Материалы

Лекция «БАУХАУС» от БАСА

bauhaus 3

27 февраля в Белорусском Союзе архитекторов состоялась очередная лекция, организованная Белорусской ассоциацией студентов архитекторов.

На этот раз лекция была о немецкой школе Баухаус, предпосылках ее создания, новаторских методах обучения и легендарных ее преподавателях, директорах и выпускниках.

Коренные изменения в архитектуре начинаются во время промышленной революции с созданием металла как строительного материала. Однако, это происходит во время упадка архитектурного творчества.

bauhaus 2

Выражением прошлого сознания была Академия, она способствовала раздельному существованию двух видов творческой жизни – производственной и ремесленной. Но со второй половины XIX в. началось и движение против пагубного влияния Академии. Рёскин и Моррис в Англии, ван де Вельде в Бельгии, Ольбрих, Беренс и др. в Германии, наконец, Немецкий Веркбунд – все они пытались найти и определить пути для восстановления утерянного единства материального производства с художественным творчеством.

Первые шаги дизайна в Германии были связаны с бурным развитием промышленного производства в последней трети XIX в, за этим последовал тяжелый социальный кризис ремесленного производства. Качество машинной продукции стало значительно уступать качеству ремесленных изделий, а их механическое воспроизведение привело к «упадку культуры и вкуса». Реакцией на сложившуюся ситуацию стало образование немецкого Веркбунда в 1907 году. Новая организация объединяла не только архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, но и промышленников. Целью ставилась реорганизация строительства и ремесел на современной промышленной основе. Начало карьеры Вальтера Гропиуса приходится на период расцвета Немецкого производственного Союза, членом которого он являлся и в дискуссиях которого принимал активное участие. Один из первых проектов Вальтера Гропиуса - здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде. Здание приобрело легкие и простые формы из стекла и металла. Избранному сейчас направлению Гропиус останется верен и в дальнейшем, целенаправленно ориентируя учебный процесс Баухауса на изучение современных принципов формообразования и их реализацию при строительстве промышленных и жилых сооружений, а также при изготовлении конкретной промышленной продукции. К началу первой мировой войны Веркбунд исчерпал себя как организация, потому что культурный уровень в стране заметно поднялся и были созданы конкурентоспособные художественная промышленность и архитектура. Единый новый стиль, хотя и не был найден, но в ходе его поиска было намечено несколько путей, по которым искусство могло следовать дальше.

Наряду с прежними требованиями технической и общей качественности вещи стали выдвигать и требования красоты внешних форм изделий, добиться которой прежними производственными методами было нельзя. Художник оказывался чужд вещи, он ничего не понимал в ее техническом и реальном изготовлении и не мог связать свои формальные предложения с практическими возможностями их выполнения; техникам же и коммерсантам недоставало способности увидеть все в целом, чтобы достичь необходимого единства формы, разложить необходимые требования в соответствии с техническими и экономическими возможностями и добиться целостности изготовления вещи. Задача повышения качества промышленной продукции привела к тому, что ремесленник и художник должны были сотрудничать для создания вещей, «имеющих подлинно художественную ценность».

В 1919 Вальтер Гропиус возглавляет объединенную школу прикладных искусств и Академию искусств в Веймаре. Он называет школу Баухаус. Пишет знаменитый Манифест в 1919 году, где призывает архитекторов, скульпторов и живописцев вернуться к основам ремесла и заявляет, что принципиальной разницы между художником и ремесленником не существует, поскольку «художник – лишь высшая ступень ремесленника». В школе нет архитектурного отделения.

В 1925 году школа переехала в Дессау. В 1925 году в промышленном городе Дессау начинается строительство здания школы Баухауса. Проектированием, строительством, а также разработкой интерьеров комплекса занимаются преподаватели и сами учащиеся. Помимо здания школы ведется строительство жилых домов для мастеров. Всего домов возведено четыре, три из которых являются идентичными. В 1926 году В. Гропиус выполняет подряд по проектированию нового поселка Дессау-Тертен, включавшего в себя 314 маленьких личных двухэтажных домов. С помощью этих комплексов зданий в Дессау утверждался эталон «Нового строительства», однако дома мастеров и поселок Дессау-Тертен подверглись обширной критике как со стороны жителей города, так и со стороны архитекторов.

Обучение состояло из пропедевтического и практического курса.

bauhaus 1

Пропедевтический курс знакомит ученика с понятиями пропорций, масштаба, ритма и света и позволяет ему пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами всех свойств, с тем, чтобы дать ему возможность определить то свое призвание, где в пределах его собственных способностей он сможет обрести почву для творчества. В зависимости от проявленных учащимся качеств и индивидуальных особенностей его выражения он переводится в специальные мастерские и приступает к следующему этапу обучения. Преподавателями пропедевтического курса были И. Иттен, Л. Мохой-Надь, Й. Альберс.

Длительность три года. Работа в учебных мастерских. Знакомство с закономерностями учебного рисунка. Дальнейшее обучение формообразованию. В итоге - прием в члены ремесленной гильдии, далее - в сотрудники Баухауса. В приглашении Гропиусом Кандинского весной 1922 года определяющую роль сыграло то, что он знал его как автора книги «О духовном искусстве», ему импонировали авторитет и популярность Кандинского. Важным оказывается то, что Кандинского не просто интересовали проблемы художественного образования, но для него важно было самому участвовать в педагогическом процессе. С самого начала своей деятельности в Баухаусе Кандинский пытается приспособить свою науку об искусстве и теорию живописи к конкретному педагогическому процессу. С момента своего появления в Баухаусе, несмотря на близкое понимание современных задач и методов обучения, Кандинский находился в некоторой оппозиции к основной линии деятельности Гропиуса, направленной на создание промышленной продукции. Особенно это становится очевидным после 1923 года, когда Гропиус декларировал очередной девиз Баухауса -"Искусство и техника - новое единство". Шлеммер однажды назвал Кандинского «коридорным мастером» (Korridormeister), поскольку он крайне редко встречал его в мастерских Баухауса. «Свободные живописные классы» были открыты в Баухаусе благодаря инициативе Кандинского и Клее. С октября 1923 года Клее начинает преподавать общий курс по формообразованию совместно с приглашенным в 1921 году Кандинским. Через этот курс Клее и Кандинского проходят, так или иначе, все выпускники Баухауса. Клее, как и Кандинский являлся не только выдающимся художником, но и блестящим теоретиком искусства. Кандинский почти с математической точностью, стараясь быть предельно объективным и наукообразным, осуществляет свой анализ точки, линии, плоскости, основываясь на теории первоэлементов, взаимодействия цвета и формы, Клее же в большей степени опираясь на интуитивное начало собственного визуального восприятия и индивидуальное ощущение формы. Одним из ведущих преподавателей рисунка в Баухаусе был Оскар Шлеммер. Его программа, строившаяся вокруг изучения человеческой фигуры, была далека от классического академического рисунка. Самой яркой стороной творчества Оскара Шлеммера была сцена. В эскизах театральных костюмов и далее, в реализованных костюмах и декорациях воплощаются те же идеи конструктивизма и функционализма, лежащие в основе проектного метода всей Школы в целом.

Переменам, происходившим в Баухаусе в 1922-1923 годы, отчасти содействовал Тео ван Дусбург, один из основателей голландкой группы «Стиль» и художественного направления «неопластицизм». Краткое пребывание ван Дусбурга в Баухаузе в 1921 г. привело к кризису внутри школы, так как влияние его идей на студентов и преподавателей было мгновенным и очень сильным. Принципы неопластицизма, геометрическая абстракция, ограниченный набор цветов, прямоугольные бруски, ровные поверхности, локальный цвет, нарочитая угловатость и колючесть - все это стало доминировать в работах студентов. Мастера Баухауза оказались захваченными новыми теориями.

В 1928г. Гропиус покидает пост директора из-за усугубившегося в это время острого политического кризиса, т.к. на школу были нападки национал-социалистов, называвших школу «церковью Марксизма». 1 апреля 1928 года на пост директора школы Баухаус назначает швейцарского архитектора Ханнеса Мейера. Система его подготовки была максимально приближена к практике, свободные проекты были вытеснены конкретными заказами фирм. Авторитет школы возрос, материальное положение улучшилось, появилась возможность полной экономической независимости от властей. Самое смелое введение Мейера – курс гештальтпсихологии. Так же его точка зрения была такова, что творить надо не для узкого круга пользователей, а создавать продукцию нужно с учетом социального положения потребителей. Мейер разработал эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирование материально-бытовой среды средствами пластических искусств.

Ханнес Майер перевел общественный идеал Гропиуса на рельсы политического преобразования общества, ввел лекции по марксизму, социологии, при нем Баухаус выпускал коммунистические плакаты и др.. Поэтому Гропиус вместе с мэром Дессау сняли его с поста директора, чтобы сохранить школу от политических последствий.

Когда в 1930 году Мис ван дер Роэ возглавил Баухаус, он направил его деятельность на изучение в первую очередь чисто формальных проблем. Несмотря на это, нацисты сделали невозможной работу школы в Дессау, Мис ван дер Роэ вынужден был перевести ее в Берлин, а затем, в 1933 году, распустить.

Хотя «старый» Баухаус просуществовал всего 14 лет и выпустил только 1250 студентов, несмотря на это, он стал явлением, которое вобрало в себя многие инновационные идеи функционализма, рационализма и собственного стиля “Баухаус”.