Материалы

Жизнь, посвященная архитектуре

Проектное предложение-концепция реконструкции территории жилого образования «Веснинка» по пр. Победителей – водохранилище «Дрозды» (Почетный диплом лауреата и серебряная медаль на XI Всемирном триеннале архитектуры в Софии, 2006г.)Этой зимой заслуженному архитектору Республики Беларусь Леонарду Викторовичу Москалевичу исполнилось 70 лет. Его жизнь и творчество – это целая эпоха.

Он принадлежит к поколению, чье детство пришлось на военные годы, кто пережил хрущевскую оттепель, брежневский застой и горбачевскую перестройку. Были в жизни мастера периоды побед, а были и такие, когда его замыслы рушились… Это – удел каждой творческой личности. Но для Леонарда Викторовича главным всегда оставалось ощущение своей необходимости обществу. «Я архитектор. И чувствую постоянную ответственность не только за каждый свой проект, но и за то, какой будет архитектура моей страны сегодня и завтра, - говорит он. – Архитектура – это такая вещь, за которую нужно бороться». Что он и делает – с большим или меньшим успехом – всю жизнь.


Родительский дом, начало начал

Родился Леонард Москалевич 5 декабря 1936 года в дер. Козловичи Паричского (теперь Светлогорского) района Гомельской области. Мать, Ольга Игнатьевна, была учительницей младших классов, отец, Виктор Маркович, преподавал белорусский язык и литературу.

Детство мальчика оказалось нелегким. Отца в 1937г. репрессировали как «польского шпиона», и родные долгое время ничего не знали о судьбе близкого человека. Лишь спустя 20 лет было получено официальное подтверждение его полной реабилитации.

В четыре года в жизнь ребенка вошла война. Вместе со всеми он познал вкус беженства, с 1942г. и до освобождения – партизанскую жизнь с ее тяготами и тревогами. Пережил смерть младших брата и сестры, блокаду, видел гибель героев-партизан.

В 1944г. семья возвратилась на родное пепелище и временно поселилась в сельсовете. Мать почти 12 часов в сутки отдавала работе, и мальчик хозяйничал по дому с бабушкой Машей. Именно она оказала огромное воздействие на его формирование, отношение в жизни и людям. «Внучек, делай людям добро», - неустанно повторяла она, и этот завет внук пронес через всю жизнь.

Душевную близость находил Леонард и в общении с отчимом Иваном Устиновичем Пищиком. Мальчик до этого не знал отцовской ласки, и его истосковавшаяся душа безоговорочно поверила, что этот большой мужественный человек защитит и поддержит его.

Годы учебы стали для пытливого школьника периодом познания. Он много читал, увлекался радиотехникой. В старших классах Леонард уже неплохо разбирался в шедеврах живописи и искусства, начал всерьез интересоваться архитектурой. Именно тогда, в школьные годы, появилась у юноши привычка делать эскизы и зарисовки, что затем очень пригодилось в профессии.

Пора открытий

В 1954г. после окончания десятилетки Леонард уезжает в Минск с твердым намерением стать архитектором. Правда, первая попытка оказалась неудачной: всего одного балла абитуриенту Белорусского политехнического института не хватило до заветной мечты. Но уже через год он с гордостью занял место на студенческой скамье. То, к чему он страстно стремился, свершилось. Теперь все в его руках.

Учеба проходила не только в студенческих аудиториях и библиотечных залах, но и в ходе общения с маститыми преподавателями, среди которых – А.П.Воинов, В.И.Гусев, В.Н.Вараксин.

Преддипломную практику Леонард проходил в институте «Минскпроект» у Г.В.Заборского. Юноше невероятно повезло, поскольку в лице этого уникального человека и архитектора он приобрел не только учителя, но и друга. Много позже, когда ученик получит многочисленные награды и звания, народный архитектор СССР Г.В.Заборский так скажет о своем коллеге: «Среди многих своих учеников я всегда выделял Леонарда Москалевича. Прежде всего, уважаю его за человечность, за чуткость и внимание к людям, за одержимость, с которой он относится к архитектуре, за яркий самобытный талант».

В 1961г. выпускник в блеском защищает дипломный проект на тему «Павильон БССР на всемирной выставке «ЭКСПО-67» в г.Москве». Кстати, с ним произошла невероятная, почти фантастическая история. Тему дипломного проекта ему поменяли незадолго до защиты, что, конечно, не способствовало рождению полноценного замысла. Студенту хотелось сделать уникальное строение, но руководитель дипломной работы Г.В.Заборский все его эскизы отправлял в корзину. Идея пришла к нему… во сне. Причем сразу в двух вариантах. Зажмурившись (ему еще бабушка говорила: «Хочешь запомнить сон – не открывай сразу глаза»), попытался набросать увиденное. И вскоре принес Заборскому эскизы. Тот глянул на один, другой и сказал: «Любой. Работай». Работу выпускника высоко оценил председатель рабочей комиссии по проектированию дипломных проектов В.А.Король. «Вы будете зачислены в мастерскую «Минскпроекта» по разработке проекта павильона БССР на «ЭКСПО-67» в Москве», - сказал он. Перед дипломированным специалистом открылись большие возможности…

Рабочая палитра

Получив диплом, Леонард Москалевич уехал работать в брестский филиал «Белгоспроекта» (теперь «Брестпроект»). Это был его выбор: можно было бы остаться в столице, но молодому архитектору хотелось самостоятельного творчества – проектировать, строить, экспериментировать. За неполных пять лет он сделал немало: семь осуществленных проектов в Бресте и области. Первая его работа – Дом политического просвещения. Если говорить точнее, это была реконструкция (там стояло небольшое здание начала ХХ века), но ее суть тогда определили метко: к пуговице пальто пришили. Строительство такого объекта на селе не по типовому, а по индивидуальному проекту дало возможность Леонарду Москалевичу сказать свое, новое слово. И эта работа была по достоинству оценена, получила бронзовую медаль ВДНХ.

В те годы архитектор работал над самыми разными проектами: Брестский инженерно-строительный институт, планировка и застройка квартала по ул.Московской, комплекс 10-этажных жилых домов, детское кафе со станцией проката… Брестский период стал для него своего рода университетом, стартовой площадкой на пути постижения профессии.

Здесь все было впервые: первые самостоятельные проекты, первые победы и награды, первая любовь - Светлана, чувство к которой прошло через всю его жизнь.

В 1965г. Леонарда Викторовича приглашают на работу в «Минскпроект», и он переезжает в столицу. Как и его коллеги, он беспрестанно экспериментирует, стремится овладеть современными технологиями и материалами, найти оптимальные способы их применения. В каждый свой проект он привносит что-то новое – и в архитектурном, и в технологическом плане. Например, при строительстве Минского института культуры и Института повышения квалификации руководящих работников народного хозяйства БССР (ныне Академия управления при Президенте Республики Беларусь), впервые запроектированы кессонные панели своеобразной конфигурации, при строительстве выставочного комплекса «БелЭКСПО» - конструкции вантовых систем. О последнем в газетах того времени писалось: «Внешне сооружение очень красиво. Оно напоминает распустившийся цветок с чуть удлиненными и загнутыми кверху лепестками, который как бы накрывает собой горловину огромной хрустальной вазы». Конструктивное решение здания требовало немалого мастерства и инноваций при производстве строительных работ. Авторы проекта разработали уникальную по тем временам систему перекрытия павильона – с помощью пяти гиперболических параболоидов, выражающих живописность и легкость архитектурных форм. Между ними в строго заданной геометрии был натянут металлический каркас – ванты, на которые набрызгом укладывался бетон. Внутренняя площадь – 4,5 тыс. м2, и при этом ни одной колонны, что достигнуто с помощью вантовой системы. Спустя 15 лет, в 2000г., выставочный комплекс (и имя его автора) в числе пяти лучших белорусских объектов вошли в десятитомное энциклопедическое издание «Всемирная архитектура ХХ века: 1900-2000». Сейчас архитектор работает над второй очередью развития своего объекта. В новом проекте «Выставочный и торговый международный центр «БелЭКСПО» нашли многие замыслы его последних неосуществленных работ – комплекса здания СНГ и телерадиоцентра.

Не творчеством единым

Большие организаторские способности, активная творческая и общественная деятельность способствовали выдвижению Леонарда Викторовича на административные и государственные посты. Так, в 1975г. он был назначен заместителем председателя Госстроя БССР по архитектуре. Это был межведомственный орган, который не только контролировал и координировал всю архитектурно-строительную деятельность в стране, но и определял техническую политику в строительной отрасли. В аттестационном представлении на звание «Заслуженный архитектор БССР» Л.В.Москалевича написано, что он «… вносит значительный вклад в развитие архитектуры и градостроительства Белоруссии. Под его руководством и при непосредственном участии проводится большая работа по совершенствованию территориальной организации городов республики, повышению архитектурно-художественного уровня их застройки, улучшению проектно-сметного дела и типового проектирования, внедрению принципиально нового и прогрессивного метода проектирования и строительства крупнопанельных жилых домов на основе единой базовой серии, обеспечивающей повышение выразительности и разнообразия массовой застройки в городах республики».

Многие годы Л.В.Москалевич являлся официальным представителем БССР по жилищному строительству и градостроительству в Европейской экономической комиссии ООН в Женеве.

Годы, отданные административной работе, архитектор не считает потерянными для творчества: он не понаслышке знает, как работает административный механизм, и ему сегодня проще решать многие архитектурно-градостроительные вопросы.

Тема жилья – в центре внимания

С самого начала архитектурной деятельности Л.В.Москалевича в центре его внимания находилась проблема жилища. Интерес к градостроительству пробудила первая работа по планировке и застройке ул.Маяковского в Минске, выполненная еще в студенческие годы под руководством Г.В.Заборского. Он понял, насколько важна здесь ансамблевость, гармоничная целостность объемов зданий и сооружений, решение транспортных вопросов. 1960-1970-е гг. отмечены целым рядом жилых комплексов и отдельных домов: комплекс 4-10-этажных жилых домов по ул.Московской в Бресте, микрорайон №2 по ул.В.Хоружей, жилые дома по ул.ул. Богдановича, Куйбышева и Короля в Минске. Л.В.Москалевич вспоминает: «Важнейшую задачу – обеспечить население жильем – мы в свое время на 90% выполняли через КПД (серии 464 и 335). Понимая, что архитектура у нас в результате получается однообразная, поставили перед собой задачу: найти достойный ее образ. По требованию Госстроя «Белгоспроект» разработал базовую серию, в которой 20-30% элементов стали изменяемыми, а 70% конструкций – постоянными. Началась модернизация серии крупнопанельного домостроения. Считаю, что наша базовая серия – это именно то, что и сегодня может выполнить намеченные объемы и получить своеобразную архитектуру, причем в каждом городе свою».

Необходимо отметить попытку архитектора освоение в жилищной архитектуре 1970-х гг. новых материалов, повышенное внимание к тектонике домостроения. Например, в 647-квартирном жилом доме с комплексом встроенных магазинов «Нестерка» по ул.Богдановича впервые в практике строительства КПД им запроектирован и выполнен «бриллиантовый» руст-фактура фасадных панелей ограждения путем применения резиновых матриц с различным рисунком и рельефом.

Жилые постройки второй половины 1990-х – начала 2000-х гг., возведенные по проектам Л.В.Москалевича и его творческой мастерской, отличаются новаторством и высокой технологичностью. Среди них – 320-квартирный жилой дом со встроенными помещениями на углу ул.ул. Некрасова – Беды, проектные предложения по застройке пр.Дзержинского, концепция реконструкции территории жилого образования «Веснинка» и мн. др. Мастерская от слова «мастер»

1989г. ознаменовался для Л.В.Москалевича созданием персональной творческой мастерской. Это, по мнению Леонарда Викторовича, своеобразная лаборатория творчества, где вырабатываются и апробируются не только новые проекты, но и новые архитектурные идеи и направления. Архитектор, который навсегда остался государственным человеком, считает, что градостроительная политика в застройке городов и сел должна оставаться в руках государственных институтов. А вот конкурировать с ними в проектировании отдельных жилых массивов, объектов общественного назначения, творческие мастерские могут. Что и доказывает на собственном опыте.

В основу деятельности УП «Творческая мастерская архитектора Москалевича Л.В.» изначально было положено несколько правил: ответственность, мастерство, качество, срок исполнения. И еще: все значимые объекты делаются на конкурсной основе. Это дает возможность каждому архитектору проявить себя, а руководителю мастерской – исключить субъективный подход при распределении заказов. В итоге выигрывают заказчик, мастерская и архитектура в целом.

Деятельность мастерской разнопланова и охватывает широкий спектр проектных работ: это генеральный план, ПДП и проект застройки городского поселка на 10 тыс. жителей Малые Вязьмы Московской области (в соавторстве с Я.Л.Линевичем); Национальный институт образования (пристройка) по ул.Короля и мн. др. Сегодня мастерская архитектора Москалевича работает над реконструкцией исторического объекта – дома Ваньковича, а также проектом кафе в парке Янки Купалы.

Ольга Брянцева, «РСГ»