Материалы

К 20-летию государственной экспертизы

ImageИсполнилось 20 лет с того времени, как решением Правительства Республики Беларусь были созданы с 1 января 1988 года органы государственной вневедомственной экспертизы и упразднена разветвленная сеть ведомственных экспертиз.

 

У истоков создания государственной вневедомственной экспертизы были начальник управления государственной экспертизы проектов и смет Госстроя Абрамович Сергей Сергеевич и заместитель начальника Орлик Ростислав Григорьевич.

Как отмечалось, целью совершенствования экспертизы проектов являлось улучшение качества проектов и смет путем установления государственного контроля за качеством разработанной проектно-сметной документации, исключив ведомственный подход к оценке качества.


Положение о Главэкспертизе при Госстрое и положение об управлении госэкспертизы при облисполкоме (Мингорисполкоме) были утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 1988г. №10. В дальнейшем в связи с принятием Закона об инвестиционной деятельности, статьями 3, 8, 12 которого был регламентирован порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов и программ, было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 ноября 1993г. №792 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь и положения об управлении государственной вневедомственной экспертизы при областном (Минском городском) исполнительном комитете", а в 1996г. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 4 июня №362 были утверждены Положение о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительных проектов и Положение о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения архитектурных и строительных проектов.

Справочно: Из-за ограниченности бюджетных средств органы государственной экспертизы были переведены с 1 января 1991 года на хозрасчет и самофинансирование, что и было закреплено в положении о Главэкспертизе следующей записью: "Главэкспертиза при Госстрое функционирует на полном хозяйственном расчете и самофинансировании и может в установленном порядке осуществлять хозяйственную деятельность".

Аналогичная запись содержалась и в положении об управлении госэкспертизы при облисполкоме (Мингорисполкоме).

В приказе Госстроя от 17.12.1990 №90 о переводе Главэкспертизы на полный хозрасчет и самофинансирование говорилось: "Ввести с 01.01.1991 условия оплаты труда, должностные оклады и тарифные ставки работникам Главэкспертизы при Госстрое БССР применительно к уровню оплаты труда руководителей и высококвалифицированных специалистов проектных организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование".

В настоящее время порядок проведения государственной экспертизы проектов регламентируется Указами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства.

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006г. №676 пунктом 1.5 установлено, что не подлежит государственной экспертизе проектно-сметная документация по ремонту и модернизации зданий (отдельных помещений), инженерные решения которой не затрагивают несущей способности конструкций; типовых проектов, повторно применяемых индивидуальных проектов жилых домов и объектов социально-культурного, бытового назначения (за исключением привязки их фундаментов к грунтам основания); по строительству одноквартирных жилых домов III уровня ответственности.

Справочно: Указанная норма включена в проект постановления Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы обоснований инвестирования в строительство, градостроительных, архитектурных и строительных проектов. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 2004г. №727 органы государственной экспертизы преобразованы в унитарные предприятия.

В целях дальнейшего повышения эффективности работы органов государственной экспертизы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006г. №289 "О структуре Правительства Республики Беларусь" и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006г. №981 "Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь" совершенствуется структура органов государственной экспертизы путем создания единой системы (вертикали), что позволит оперативно и технически более обоснованно решать поставленные Главой государства и Правительством задачи по улучшению работы строительной отрасли и, в особенности, в части обеспечения эксплуатационной безопасности и энергетической эффективности запроектированных объектов.

Указом Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2007г. №622 приняты в республиканскую собственность имущественные комплексы территориальных коммунальных унитарных предприятий "Белгосэкспертиза" и поручено передать территориальные органы экспертизы в подчинение Госстандарта. Справочно: РУП "Белгосэкспертиза Минстройархитектуры" и РУП "Белгосэкспертиза по Витебской области" переданы в подчинение Госстандарта постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 №981.

Таким образом, получило логическое завершение совершенствование структуры органов государственной экспертизы, начатое 20 лет назад.

Во исполнение и в соответствии с Указами от 05.05.2006 №289, от 06.12.2007 №622 и от 16.11.2006 №676, Директивы №3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства" Президента Республики Беларусь разработаны, согласованы в установленном порядке и находятся на рассмотрении в Совете Министров Республики Беларусь проекты постановлений "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы обоснований инвестирования в строительство, градостроительных, архитектурных и строительных проектов" и "Об утверждении Положения об органах государственной экспертизы обоснований инвестирования в строительство, градостроительных, архитектурных и строительных проектов Республики Беларусь".

Указанными проектами правовых актов предусматриваются нижеследующие меры по совершенствованию организации проектирования и улучшению качества проектно-сметной документации:

- предусматривается передача документации на экспертизу разработчиками проектов, что соответствует принципу "одного окна" согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16.03.2006 №152 и освободит заказчика от несвойственных ему функций защиты в органе государственной экспертизы проектной продукции, разработанной не им, а главное, на 3-4 месяца сократит сроки проектирования и согласования проектно-сметной документации;

- рекомендуется заказчикам, инвесторам резервировать 30%средств стоимости разработки проекта до получения по нему положительного заключения органа государственной экспертизы;

- впервые (в развитие и во исполнение Указов Президента Республики Беларусь от 19 октября 2001г. №594 и от 16 января 2002г. №40, установивших применение штрафных санкций к органам государственной вневедомственной экспертизы) в Положения об органах госэкспертизы включается норма дисциплинарной, административной и уголовной ответственности руководителей и специалистов-экспертов за своевременность подготовки и качество экспертных заключений по разработанным проектам;

- во исполнение Директивы №1 Президента Республики Беларусь в части обеспечения эксплуатационной безопасности запроектированных объектов было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2004г. №644, которым усиливается контроль за качеством разрабатываемой документации путем экспертизы (наряду с архитектурным проектом) и разделов стадии "строительный проект" (при двухстадийном проектировании), обеспечивающих эксплуатационную безопасность запроектированного объекта. С целью снижения стоимости строительства, включая проектно-изыскательские работы, и оценки энергоэффективности запроектированных объектов принимаются меры по учету в республике построенных и запроектированных объектов путем их каталогизации для использования имеющихся аналогов и повторно применяемых проектов и проектных решений в практике проектирования.

Нормативно-техническая база нуждается в адаптации к требованиям Директив №1 и №3 Президента Республики Беларусь по обеспечению эксплуатационной безопасности и энергетической эффективности запроектированных объектов, в связи с чем внесены предложения по корректировке действующих технических нормативных правовых актов с целью исключения необоснованных требований, ведущих к удорожанию строительства, а также содержащих устаревшие технологические и технические требования; предложено в состав проектов включить разделы "Эксплуатация объекта" и "Энергетическая эффективность", а в состав паспорта объекта включить показатели по энергетической эффективности запроектированного объекта.

Вместе с тем, следует отметить, что многие предложения органов государственной экспертизы в части необходимости соблюдения требований Директив №1 и №3 Президента Республики Беларусь учтены при разработке и корректировке ТНПА. Так, по предложению РУП «Белгосэкспертиза» в окончательной редакции ТКП «Противопожарное водоснабжение» приняты обоснованные нормативы (без ущерба для пожарной безопасности) по снижению расходов воды на наружное пожаротушение для населенных пунктов до 5000 человек и отдельно стоящих зданий и сооружений, а также на внутреннее пожаротушение высотных жилых и общественных зданий большого объема. В целом, за 2007 год, рассмотрено 59 проектов ТНПА и изменений к ним, включающих требования Директив Президента Республики Беларусь №1 и №3.

Являясь не только активным и эффективным проводником экономической политики государства, обеспечивая соблюдение в рассмотренной документации технических нормативных правовых актов и директивных требований, органы государственной экспертизы успешно проявили себя в совершенствовании проектных решений, когда более 80% представленной на экспертизу документации корректировалось по предложениям экспертов в процессе их рассмотрения. Только за 2007 год органами государственной экспертизы было рассмотрено 27449 единиц проектной и градостроительной документации.

Качество проектно-сметной документации остается низким. Более 80 процентов единиц проектной документации, поступающей на экспертизу, корректируется по замечаниям экспертов, что является следствием недостаточной квалификации руководителей и специалистов-исполнителей проектных организаций, особенно малочисленных проектных групп и бюро.

В результате устранения выявленных в процессе экспертизы ошибок и просчетов, применения, по предложениям экспертов, более экономичных и рациональных проектных решений, исключения ошибочно включенных объемов и видов работ, необоснованных затрат и уточнения расценок на строительно-монтажные работы предотвращен необоснованный перерасход: металла – 1475,862 тонн; цемента – 3900,505 тонн; лесоматериалов – 887,793 м3; топливно-энергетических ресурсов – 1059,215 тонн условного топлива; электроэнергии – 1191,198 тыс. кВт/час; трудозатрат – 455,622 тыс. чел.-дней.

Снижена заявленная проектами сметная стоимость строительства за 2007 год в текущих ценах (на декабрь 2007 года) – 860,642 млрд. руб. (в том числе снижение стоимости строительства жилых домов составило 36,6 млрд. руб., что равноценно строительству жилых домов общей площадью более 30 тыс. м2, из расчета 500 долларов США за 1 м2).

Возвращено на доработку 982 проекта, требующих более 2 месяцев на корректировку. При этом фонд оплаты труда работников органов государственной экспертизы, включая внештатных из числа ученых и специалистов сторонних организаций, составил менее 1% от суммы сниженной стоимости строительства по проектам, скорректированным в процессе экспертизы.

Справочно: Численность высококвалифицированных специалистов-экспертов органов государственной экспертизы Республики Беларусь составляет 280 человек.

Всего за 20 лет своей деятельности в период с 1988 по 2007 годы органами государственной экспертизы рассмотрено 225869 проектов, возвращено на доработку 9293 проекта, или 4,11% от числа рассмотренных. За этот период по рассмотренной документации в процессе ее экспертизы предотвращен необоснованный перерасход: 44841,064 тонн металла; 127894,226 тонн цемента; 29744,923 м3 лесоматериалов; 49273,74 тонн условного топлива; 18650,032 кВт/час электроэнергии.

Работа на хозрасчете и самофинансировании способствовала более активному сотрудничеству экспертов и проектировщиков по доработке проектов в процессе их экспертизы.

И только в результате этого процент возвращенных на доработку проектов снизился с 13,02 в 1989 году до 3,58 за 2007 год.

В то же время ежегодно отмечались десятки проектов в качестве передового опыта, принципиально новых, прогрессивных и ресурсосберегающих проектных решений, в их числе наиболее значимые объекты:

- линии и сооружения Минского метрополитена (разработчик – ОАО "Минскметропроект");

- жилые массивы в г. Минске и областных центрах с монолитным каркасом и свободной планировкой квартир (УП "Институт "БелНИИС", ОАО "Институт "Минскгражданпроект", ОКУП "Институт Гомельгражданпроект", РУП "Белгоспроект" и др.);

- модульные котельные на крышах домов, работающие в автоматическом режиме (институт "Белгипрогаз" и др.);

- очистные сооружения с новой технологией очистки сточных вод с применением биоблоков (научно-производственное предприятие "Белэкполь");

- крупнопанельные жилые дома на базе модернизированных типовых серий (УП "Минскпроект", УП "Институт Гродногражданпроект", ОКУП "Институт Гомельгражданпроект" и др.);

- мосты и путепроводы с усовершенствованными конструкциями опор, ригелей, балок и т.д. (РУП "Белгипродор");

- реконструкция панельных жилых домов с устройством мансард и лоджий (РУП "Белжилпроект", ОКУП "Институт Гомельгражданпроект" и др.);

- техническое перевооружение птицефабрик и животноводческих комплексов (УП "Институт Белгипроагропищепром");

- реконструкция котельных для утилизации в качестве топлива древесных отходов (ЗАО "Белкотлострой", ОАО "Белпромпроект" и др.);

- устройство предизолированных бесканальных тепловых сетей (УП "Белкоммунпроект");

- спортивно-оздоровительные комплексы в Минске и областных центрах с архитектурно-планировочным и инженерным оснащением, позволяющими проводить международные соревнования (ОАО "Белпромпроект");

- Национальная библиотека Беларуси в г. Минске (ПКУП "Минскпроект" и творческие мастерские Виноградова М.К. и Крамаренко В.В.);

- модернизация футбольного манежа в г. Минске (ПКУП "Минскпроект");

- торговые центры (гипермаркеты) в г. Минске (ПРУП "Белгипроторг", ЗАО "Вант" и др.);

- культовые сооружения: церкви, костелы, мечети, синагоги (гражданпроекты, творческие мастерские и т.д.);

- тепловая реабилитация жилых домов (проектные институты);

- объекты малой энергетики (ГП "Белгипроводхоз", НПМП "Водолей", НПО "Малая энергетика" и др.);

- спортивный комплекс "Силичи" (ОАО "Минскгражданпроект");

- реконструкция Белгосфилармонии (РУП "Белгоспроект");

- реставрация и приспособление дворцово-паркового ансамбля XVI-XVIII веков в г. Несвиже (ОАО "Минскгражданпроект" и "Белпроектреставрация");

- реконструкция площади Независимости с подземным торгово-развлекательным центром "Столица" и паркингом в г. Минске (УП "Минскпроект");

- реставрация памятника архитектуры XVI-XX веков в г.п. Мир (УП "Минскпроект") и другие. Как видно, порядок проведения государственной экспертизы проектов уточняется применительно к конкретным экономическим условиям развития. Задачи органов государственной экспертизы на всем периоде их деятельности сохраняются, в их числе:

- обеспечение проведения в установленном порядке государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, осуществляемых за счет государственных инвестиций, а также проектно-сметной документации на строительство объектов, осуществляемое за счет собственных и привлеченных средств юридических и физических лиц в части соблюдения требований надежности, пожаро- и взрывобезопасности, а также градостроительных, социальных, экологических и санитарно-гигиенических требований, рационального расходования топливно-энергетических, сырьевых и природных ресурсов, соответствия проектных решений ограждающих конструкций действующим нормативам и стандартам;

- повышение уровня архитектурно-планировочных и градостроительных решений;

- организационное и методическое руководство работой органов государственной экспертизы;

- совершенствование проектно-сметного дела, строительного производства, изучение и распространение передового опыта в проектировании и строительстве.

Однако требования к качеству проектов и к работе экспертов возрастают. В этой связи постоянное повышение технического уровня работников органов государственной экспертизы проектов строительства – непреложное условие их качественной деятельности по экспертной оценке проектов. Согласно приказу Госстандарта от 24.01.2007 №17 "Об обучении руководителей и специалистов органов государственной экспертизы" руководители и все специалисты-эксперты республиканского и территориальных органов государственной экспертизы прошли обучение по 5-дневной программе. Следует отметить, что такой массовый характер учеба специалистов получила впервые за свой 20-летний период деятельности органов государственной экспертизы.

Организовали проведение учебы РУП "Белгосэкспертиза" и УО "Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством" Госстандарта Беларуси.

В основе программы обучения находились требования и вопросы, предъявляемые к объектам строительства Директивами №1 и 3 Президента Республики Беларусь в части обеспечения эксплуатационной безопасности и энергетической эффективности запроектированных объектов. С этой целью в качестве лекторов к обучению были привлечены ученые и специалисты различных отраслей экономики.

Так, профессор БНТУ Подобед Дмитрий Павлович выступил перед слушателями с лекцией на тему: "Особенности проектирования тепловых покрытий в мансардах и рулонных кровель производственных зданий". Заведующий лабораторией НИИ тепло- и массообмена Национальной академии наук Беларуси Конев Сергей Владимирович ознакомил присутствующих с энергосберегающими высокоэффективными теплотрубными технологиями.

О новых энергосберегающих материалах и технологиях информировал слушателей главный конструктор научно-исследовательского и проектно-технологического РУП "Институт НИПТИС" Потерщук Владимир Анатольевич.

О характерных нарушениях требований пожарной безопасности при разработке проектно-сметной документации, а также о проблемах осуществления надзора за соблюдением противопожарных требований при проектировании объектов узнали слушатели от Статкевича Сергей Геннадьевич – главного специалиста УНИП МЧС.

Разумеется, при проведении учебы основное внимание уделялось разъяснению руководителям и специалистам-экспертам задач и функций органов государственной экспертизы в строительстве, порядка проведения государственной экспертизы, основных требований и вопросов, подлежащих контролю органами государственной экспертизы в процессе рассмотрения проектов, а также составу, структуре, содержанию и порядку оформления экспертных заключений, правам и ответственности юридических и физических лиц органов государственной экспертизы, специфике труда эксперта.

Также, сознавая важность внедрения компьютерных технологий в практику государственной экспертизы и необходимости своевременного и достоверного информационного обеспечения ее, перед слушателями выступили с сообщениями разработчик программного обеспечения Гришко Максим Анатольевич – о ПО на всех стадиях проектирования; начальник отдела НЦПИ Стрельчик Ирина Владимировна – о возможности использования банка данных НЦПИ в экспертной деятельности; начальник отдела УП "Стройтехнорм" Ходова Тамара Михайловна – об опыте возможности информационного обеспечения и перспективе его развития. С интересными сообщениями для слушателей выступили также руководители структурных подразделений республиканского органа государственной экспертизы, а также представители других организаций и предприятий республики. Немаловажным в программе обучения являлось ознакомление в сопровождении авторов проектов слушателей с уникальными объектами, построенными и реконструируемыми в последние годы (Национальная библиотека Беларуси (ГАП Крамаренко В.В.); спортивный комплекс "Силичи" (ГАП Тельцов А.П.); реконструкция Белгосфилармонии (ГАП Кищук Л.А.); реставрация и приспособление дворцово-паркового ансамбля XVI-XVIII веков в г. Несвиже (научный руководитель проекта Друщиц С.А.); реконструкция площади Независимости с подземным торгово-развлекательным центром "Столица" и паркингом в г. Минске (ГАП Гаухфельд М.Л.); реставрация памятника архитектуры XVI-XX веков в г.п. Мир (научный руководитель и ГАП Бубновский Д.С.).

Конечно, первостепенное значение при проведении государственной экспертизы проектов строительства придавалось соблюдению тех требований, нарушение которых может привести к значительным материальным потерям, а в отдельных случаях - и к людским жертвам.

Речь идет о строгом соблюдении конструктивной надежности и пожаро-, взрывобезопасности запроектированных объектов. Не открою истины, сославшись на то, что в основе качества разработанных проектов лежит профессиональный уровень разработчиков проекта.

При этом, как не раз приходилось отмечать, ни образование (высшее или среднее специальное), ни стаж работы еще ничего не говорят, если нет основного – добросовестного отношения к нелегкому труду проектировщика. Так называемый человеческий фактор все больше определяет степень возможного риска принятого проектного решения. Конечно, проект не может разработать кустарь-одиночка, для этого требуются усилия целого коллектива специалистов (архитекторов и инженеров всех специальностей с привлечением, при необходимости, программистов, экономистов, специалистов и ученых смежных отраслей).

Поэтому важно, чтобы этот коллектив в целом обладал иммунитетом добросовестного отношения к разработке проекта, чтобы каждый специалист подстраховывал друг друга по всей цепочке разработки проекта (в процессе обмена заданиями, разработки разделов и их согласования, расчета сметной документации), плюс усилия руководства и служб проектной организации по обеспечению требуемого качества разрабатываемых проектов путем внедрения и строгого соблюдения (так необходимого для этого качества) единого технологического регламента разработки и согласования проектов.

Когда мы говорим: "Семь раз отмерь...", то должны иметь в виду этап проектирования.

Не раз приходилось слышать такую статистику из мировой практики, когда объект проектируется в среднем 3-5 лет (включая необходимые согласования и экспертизу проекта) и 1-3 года строится.

В этом случае строителям остается возводить объект строго по проекту, уделяя основное внимание организации и качеству строительно-монтажных работ и применяемых материалов и изделий, а не тратить усилия на поиск вместе с авторами проекта более приемлемых проектных решений в построечных условиях. Экспертиза в строительстве – это анализ и оценка эффективности и качества разработанной проектно-сметной документации с выработкой предложений и предостережений по минимизации возможного риска при строительстве и эксплуатации объекта.

Подобную работу выполняют специалисты высшего уровня (как правило, до этого проработавшие не менее 10 и более лет в проектных организациях по соответствующей специальности), способные выявить допущенные разработчиками проекта ошибки, отступления от действующих норм и правил, недостоверность расчетов сметной стоимости строительства в разработанной проектно-сметной документации, дать оценку рассмотренной документации и выработать рекомендации и предостережения, необходимые для минимизации риска принятых проектных решений и выполненных сметных расчетов.

Сегодня республиканский орган государственной экспертизы представлен специалистами, имеющими богатейший и уникальный опыт различных школ бывшего Союза, республиканских базовых, головных и отраслевых проектных институтов с образованием, полученным в различных учебных заведениях бывшего Союза и Республики Беларусь, в их числе работающие и по настоящее время: Афанасьева Галина Афанасьевна, Гашкова Галина Ивановна, Журавлев Иван Сергеевич Захаров Вячеслав Михайлович, Зимбицкая Ольга Алексеевна, Казарина Вера Павловна, Калишенко Ирина Федоровна, Калишенко Светлана Федоровна, Коркунова Людмила Ивановна, Лапин Василий Иванович, Лукашевич Людмила Францевна, Макаренков Геннадий Георгиевич, Масальская Вера Борисовна; Мурашев Лев Николаевич, Некрашевич Дмитрий Александрович, Проховник Игорь Вениаминович, Раптунович Валерий Иосифович, Стецко Наталья Петровна, Фатин Геннадий Карпович, Шумихин Николай Семенович кандидаты технических наук Татарников Сергей Анатольевич и Тычина Николай Иванович, многие другие.

Многие имеют опыт работы не только в проектных институтах, но и прошли школу Госстроя, заказчика, строительных и иных организаций, а главные специалисты-эксперты Журавский Владимир Юльянович, Шаридода Александр Яковлевич и автор этих строк в свое время познали суровые условия заполярных строек.

Конечно, следует отметить, что комплексность и достоверность экспертной оценки обеспечивается привлечением к экспертизе проектов высококвалифицированных специалистов и ученых различных направлений и отраслей.

Так, в 2007 году было привлечено ______ специалистов и ученых в качестве внештатных экспертов, включая профессорско-преподавательский состав БНТУ, БТУ, НПУ и др. Снижению стоимости строительства и повышению конкурентоспособности проектной продукции будет способствовать решение имеющихся проблем в проектно-сметном деле, в их числе:

- гармонизация технических нормативных правовых актов по проектированию с нормами Российской Федерации и адаптацией их к требованиям Директив Президента Республики Беларусь в части обеспечения эксплуатационной безопасности и энергетической эффективности запроектированных объектов;

- введение повышающих коэффициентов (в пределах действующего масштаба цен на проектно-изыскательские работы) за высокий технический уровень и наличие энергосберегающих мероприятий с применением их по результатам экспертизы проектов;

Справочно: Как свидетельствует анализ проектно-сметной документации, удельный вес проектных работ в стоимости строительства в текущем уровне цен находится в целом пределах 2-3%: по жилищному строительству – до 1,7%, а по крупным промышленным объектам – до 5%;

- усовершенствование ценообразования в строительстве, установление государственного контроля за разработкой недостающих расценок на новые виды работ и за скорейшей корректировкой устаревших расценок согласно фактическому составу набора работ, современным материалам и изделиям, а также современным технологиям и способам, применяемым при производстве строительно-монтажных работ;

- регламентация (в целях значительного сокращения сроков проектирования - на 3-4 месяца) предпроектной подготовки объекта к проектированию, включая выдачу технически аргументированного по содержанию решения местного исполнительного и распорядительного органа на проектирование как основы наименования проекта, предопределяющего структуру и содержание намечаемого к разработке проекта строительства.

Справочно: Как свидетельствует анализ, период от замысла заказчика запроектировать объект до начала проектирования составляет по времени не менее продолжительности самого процесса проектирования.

В целом задача проектировщиков и экспертов сводится к обеспечению конкурентной способности проектной и строительной продукции на отечественном и зарубежном рынках, то есть чтобы запроектированный объект характеризовался востребованным качеством и доступной ценой.

Н.Н.Ястремский, заместитель директора РУП "Белгосэкспертиза Минстройархитектуры" – начальник отдела методологии, контроля и организации работ