше, но на принципиально ином уровне (в сравнении с классикой) и ином языке. Возможно, именно такой формат становится более понятным, интересным и доступным для современного зрителя.

Последнее время наряду со скульптурой и инсталляциями Капур все больше обращается к архитектуре, хотя он предпочитает не разводить их на разные полюса. Так, например, к подобным проектам можно отнести две станции метро в Неаполе, мемориал британцам, погибшим во время теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, проект мемориального комплекса принцессы Дианы и др., каждый из них находится на пограничье между «чистой» скульптурой и архитектурой. Современное искусство таково, что практически любые жанры могут вступать во взаимодействие и в итоге выглядеть очень интересно и органично.

Что касается самых последних «архитектурных» проектов, находящихся в стадии активного строительства, то просто необходимо упомянуть интересный жилой дом, расположенный в районе Манхэттена (Нью-Йорк) (рис. 13, 14). Одной из его особенностей является огромная (на высоту первого этажа) скульптура из полированной стали, визуально напоминающая «капсулу», округло выпирающую под «нажимом» следующего этажа.

Не исключено, что со временем интерес к архитектурным проектам Аниша Капура будет не меньшим, чем к барселонским постройкам Гауди. Вот только если второго эта внешняя популярность совершенно не интересовала, то первый не только не будет от нее отказываться, но и направит силы на воплощение не менее интеллектуальных и необычных проектов.

Ольга Дмитриева, бакалавр философии, «Республиканская строительная газета»

 

[1]. Так в этом году были разработаны и представлены новые технологии для «умного дома». Для того что бы, например, купить шоколад, нам  уже не обязательно выходить на улицу и идти в магазин. Можно ввести свою «потребность» на интернет-экран, расположенный на холодильнике. Оплата осуществляется кредитной картой. Заказ доставляет курьер.

В статье использованы иллюстрации с сайтов: cache.daylife.com , www.arhinovosti.ru и www.archi.ru