Материалы

Дипломный проект – пропуск в реальную архитектуру

ImageВ феврале 2007 года состоялся очередной выпуск студентов, завершивших свое обучение по специальности «Архитектура» и получивших дипломы по кафедре «Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ.

Хотя, если говорить откровенно, то большинство из этих студентов (данная группа формировалась только из успешных выпускников техникумов), уже не только понаслышке знают, что такое реальный архитектурный процесс. Почти все они имеют опыт работы, в том числе в ведущих проектных организациях Минска и в творческих мастерских известных белорусских архитекторов. А это очень непросто – сочетать учебу с работой. Но кафедра всегда поддерживала вполне естественное стремление студента немного заработать, понимая, что это, возможно, будет использовано и для наработки профессионального и чисто житейского опыта. При этом для некоторых такая работа - это уже не просто предварительное знакомство с тем, что его ожидает после окончания учебы, а вполне сознательная творческая, наполненная ответственностью деятельность.

Комиссия на предыдущих защитах дипломных проектов столкнулась с возникновением проблем с одной из обязательных частей дипломного проекта – «Интерьер». Всегда студент выбирал по своему усмотрению любое помещение (желательно из основных внутренних пространств здания) и предлагал его решение. Но постепенно проявились два обстоятельства. Первое - данная часть проекта всегда, к сожалению, откладывалась на последний период проектирования (а архитектору всю жизнь не хватает для завершения проекта всего лишь одних суток), что приводило обычно к несколько поспешным и неубедительным решениям. Второе, возможно вытекающее из первого: в условиях кризиса времени вместо проектирования студент порой обращается к имеющимся в огромном количестве информационным материалам разного толка и пытается подобрать для себя нечто подходящее. В его представлении нет особой разницы, его это гостиничный номер или из другого проекта, тем более, что современная копировальная и множительная техника может вершить буквально чудеса. Вот именно с копированием государственная комиссия и решила бороться. Было предложено вместо интерьера выполнять иную работу по своему проекту, и успешными оказались предложения по такому виду проектных материалов как развертка. Возможность проверить проектное решение с учетом контекста уже существующей ситуации, обеспечить более убедительную базу для правильности своих предложений, развертка, конечно же, обеспечивает (так, кое-где она как раз и показала, что в предлагаемом студентом архитектурном решении не все так хорошо, как выглядит на других чертежах). Тем более, что предлагаемые кафедрой темы для дипломного проектирования всегда основаны на реальных ситуациях.

Ольга Курьян в проекте «Конно-спортивный комплекс в поселке Ратомка» (руководитель – архитектор С.И.Федченко) удачно решила сложные технологические проблемы и разработала крытый спортивный манеж с предманежником, соединенным специальным переходом с конюшнями, и административными помещениями. Проектом учтены интересы зрителей (трибуны на 1000 мест), но в центре внимания все же находилась задача обеспечить наилучшие условия для проведения соревнований (манеж размерами 40х86 м). Основной объем строения в дипломной работе предлагается перекрыть сложным пространственным покрытием.

Проект Андрея Серегина «Общественный центр по ул. Немига в Минске» (руководитель – ст. преподаватель В.В.Горунович) показал, что в этой части столицы вполне может появиться объект с архитектурой, основанной на эмоциональности ее восприятия, хотя трактовка предлагаемых форм может быть и иной.

Проект Елены Лакисовой «Комплекс придорожного обслуживания» (руководитель – доцент Т.А.Рак) ориентирован на решение одной из актуальных проблем обслуживания транспортных потоков по трассе Минск – Вильнюс – Гродно. Им предусмотрены: 3-этажная гостиница с мансардой, ресторан, кемпинг, автозаправка, станция технического обслуживания – в общем, необходимое для таких объектов. Художественный образ комплекса формируют современные решения и материалы, в проекте нет стремления «подыграть» сельской местности некими, порой приписываемыми ей композиционными приемами. В еще большей мере современность, и не только в решении функциональных проблем, просматривается в проекте Людмилы Юрковец «Общественно-торговый центр по ул. Красноармейской в Минске» (руководитель – доцент И.П.Реутская). Сочетанием разных высот и особенно форм обоих частей комплекса автору удалось обеспечить достаточно гармоничное композиционное решение, и в то же время - добиться его активности.

Юрий Выжиковский в проекте «Многофункциональный комплекс на базе аэропорта Минск-1» (руководитель – доцент В.М.Чернатов) поробовал решить одну из основных на сегодня проблем белорусской столицы – создание уникальных объектов, характеризующихся масштабностью и оригинальностью архитектуры.

А Светлана Выжиковская в своем проекте «Детский реабилитационный центр в городе Браславе» (руководитель – доцент В.М.Чернатов), наоборот, в большей мере озабочена созданием архитектуры, тесно связанной с природной средой, учитывающей особенности сомасштабного окружения человеку в сложившейся структуре небольшого исторического города.

Проект Владимира Титова «Реконструкция лабораторного корпуса по ул. Московской, 14 в г. Минске под административное здание «Славнефтебанка» (руководитель - ст. преподаватель В.И.Кожар) может быть отнесен к работам, в которых решаются предельно реальные проблемы реконструкции. Автором были внимательно изучено существующее здание и предложены решения по надстройке и перепланировке его с сохранением основной конструктивной схемы. Важно и то, что учитываются также стилистические особенности окружающих построек 1950-х г.г. Поэтому предлагаемый образ банковского здания в полной мере вызывает ассоциации основательности и стабильности.

Проект Дмитрия Савельева (руководитель проекта – архитектор Д. Бубновский) решал проблемы, связанные с одним из известнейших памятников белорусской архитектуры – замком в Гольшанах Ошмянского района. Памятник известен и своей древностью (начало строительства восходит к XVI в.), и связью с одним из самых могущественных и влиятельных магнатских родов Великого княжества Литовского – Сапегами. Он не может оставаться в подобном заброшенном состоянии, тем более, что статус Гольшан заметно повышается – он становится агрогородком. Это и подвигло дипломника на поиск решений, позволяющих на основании значительного объема аналитической работы адаптировать данный объект историко-культурного наследия к процессам современного жития. Им предложены вполне реальные, и, что важно, поэтапные решения проблемы. Замок может превратить в музейно-гостиничный центр, архитектура которого будет основываться на уважительном отношении к остаткам замковых стен и башен и более смелом, но научно обоснованном восстановлении разрушенных участков. Целью в конечном итоге становится воссоздание древней замковой структуры, благоустройство окружающей территории с выявлением ее старинных элементов (пруды, оборонительные валы) и создание с их использованием активной современной среды, обладающей высоким эстетическим и познавательным потенциалом.

Предложение Алексея Леухина по реконструкции центральной части г.Вилейки (руководитель - ст. преподаватель В.И.Кожар) выполнялось в связи с обращением местных органов и показало, что это актуальная, интересная с архитектурной точки зрения задача. Но проект выявил и сложность ее, так как придется обязательно учитывать историческую разновременность сложившейся застройки и неизбежное сочетание обширного пространства площади и мелкомасштабности большинства существующих сооружений. Эти и другие работы показали хорошую профессиональную подготовку выпускников и их определенную уверенность в своих силах. Важно и то, что продемонстрировано умение планировать свою работу, так как на сей раз подача была в очень высокой степени готовности.

С.А.Сергачев, заведующий кафедрой «Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ,

«Республиканская строительная газета»