Материалы

Жемчужина в Горках

329 июня 2012 г. Ученым советом Белорусской государственной сельскохозяйственной академии за большой вклад в изучение и развитие архитектурного ансамбля академии, подготовку специалистов в области архитектуры и строительства Сергачеву Сергею Алексеевичу, доктору архитектуры, профессору, заведующему кафедрой архитектуры жилых и общественных зданий Белорусского национального технического университета было присвоено звание почетного доктора этого старейшего высшего учебного заведения Беларуси.

Достаточно редкое событие, когда столь почетное звание присваивается специалисту совсем иной области знаний и по специальности, по которой данное учебное заведение не производит обучение. Но именно так отметила академия в Горках признание труда архитектора, исследовавшего историю создания архитектурного ансамбля академии. Монография "Жемчужина в Горках: архитектурный ансамбль сельскохозяйственной академии", увидевшая свет в 2010 г., была живо и заинтересованно принята коллективом академии, раскрыла для людей, которые, казалось бы, знали о том месте, где они жили, учились или работали, много нового и неизвестного им…

— Сергей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как рождалась эта книга.

— Прежде всего хочу сказать, что большое содействие в подготовке издания, в преодолении разного рода проблем оказал издатель Виктор Владимирович Хурсик, активно интересующийся историческим прошлым нашей Беларуси, знающий все тонкости издательского дела. Благодаря ему появилось и звонкое название книги. А предварили работу по созданию монографии несколько публикаций об истории создания архитектурного ансамбля академии, в том числе и в "Республиканской строительной газете" в мае 2010 г. — "Юбилей: ансамбль сельскохозяйственной академии в Горках".

Дело в том, что именно в 2010 г. исполнилось 170 лет, как в Горках, тогда совсем малозначимом местечке Могилевской губернии, 15 августа 1840 г. начало работать учебное заведение, которое готовило специалистов для сельского хозяйства — Горыгорецкая земледельческая школа. Это было учебное заведение, состоявшее из двух структур (разрядов). Высший разряд этой школы стал первым в Российской империи высшим сельскохозяйственным учебным заведением, а впоследствии, с 30 июля 1848 г., он был преобразован в Горыгорецкий земледельческий институт, который стал первым сельскохозяйственным учебным заведением России, получившим права и структуру университета.

— Чем интересен ансамбль этого старинного учебного заведения с точки зрения архитектуры?

— За прошедшее время Белорусская государственная сельскохозяйственная академия в Горках сформировалась как целостный архитектурный ансамбль, ставший историко-культурной ценностью республики. И это неудивительно, так как в архитектуре академического комплекса отразились все художественные направления этого исторического периода. Здесь можно встретить объекты периода классицизма ХIХ в., эклектики начала ХХ в., модерна, конструктивизма 1930-х гг., периода освоения классического наследия 1950-х гг., периода преобладания индустриальных методов строительства в 1960–1980-е гг. и, конечно, новейшего времени. Причем эти сооружения являются неотъемлемой частью обширного пространства, включающего старейший в Беларуси ботанический сад с его уникальными коллекциями растений, парковую зону, опытные поля.

Сложное название, иногда использовавшееся на начальном этапе становления этого учебного заведения, — Горы-Горецкая земледельческая школа — произошло от того, что его экономическую и пространственно-территориальную основу на начальном этапе составили владения, в состав которых входили местечки Горы и Горки, прежде принадлежавшие графу Л. Соллогубу, не вернувшего государству денежный долг. Потом написание названия упростили, заменив на "Горыгорецкая земледельческая школа".

— Книга раскрывает не только новые факты, но и забытые имена…

Действительно, книга привлекла внимание не только к учебному заведению — оно и так очень известно и уважаемо, — но и к среде, которая сложилась на том уголке белорусской земли, где были построены учебные корпуса, общежития, мастерские, жилые дома преподавателей, были созданы опытные поля и показательные огороды. Издание рассказало о том, как и кем все это создавалось. В историю архитектуры Беларуси введены новые имена. Известно было об архитекторе Анжело Кампиони, который работал тогда в Горках, но конкретно, что и как он строил, известно было ничтожно мало. А ведь он, проработав в Горках почти 10 лет, принял участие и в переустройстве самого местечка. В частности, им был запроектирован и построен на Рыночной площади местечка гостиный двор, в котором множество лавок он скомпоновал в четыре корпуса, формировавших закрытый двор, где находилась т. н. "важница". Затем, т. к. местечко активно развивалось, выполнил корректировку генерального плана, которую в 1845 г. утвердили в столице без каких-либо замечаний. Поэтому то, что Горки спустя полтора десятка лет стали не просто городом, а еще и уездным центром, была и заслуга архитектора Анжело Кампиони.

Надо отметить, что Горецкие учебные заведения были совершенно уникальными: в середине ХIХ в. Горки — единственное место в Беларуси, где преподавалась архитектура. Учебный процесс включал дисциплину "сельское домостроительство в соединении с черчением архитектурных планов". Кроме того, в институте и училище преподавали рисунок, еще больше часов учебной нагрузки отводилось для черчения — это дисциплины, которые и сегодня являются ведущими при подготовке специалистов в области архитектуры. В программе института были также дисциплины "Геодезия" и "Кадастр", благодаря которым студенты получали основы представлений о территории и пространстве, о качественных ценностях ландшафтов и сооружений. По нормам того времени обязательно надо было указывать, по каким учебникам или программам производится обучение; в отношении профессора Филиппа Николаевича Королева отмечали, что по архитектуре он проводит занятия "по собственным запискам".

"Сельская домостроительность" включала и практические занятия на объектах. Вот выдержки из отчета о практике в октябре 1844 г. одного из воспитанников: "При постройке скотного двора… занимался приемкою доставляемого из завода кирпича, наблюдением за выкладкою каменных стен с приложением к ним рам для окон и дверей, также выделка карнизов и поясков согласно утвержденному плану". С наступлением холодов "по желанию господина архитектора наблюдал за правильным устройством балок и переводов, мауэрлатов, поставлением стропил". Во время летней практики у студентов студенты "находились при постройках, где им были показаны на деле каменные, плотничные, печные, столярные и кровельные работы".

Кроме того, в Горках выполнялись экспериментальные работы по архитектуре (новые типы хозяйственных строений, учебных зданий и др.) и строительству (стены из глины, грунта и др.). В частности, кирпичные заводы Земледельческого института в Горках были своеобразным полигоном, на которых успешно проводились экспериментальные работы, нашедшие применение в строительной индустрии России. Адъюнкт-профессор, преподаватель математики и сельской архитектуры Александр Казимирович Больман изобрел "кирпичеобжигательную печь", непрерывная работа которой делала ее наиболее совершенной по сравнению с другими аналогичными конструкциями. Она считалась в то время лучшей. А с именем профессора Александра Николаевича Козловского, который, кстати, преподавал и архитектуру, связано заложение первого в России гончарного дренажа.

— Какие традиции, на Ваш взгляд, сохранились в Горках и поныне?

— Преподаватели, служащие, студенты и воспитанники всегда активно участвовали в совершенствовании и развитии архитектурной среды учебных заведений в Горках, что может восприниматься и как своеобразное проявление патриотического отношения к тому месту, где они жили, работали и учились. Именно такое отношение, передаваемое от одного поколения преподавателей к другому, стало основой формирования в Горках особой архитектурной среды, наполненной смыслом и эстетикой. Подобное отношение, во многом инициативное, содействовало тому, что архитектурный ансамбль академии в Горках стал важной частью историко-культурного наследия Республики Беларусь. Прослеживается это отношение и сегодня.

Неслучайно не просто Горки, а именно территория академии стала эпицентром празднования республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села "Дажынкі–2012". Подготовка к торжеству стала и своеобразным этапом в развитии архитектурного ансамбля. Многие объекты академии были реконструрованы и отремонтированы, а это почти сотня зданий и сооружений, инженерных сетей, элементов благоустройства. Из нового и весьма существенного — учебно-научно-производственная товарная ферма на 280 голов и рыбоводный индустриальный комплекс по выращиванию рыбопосадочного материала лососевых видов рыб с использованием системы замкнутого водоснабжения. А в центральной части академгородка появился молодежный культурно-развлекательный центр с амфитеатором на 2500 мест.

Преобразился и районный центр. В больнице появился новый хирургический корпус, что позволило ликвидировать многолетнюю незавершенку. Ледовая арена — также среди новинок города. Новым стал мост через реку Копылку, значительно обновились вокзал и автовокзал, гостиница, кинотеатр и множество зданий. Историко-этнографический музей переехал в новое здание — отреставрированный памятник архитектуры. Построено много жилых домов,улучшены инженерная инфраструктура и благоустройство города.

— Спасибо за интересный рассказ!

Беседовала Ольга Брянцева