Материалы

Ветви сакуры и корни дуба белорусской ландшафтной архитектуры

ImageПожалуй, сегодня отечественная ландшафтная архитектура находится как никогда в выигрышном положении. Все большее развитие она получает у нас на родине.

А на международном уровне ее признали как восточные ценители рукотворных ландшафтов, так и специалисты Старой Европы. Достаточно сказать, что в конце минувшего года секция ландшафтной архитектуры при Белорусском союзе архитекторов была принята в ряды Европейской федерации ландшафтной архитектуры (ЕFLA). Об этом и многом другом читателям "РСГ" рассказала руководитель секции ландшафтной архитектуры Союза архитекторов Республики Беларусь, главный архитектор проектов УП "Минскпроект" Анна Аксенова:

- Руководителем секции ландшафтной архитектуры при Белорусском союзе архитекторов я была выбрана сравнительно недавно: два года назад. Однако за это время было сделано немало. Мы принимали участие, причем не только в качестве слушателей, но и как докладчики, в различных международных мероприятиях (выставках, семинарах, конференциях), которые проходили в основном в Минске и Москве. Так, в прошлом году на международном профессиональном семинаре "Олимпийские ландшафты", состоявшемся в российской столице в рамках V специализированной выставки "Ландшафтная архитектура. Флористика", наряду с докладами всемирно известных зарубежных архитекторов прозвучал доклад об использовании рекреационных ландшафтов при проектировании белорусских спортивных объектов. Внесли свой вклад и в программу Национального фестиваля архитектуры "Минск–2007", организатором которого по традиции выступил БСА, - провели круглый стол "Влияние ландшафтной архитектуры на облик города". Участниками этого мероприятия стали президент Ассоциации ландшафтных архитекторов стран СНГ (ALACIS) Таисия Вольфтруб, председатель Московского объединения ландшафтных архитекторов Илья Мочалов, представители других отраслевых зарубежных объединений. С наиболее значимыми объектами белоруской столицы гости смогли ознакомиться не только по нашим рассказам, но и в ходе экскурсии "Рукотворные ландшафты Минска", которую провел "старейшина" белорусских ландшафтников Борис Юртин.

Все это время за нашей работой наблюдали специалисты Европейской федерации ландшафтной архитектуры (ЕFLA), а в этом году нас пригласили на генеральную ассамблею ландшафтных архитекторов, которая состоялась в середине ноября в Брюсселе (Бельгия).

Программу ассамблеи открыл семинар на актуальную во всем мире тему «Глобальное потепление: роль ландшафтной архитектуры". Затем обсуждались годовые итоги работы ЕFLA, а по окончании произошло очень важное для белорусской архитектуры событие: нашу секцию в составе Ассоциации ландшафтных архитекторов стран СНГ – ALACIS (членами которой мы являемся с 1993 г.) торжественно приняли в ряды Европейской федерации ландшафтной архитектуры, объединяющей на сегодняшний день 22 европейские страны.

- Что дает членство в Европейской федерации ландшафтной архитектуры?

- Прежде всего это - признание на европейском уровне. Для нас оно станет новым импульсом развития отечественной ландшафтной архитектуры, поскольку уследить за мировыми тенденциями достаточно сложно. Конечно, много информации можно найти в Интернете и СМИ, но быть полноправным членом выставок и конференций, где лучшие специалисты Европы представляют свои перспективные проекты, - это, согласитесь, совсем другое дело. Кроме того, нам будут высылаться документы, разработанные ЕFLA. В общем, теперь мы будем в курсе всех международных событий и тенденций, сможем соизмерять, на каком уровне мы находимся по сравнению с другими, а значит, стремиться к развитию ландшафтной архитектуры в нашей стране.

- А как бы Вы охарактеризовали ее место сегодня?

- Парадокс: несмотря на то, что в Беларуси немало хороших ландшафтных архитекторов, этой профессии у нас как таковой не существует. Обычно ею занимаются специалисты "2 в 1": архитекторы и озеленители, которые в процессе работы освоили ландшафтную архитектуру.

Сейчас при большом участии заместителя декана архитектурного факультета БНТУ Елены Нитиевской ведется работа по развитию соответствующей учебной программы. В частности, планируется повышение квалификации на льготных условиях группы белорусских архитекторов в Институте дизайна и ландшафтного искусства г. Киева.

Что касается Минскпроекта, то здесь мастерская ландшафтной архитектуры была организована Борисом Олеговичем Юртиным около 40 лет назад. Ее работа начиналась с идеи обводнения города за счет создания Вилейско-Минской водной системы, которая была успешно реализована, и других объектов, ставших уже легендарными. Работая с мэтрами, приобрели опыт в области благоустройства специалисты, которые пришли позже - к ним я отношу и себя. Сейчас, проработав в этой мастерской два десятка лет, сама передаю знания молодым коллегам.

Ну а то, что сделано в Минске, очевидно. И, конечно, большую роль в этом сыграла ландшафтная архитектура. Работа по благоустройству продолжается. Белорусская столица с каждым днем все отчетливей приобретает черты аккуратного и современного европейского города: ведется масштабная реконструкция городских территорий, парков и бульваров; осваиваются новые городские участки.

Есть, к сожалению, и проблемы. Например, территории, очень ценные для экологии нашего города, порой насыщаются объектами, нарушающими регламенты генерального плана. Уверена, что столичные рекреационные зоны нужно максимально сохранять.

- Специалистами Минскпроекта, Вами лично в городе запроектировано немало объектов ландшафтной архитектуры. Какие из них самые любимые?

- Поскольку я давно работаю в мастерской ландшафтной архитектуры, первые мои объекты, возможно, понемногу теряют свою современность, однако одним из любимых был и остается пейзажный парк, построенный в Уручье. Он создавался на месте свалки, возникшей во время активного строительства этого жилого района. Сложные 1990-е годы не способствовали применению каких-либо дорогостоящих материалов, малых форм, поэтому парк получился скромным, экономичным по цене. Тем не менее, у местных жителей он пользуется популярностью. Сейчас мы планируем насытить парк скульптурами, сделав его тематическим. Интересная работа - сквер у театра музыкальной комедии. Приятной неожиданностью стало его признание делегацией из города-побратима Сэндая. Там были установлены часы, показывающие японское время, а сам сквер стал называться Сэндайским и ежегодно к приезду делегации он насыщается новыми элементами японской ландшафтной архитектуры. Так, в 2007 году в нем была высажена сакура. А в прошлом году, по проекту нашего молодого специалиста Евгении Мелешко, велись работы по устройству ручья в японском стиле. Не станет исключением и новый год.

Когда-то мы начинали проектирование (но, к сожалению, эта работа от нас ушла) парка в границах ул. Матусевича – Глебки - Притыцкого (так он тогда назывался). В сотрудничестве с историком Светланой Адамович мы реконструировали его "биографию" и предложили название "Тиволи", поскольку в свое время там находилась одноименная усадьба. Надо сказать, что парк с таким названием – известный международный бренд. Современные развлекательные парки "Тиволи" есть во многих странах мира. Надеемся, что объект такого уровня появится и у нас. Сегодня наша мастерская работает над проектом парка Победы (реконструкция Комсомольского озера). Данный объект уже сформирован и, более того, имеет достаточно интересное ландшафтное решение. Мы решили максимально сохранить естественную красоту этого места, насытив его при этом различными функциями для привлечения горожан и туристов. Наша цель – не превратить его в некий помпезный мемориал, а оформить в первую очередь именно ландшафтными приемами (подробнее об этом проекте читайте в следующих номерах "РСГ").

Что касается любимых мест нашего города, то мне очень нравится Лошицкий парк, научным руководителем которого я являюсь. Проект его реконструкции разрабатывается бригадой молодых талантливых архитекторов под руководством Ирины Синельник. Это место - настоящая жемчужина нашего города, где время идет неторопливо, как двести лет назад. Для нас крайне важно сохранить его историческую достоверность.

И в заключение хочется пожелать моим коллегам новых творческих свершений.

Ольга Брянцева