Материалы

Скончался автор Сиднейского оперного театра Йорн Утзон

utson_opera_house_nightЙорн Утзон скончался в Копенгагене 2 декабря 2008 года в возрасте 90 лет. Его имя ассоциируется с одним из самых символичных зданий ХХ века - оперным театром в Австралии.

В 1957 году малоизвестный архитектор тогда выиграл международный конкурс ЮНЕСКО-МСА (Международный союз архитекторов) на проект оперного театра. Трения с властями Нового Южного Уэльса из-за отсрочек и затрат заставили его оставить Сидней и уехать из Австралии в 1966 году. Строительство было продолжено под руководством Питера Холла, Дэвида Литтлмора и Лионэля Тодда. Оперный театр был открыт в 1973 году.

Что касается Йорна Утзона, то он продолжил свою работу в Дании, где запроектировал жилые комплексы в Фреденсборге (1959-1962) и Кинго (1956-1958), церковь Багсваерд (1973-1976), природный центр "Скаген" (2001). Еще одна его известная работа - здание Национальной Ассамблеи в Кувейте. Начиная с 1985 года, его сыновья Ян и Ким продолжили деятельность компании, в частности, участвуя в реставрации Оперного театра в Сиднее.

В 2003 году Йорн Утзон был награжден Притцкеровской премией в области архитектуры, а в 2007-ом оперный театр был внесен в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Такое двойное признание подтверждает значимость творения зодчего.

Луиза Кокс, президент МСА, выразила своё глубокое уважение архитектору в следующих словах: «Дом оперы – мое самое любимое здание. Я смотрю на него каждый день. Йорн Утзон был выдающимся человеком, архитектором большой глубины и понимания. Он сделал Сиднею который подарил Сиднею такой подарок, что никогда не забудется. Мне стыдно от того, как к нему отнеслось правительство Нового Южного Уэльса, которое абсолютно не поняло стиль его работы. Материалы, которые он использовал при проектировании театра, виртуозность форм парусных железных крыш непревзойденны и на сегодняшний день.

Данное здание теперь является символом Сиднея. Иногда должно пройти много времени, чтобы общество признало и оценило свои шедевры. Сидней не был бы таким специфическим городом, каким он является сейчас, без оперного театра, «мерцающего» на краю гавани, но при этом изящно связанного с центром портового города».