Материалы

Могилевская ратуша - возрождение символа самоуправления

В июле Могилев отметил, можно сказать, главное событие 2008 года – открытие возрожденного здания городской ратуши – яркого достижения могилевского да и в целом белорусского гражданского зодчества XVIII века. В то время город был одним из крупнейших центров ремесленничества и торговли, культуры и искусства Восточной Европы и имел одну из самых больших и красивых в этой части света ратуш. И вот теперь Могилев снова обрел одну из главных доминант центра города.

В биографии могилевской ратуши так или иначе отразились все важнейшие события, которые пережил город. С другой стороны, ее летопись, а также "оптимистическая трагедия" ее разрушения и воссоздания – интересны и поучительны. Если раньше для могилевчан ратуша была символом самоуправления, то сегодня стала добрым знаком духовного возрождения.

Об этом и многом другом – наше интервью с одним из главных инициаторов уникального проекта - председателем Могилевского городского исполнительного комитета, заслуженным работником промышленности Республики Беларусь Виктором Ивановичем Шориковым:

- Городской власти и горожанам, наконец, удалось воплотить в жизнь давнюю мечту – возродить из небытия Могилевскую ратушу. Ее торжественное открытие, в котором принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, стало главным подарком ко Дню города.

К сожалению, в свое время история вычеркнула ратушу из действительности - ее разрушили в июле 1957 года. Казалось, что теперь про былое величие этого уникального памятника архитектуры потомки смогут судить только по старым фотографиям… Однако жизнь тем и интересна, что в ней на смену разрушению всегда приходит пора обновления.

Надо сказать, что желание восстановить утраченное никогда не покидало сердца настоящих патриотов города. Наши устремления поддержал Глава государства, который в 23 ноября прошлого года заложил в фундамент ратуши капсулу с посланием к потомкам. И сегодня, на заре XXI столетия, городская ратуша встала из небытия.

Для меня – гражданина, руководителя городской исполнительной власти – было делом чести довести задуманное до логичного завершения. Активно поддерживала строительство областная власть в лице председателя облисполкома Б.В.Батуры, городская общественность. Можно утверждать, что почти каждый могилевчанин так или иначе участвовал в акции "Построим ратушу вместе", создавая тем самым историю завтрашнего дня.

И вот часы возрожденной ратуши (сделанные, к слову, умельцем-могилевчанином) снова начали отсчитывать время…

- Что, на Ваш взгляд, значит появление нового объекта для города и горожан?

- Каждый известный город имеет объект-символ, являющийся его своеобразным брендом. Им не обязательно должна быть историческая постройка. В Париже, например, это Эйфелева башня, а в Минске – недавно построенная Национальная библиотека. Если говорить о Могилеве, то недавно в нем – одном из первых в республике – появилась пешеходная улица Ленина. А на ее центральной площади мы поставили скульптурную группу "Звездочет". Казалось бы, какое отношение имеет к Могилеву астроном в островерхой шляпе? Но на самом деле это - центр площади звезд: не абстрактных астрономических светил, а почетных жителей города, сделавших для него что-нибудь значимое. Буквально через полгода после открытия скульптурной композиции был проведен опрос жителей на тему: "Самое узнаваемое место Могилева". И порядка 80% ответили: "Звездочет!"

То же касается ратуши. Многие горожане обратили внимание, как великолепно смотрится ратуша с Заднепровья, какую особую ауру привнесла новостройка в город. И это не на пустом месте. Обратимся к истории.

28 января 1577 года король Речи Посполитой Стефан Батория выдал Могилеву грамоту на магдебургское право. Его обретение было большим достижением: оно не только свидетельствовало об экономической мощи Могилева, но и способствовало его скорейшему развитию в конце XVI - начале XVII веков. Кроме того, город получил герб и разрешение на возведение ратуши, ставшей символом городского самоуправления. Она - свидетель бурной истории Могилева, которая помнит его в составе Речи Посполитой, Великого княжества Литовского, Российской империи, Советского Союза. В разное время в ней бывали российский император Петр I и шведский король Карл XII. Здесь состоялась встреча российской императрицы Екатерины II и австрийского императора Франца-Иосифа II. Осматривали город и любовались ратушей Павел I, Александр I, Николай I, Александр II… С 1915 по 1918гг. в городе находилась Ставка Верховного главнокомандующего Российской армии – императора Николая II (на это время губернский город превратился в царскую резиденцию и военную столицу империи). Помимо венценосных особ, в ратуше бывали Александр Пушкин, Гавриил Державин, Николай Гоголь, Тарас Шевченко, Винсент Дунин-Марцинкевич…

Со временем ратуша потеряла статус главного в Могилеве административного строения, но всегда оставалась одним из основных символов города. Поэтому неудивительно то значение, которое придавалось возрождению ратуши.

- Как же происходило ее восстановление?

- Попытки начать строительство ратуши предпринимались еще в 1990-е годы. Но в силу разных причин реализовать этот проект не удалось.

С течением времени ситуация в городе изменилась. Мы все больше внимания стали уделять нравственным и духовным ценностям, воспитанию молодого поколения могилевчан на исторических традициях. Для горисполкома возведение ратуши стало делом чести и высокой ответственности. Первоначально ее планировалось ввести летом прошлого года – к 50-ой годовщине ее разрушения и 740-летию города. Правда, по финансовым соображениям это событие было отложено. И все же построена ратуша была в кратчайшие сроки: менее чем за год проектировщики ООО "Центр по регенерации историко-культурных ландшафтов и территорий" разработали проект воссоздания ратуши, а строители ОАО "Промжилстрой" воплотили его в жизнь. Заказчиком выступило МГКУП "УКС Могилевского горисполкома".

Нельзя не отметить, как слаженно проходили строительные штабы и планерки на объекте. Все понимали: делаем общее дело. Большое внимание уделялось не только качеству работ, но и строительным, отделочным материалам, подбору мебели и аксессуаров, соответствующих историческому аналогу. И работа по насыщению экспозиции продолжается. Дело в том, что мы расцениваем ратушу не как некий застывший символ, а в качестве важного городского объекта, в частности, музея, где граждане могли бы знакомиться с историей города. Там же разместился церемониальный зал, в котором сегодня заседает горсовет. Интересными, как сейчас говорят, "фишками" ратуши стали обзорная площадка и камеры, транслирующие в режиме реального времени городские пейзажи на установленный в вестибюле монитор.

- Какие еще серьезные стройки ведутся в последнее время в Могилеве?

- Год, минувший с прошлого праздника города, был наполнен реальными делами. Мы завершили серьезную стройку – провели реконструкцию ул. Лазаренко с возведением мостового перехода. В результате получился очень красивый объект – с фонтаном, современным благоустройством и пр.

Подходит к финишу строительство мусороперерабатывающего завода – одного из первых в республике проектов, где применена инновационная технология, в результате реализации которой органические отходы будут перерабатываться в удобрения.

Серьезные вложения направлены на реконструкцию спортивной базы города. Так, в этом году будет завершена реконструкция стадиона "Спартак", отвечающего всем европейским стандартам. Она включила работу по перекрытию трибун и установке навесов над ними, прокладку беговых дорожек с современным покрытием, организацию подогрева поля и мн. др. Модернизируем футбольное поле в спортивной школе №7 (здесь появятся искусственное покрытие и подогрев). Уже построены четыре корта в "Космос-отеле". А в этом году приступим к возведению еще трех значимых для города спортивных объектов: футбольного крытого манежа, где планируется возведение аквапарка, второго льда и спортивного комплекса с бассейнами. В общем, работа предстоит серьезная.

Но, конечно, главным остается строительство жилья, в связи с чем начата реконструкция домостроительного комбината. Завершена работа по проектированию новой серии панельных домов с гибкой планировкой, которые будут изготавливаться на ДСК на самом современном оборудовании. Это дает основания надеяться, что к 2015г. наш, сейчас 370-тысячный, город выйдет на объемы строительства жилья не менее 370 тыс. м2 в год.

- Расскажите, пожалуйста, о реализации городских программ по строительству.

- В рамках соответствующей программы завершается сооружение подземного перехода под одной из центральных магистралей города – Ленинской. Эту работу продолжит строительство переходов по улицам Островского и Тимирязева. Всего за три года их появится пять. Причем они будут насыщены не только, скажем, объектами торговли, но и общественными туалетами, которых так не хватает в городе.

Проектировщики уже занимаются путепроводами, которые соединят ул. Королева с Минским шоссе и ул. Якубовского транспортной артерией. Скоростная эстакада пройдет под железной дорогой и заводом "Строммашина". Это позволит улучшить транспортную ситуацию в городе, а самое важное – оздоровить экологическую обстановку. Ведь надо помнить, что уже сейчас в Могилеве порядка 80 тыс. автомобилей, и эта цифра ежегодно увеличивается еще на 10 тыс. По предварительным данным, не пройдет и 10 лет, как количество автомашин составит примерно 160-170 тыс. Т.е. по полмашины на человека. И это не предел: мы знаем, что в ряде стран это соотношение составляет 1:1.

Продолжая тему дорожного строительства, отмечу сооружение парковочных "карманов" вдоль тротуаров. Не ущемляя интересов ни пешеходов, ни движущегося автотранспорта, они ощутимо решают проблему временного хранения машин.

Особая тема – реконструкция и капитальный ремонт т.н. "хрущевок". В целом достаточно крепкие, они давно перестали отвечать современным эстетическим и потребительским запросам. Достаточно сказать, что ряд балконов, находящихся в аварийном состоянии, попросту был заколочен. Сегодня в рамках программы "Кровля" мы чиним крыши, программы "Подвал" – приводим в порядок инженерное оборудование. Ремонтируем балконы (которые в ряде случаев переоборудуем в лоджии). Меняем заполнение оконных проемов. Производим термореновацию и отделку фасадов.

Благоустраиваем дворовые территории. Конечно, эта работа дается нелегко. Но когда завершается, приносит удовлетворение порой более полное, чем при строительстве нового дома. Ведь жильцы безо всяких переездов вместо "хрущоб" получают вполне современное жилье.

В будущем эта практика распространится и на 9-этажные здания. Но уже сегодня в многоэтажных домах большое внимание уделяем замене лифтов. Только в этом году в городе появится 68 новых подъемников. Современные лифты не только удобны в эксплуатации, но и имеют красивый дизайн. По моему убеждению, наряду с другими достоинствами это имеет большое воспитательное значение: как показывает практика, актов вандализма становится значительно меньше.

Вообще, на мой взгляд, обустройство города и воспитание граждан (в первую очередь, молодежи) неразделимы. Эстетизация городской среды прививает культуру быта да и просто культуру. К сожалению, наши люди зачастую проводят свободное время если не во дворе с домино, то на даче, в беседке с барбекю. Но ведь это совсем иной отдых! Город же располагает прекрасными возможностями для духовного обогащения личности. Здесь к услугам горожан музеи, познавательные выставки, центры культуры. В Буйничах недавно появились этнографическая деревня и зоосад. Наведен порядок в лесопарковых и прибрежных зонах. И уже сегодня видно, что к благоустроенным местам отдыха горожане относятся гораздо бережнее.

Одно время по ряду причин сложился стереотип: белорус – это белая с вышивкой рубаха, лапти и соломенная шляпа. Но обратите внимание на фигуры могилевчанки и могилевчанина XVII века, выставленные в Могилевской ратуше. Это тоже белорусы - горожане, представляющие культурный слой, без которого немыслимо существование нации. Созданию такого слоя, безусловно, способствует среда обитания. Ф.М.Достоевский считал, что красота спасет мир. И я с этим согласен.

Подготовила Ольга Брянцева

Магдебургское право в Европе и Беларуси

Магдебургское право, как следует из названия, возникло в восточногерманском городе Магдебурге в XVIII веке и являлось сводом правил и привилегий жителей европейского феодального города. Юридические нормы, закрепленные в нем, способствовали развитию экономической и гражданско-политической деятельности горожан, определяли их положение и имущественные права. Со временем магдебургское право распространилось на разные города Северной Европы и Прибалтики, постепенно придя на территорию Польши и Великого княжества Литовского.

Первым из современных белорусских городов магдебургское право в 1390 году получило старинное Берестье. В XVв. право на самоуправление получили крупные города центральной и северной частей государства, а в XVI – восточной Беларуси. В XVII-XVIIIвв. магдебургскими становятся многие средние и малые города. На Могилевщине магдебургское право получили Могилев (1577), Кричев (1633), Белыничи (1634), Мстиславль (1634), Чаусы (1634), Чериков (1641), Шклов (1762).

Город, который получал магдебургское право, имел возможность создавать выборный орган самоуправления – магистрат, в состав которого входили зажиточные торговцы и ремесленники.

Магистрат руководил всей жизнью в городе и размещался обычно в специальной постройке – ратуше. Слово "Rathaus" в переводе с немецкого языка обозначает "дом собраний". Первые такие "дома" появились в Западной Европе в XVIIIв. и со временем приобретали все более монументальные формы.

Здание ратуши, обычно прямоугольной формы, как правило, строилось в центре города, в месте, где проводились ярмарки. Его почти всегда украшала башня, которая выполняла роль наблюдательной вышки (на случай пожара или вражеского нападения). Главным помещением ратуши был зал заседаний магистрата. К концу XVIв. все крупные белорусские города имели преимущественно деревянные ратуши. Во время многочисленных пожаров они часто горели, и поэтому там, где магистраты имели значительные средства, начали возводиться каменные постройки.

В XV-XVIвв. в Могилеве сформировался второй, после замка, городской центр – Торговая площадь. В 1602г. она занимала более 2 га, где размещались 26 рядов лавок, принадлежавших не только купцам и ремесленникам, но и духовенству и даже шляхте. Тут же была построена и первая деревянная ратуша. Она не раз целиком сгорала, при этом ее местонахождение неоднократно менялось.

А в конце XVIIв., после опустошительной войны между Россией и Речью Посполитой 1654-1667гг., во время которой Могилеву посчастливилось больше, чем соседним белорусским городам, его жители построили каменную двухэтажную ратушу с высокой восьмиугольной башней.

По материалам книги А.Г.Агеева, О.А.Трусова "Могилевская ратуша. Историческая судьба и возрождение"