Материалы

Витебскому летнему амфитеатру – 20 Лет

amphitheatrenewГород Витебск и фестиваль "Славянский базар" стали неразделимыми понятиями. Его культурная и общественно-политическая значимость обуславливают постоянное внимание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к вопросам организации и проведения этого праздника искусств на белорусской земле.

 

Именно на "Славянском базаре" вручается специальная награда Главы государства "Через искусство – к взаимопониманию", которая стала символом фестиваля и воплотила главный принцип культурной политики нашей страны. Вот почему международный праздник искусств на берегах Западной Двины в течение многих лет служит сохранению и развитию дружеских и творческих связей между славянскими народами, да и всего мира.

Далеко не все помнят, что идея возведения Летнего амфитеатра под открытым небом возникла в мае 1987г. Проект сооружения, аналога которому не было в Европе, разработал коллектив "Витебскгражданпроекта".

Корреспондент "РСГ" встретился с В.А.Бабашкиным, который работал в те годы "Витебскгражданпроекте" и был главным архитектором новостройки. Будучи на заслуженном отдыхе, Вячеслав Александрович и ныне продолжает трудиться в одной из архитектурных мастерских Витебска.

"Накануне I Всесоюзного фестиваля польской песни, как раз посередине лета 1988г., - вспоминает В.А.Бабашкин, - в Летнем амфитеатре Витебска состоялся первый концерт звезд эстрады. Примечателен тот факт, что основными зрителями были строители. Они совершили трудовой подвиг – в рекордно короткие сроки, всего за полгода, построили уникальный зал под открытым небом. Сократили срок возведения объекта против нормативного в четыре раза… Амфитеатр был рассчитан на 5 тыс. 400 зрителей". В.А.Бабашкин отмечает, что на долю всех, кто участвовал в проектировании и строительстве объекта, выпало немало волнений и переживаний. Постоянно возникали тревожные мысли: успеем ли к назначенному сроку, как встретит город ожидаемую сенсацию? А сенсация, как известно, ожидалась и при этом европейского масштаба. По этому поводу Вячеслав Александрович заметил: "Если известные подобные концертные залы в Европе строились постепенно, то фестивальный форум в Витебске рождался, так сказать, в одночасье. И служил он благородному делу – объединению славянских культур, укреплению добрососедских связей и взаимопониманию, дружбе между народами. Решающую роль в строительстве сыграл областной комитет партии, который тогда возглавлял В.В.Григорьев - автор идеи новостройки для проведения первого в СССР фестиваля польской песни "в ответ на проведение фестивалей советской песни в польском городе Зелена Гура – побратима Витебска в те годы". Уместно вспомнить, что за непродолжительное время было проведено несколько туров архитектурных конкурсов и по месту размещения амфитеатра, и по составу зала под открытым небом, и, что самое главное, как считает В.А.Бабашкин, по облику столь неординарного объекта. Одновременно решалась проблема развития во времени здания и прилегающих к нему пространств. Были налажены творческие рабочие контакты с ведущими проектными организациями страны (в частности, на субподряде технологическую часть проекта разрабатывал "Гипротеатр" из Москвы) и польскими коллегами.

Хотелось бы отметить еще одну важную деталь. Так, многочисленные обсуждения предстоящего проекта, которые проходили в государственных организациях и в кабинетах исполнительной и представительной власти, наконец, проводимые архитектурные конкурсы не могли не принести ожидаемых положительных результатов. Эти мероприятия выявили бесспорного лидера – опытного витебского архитектора В.А.Бабашкина. Победила концепция строить амфитеатр в историческом центре города, в его естественной котловине, на склонах оврагов, где лиственные деревья хорошо защищают концертный зал от шума городского транспорта. К слову, в свое время выдающийся белорусский архитектор В.А.Король поддержал идею витебских проектировщиков (авторы ПДП А.Ю. и В.А.Даниловы, Л.М.Эйнгорн и др.) о создании возле площади Свободы народного форума - ныне комплекса амфитеатра - как неповторимой особенности центра древнего Витебска.

Так и начались на этом месте строительные работы. Темп их был так стремителен, что пришлось оперативно организовывать круглосуточные смены. Проблемы, конечно же, возникали. Но решались они грамотно, без лишней суеты и проволочек. "Мне и в голову тогда не приходило, что после строительства амфитеатра такие большие перемены произойдут в укладе жизни витеблян. А сам наш город приобретет со временем еще большую известность", - подвел итог беседе В.А.Бабашкин.

В этой связи хотелось бы процитировать статью Элеоноры Езерской "Пусть всегда будет "Славянский базар", опубликованную в "СБ" после завершения XVII Международного фестиваля искусств в Витебске: "Я хорошо помню, как строился роскошный – сегодня уже "крышуемый", на 6 тысяч зрителей – витебский амфитеатр. В самом центре города был огромный овраг, чуть ли не городская свалка… Честь и хвала местному архитектору Вячеславу Бабашкину, придумавшему этот грандиозный концертный зал, способный даже без артистов поразить воображение своими размерами, подсветкой и окружающим видом.

Но там еще поют и пляшут! Сколько артистов, музыкальных коллективов с разных концов Земли выступило на его сцене… И всех этот зал, теперь уже не под открытом небом, приводит в восторг. А я так вообще говорю, что такой концертной площадки в Европе больше нет! Поездила по миру, знаю… А потом (почти всегда) почему-то вздыхаю. Потому что ИСКУССТВО – это не только где, но и как…".

Вспоминает Б.И.Глушков, директор областного института "Витебскгражданпроект" с 1974 по 2001гг.: "…В соответствии с планом социально-экономического развития города на 1986-1990гг. и на основании проекта историко-архитектурных и инженерных обоснований регенерации исторической застройки центра Витебска, а также проекта благоустройства территории, прилегающей к пл. Свободы, было предусмотрено строительство важнейшего элемента "Форума" - открытого Летнего амфитеатра, где должны были проводиться фестивали, крупномасштабные концерты, массовые праздничные мероприятия. Ведь известно, что во все времена людям хотелось зрелищ. Архитекторы и строители это сделали, воздвигнув амфитеатр".

Сложности заключались еще и в том, что участок имел явно выраженный рельеф. С перепадом местности в пределах площадки - до 13,0 м, а с учетом существующих откосов, прилегающих к ней, – до 25 м. Но уже после окончания строительства защитной противопаводковой дамбы вдоль Гапеева ручья перепад по оси запад-восток едва достигал 4,0 м. Следует отметить, все эти особенности были учтены. Впрочем, как и существующие требования по ориентации зрителей концертных представлений - преимущественно в северном направлении.

Возведение амфитеатра началось и продолжилось по оси северо-запад – юго-восток, что не помешало в ходе развернувшегося масштабного строительства сохранить значительную часть зеленых насаждений на выбранном участке. Тем не менее, возникла необходимость по созданию зеленой "кулисы" Летнего амфитеатра со стороны ул. Гоголя вдоль его задней стенки. Схема организации рельефа территории стройплощадки обеспечивала комбинированную систему водоотвода: открытую по лоткам пешеходных дорожек, с территории откосов и закрытую систему – дождевую канализацию с насосной станцией.

Композиционное построение амфитеатра было таково: подъем самого сооружения по рельефу, фиксация его задних границ аркадой и световыми башнями, активный взлет 54-метровой арки, несущей конструкцию покрытия над сценой (игровой площадкой). Характерная особенность композиции – «спрятанные» в рельеф вспомогательные инженерные сооружения: насосная, общественные туалеты, трансформаторная подстанция. А блок артистических помещений в свою очередь составил единое целое с системой кулисных стен игровой площадки. Амфитеатр на 5,4 тыс. зрителей представлял систему веерно расположенных по отношению к игровой площадке 4-х секторов в нижней зоне и 5-ти секторов – в верхней зоне. В средней части амфитеатра, в пространство под трибуной, был врезан блок обслуживающих технологических помещений. Перепад отметок нижнего и верхнего рядов амфитеатра приблизился почти к 13,0 м.

Теперь о самой сцене. Она представляла собой эстраду площадью 430 м2, приподнятую по отношению к низу амфитеатра на 1,0 м, глубиной 18,0 м с системой кирпичных стен, скрывающих накопители, одновременно служащих жесткими кулисами. Артистические и подсобные помещения при сцене были скомпонованы в одноэтажный полуподземный блок, расположенный в теле насыпной дамбы. Связь артистических комнат и игровой площадки осуществляется через накопитель. Был разработан вариант с компоновкой артистических в 4-этажный блок, примыкающий к задней части сцены. Несущая конструкция покрытия над игровой площадкой представляет систему металлических ферм, подвешенных к металлической несущей арке пролетом 54,0 м. Световые башни разместились по флангам амфитеатра. Их конструкция - это металлическая этажерка высотой 15,0 м. Кроме того, культурно-спортивный комплекс амфитеатра включал в себя теннисные корты, залы для занятий ритмической гимнастикой и танцами, кафе-бар, ресторан, цветочный магазин…

Рассказал о событиях 20-летней давности и главный инженер проекта М.В.Гринберг, ныне директор УП "ПРОЕКТ-1". Вспомнил о поездке в "Моспроект-2" и визите к одному из столичных светил, доктору технических наук, главному конструктору М.Г.Камискому, который участвовал в проектировании комплекса в Крылатском - несколько похожего на объект в Витебске. Одну идею, что называется, и взяли тогда на вооружение витебляне у москвичей. В частности, идею конструкции Т-образной балки как основного элемента формирования зрительного зала и крепления сидений, которая затем успешно была сконструирована и на должном уровне выполнена рабочими Витебского ДСК.

График работ был жесткий, а потому каждый участник строительства, по мнению М.В.Гринберга, проникся чувством высокой ответственности за свой участок. В этой связи, заключает он, нельзя не вспомнить В.А.Саковича, профессионального строителя, в те годы курирующего вопросы строительства в обкоме партии. Работа строителей – отдельная страница в истории возведения амфитеатра. Вот что рассказал Э.Б.Заливский, в то время возглавлявший строительно-монтажный трест №28 "Витебскгражданжилстрой". "Это был крепкий орешек, - вспоминает Эдуард Брониславович. – За полгода возвести такую махину – дело непростое. Признаться, сомневался в сжатых сроках строительства. На меня, как управляющего трестом, возложили всю ответственность… Думается, что успешный результат был предопределен благодаря: первое – взаимопониманию проектировщиков и строителей, второе – оперативной материальной помощи, третье – грамотной организации труда. Нам не мешали всякие контролирующие органы. Похвалы заслуживают все участники строительства амфитеатра. Но особенно хотелось бы отметить и вспомнить начальника СУ №114 Евсея Израилевича Генделя, начальника участка Мисника, прораба Прохорова".

Э.Б.Заливский вспоминал о многих трудностях, в том числе и о том, как "укрощали" Гапеев овраг, где мощным и внезапным ливнем смыло большого диаметра дренажные трубы. Были проблемы и с монтажом 54-метровой арки, с металлической кровлей, со сложными и трудоемкими электромонтажными работами. Что было, то было и многое, что осталось в памяти Э.Б.Заливского, - на всю оставшуюся жизнь. Правительство Польши в тот памятный 1988-й наградило его медалью «За заслуги». Но ведь в трудовой биографии этого человека было еще и участие (два раза!) в реконструкции амфитеатра.

История строительства Летнего амфитеатра – это не только год 1988-й. Были и периоды его реконструкции. Так, 10 лет назад, летом 1998г., мэр Москвы Ю.М.Лужков, побывав на "Славянском базаре" в Витебске, предложил возвести крышу над амфитеатром, которая защитила бы зрителей от дождя. К сожалению, тогда эти благие намерения так и остались нереализованными.

В конце 1999г. была проведена модернизация амфитеатра. Подняли на три метра средний ярус, деревянные скамьи заменили пластмассовыми сиденьями, в артистической части построили третий этаж с арт-баром, оборудовали гостевую ложу на 15 чел. Наружные стены облицевали плиткой из искусственного камня, соорудили новые железобетонные лестницы.

В 2001г. Летний амфитеатр снова реконструировали. Был возведен еще один этаж над гримерными комнатами и построено новое летнее кафе в артистической части здания.

Наконец, в августе 2006г. по поручению Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко был разработан проект модернизации, предусматривающий увеличение зрительских мест и сооружение крыши над амфитеатром. Над проектом работали ученые и архитекторы институтов Минска, Бреста и Новополоцка, генпроектировщик - институт «Витебскгражданпроект».

Крыша представляет собой ажурную металлическую конструкцию длиной 120 м и высотой 25 м. Перекрытие состоит из 18 тыс. металлических стержней, скрепленных между собой тремя тысячами металлических опорных узлов. Конструкция позволяет собирать каждую ячейку-пирамиду, из них и составляется сама крыша буквально за четверть часа. Надежность кровли обеспечивают фундаменты арочных покрытий, на возведение которых ушло немало монолитного бетона. Само покрытие является уникальным. Оно выполнено из поликарбоната. Это специальный материал швейцарского производства, отвечающий многим современным требованиям: прочен, прозрачен и хорошо сочетается с металлическими конструкциями. Подобные покрытия установлены на стадионе в Пекине и выставочном зале в Мюнхене. Вместимость зрительного зала теперь увеличилась на полторы тысячи мест, на дополнительных рядах установлены новые, более комфортабельные, откидные кресла. Решена была проблема и для размещения инвалидов.

Словом, претерпели изменения многие объекты амфитеатра. Все работы по его реконструкции финансировались из республиканского бюджета. Летний амфитеатр реконструировали, можно сказать, всем миром. Здесь было занято более 20 строительных фирм и организаций из разных городов республики.

С обновленным Летним амфитеатром связана и новая ступень в развитии фестиваля. "Аналогов этой концертной площадке нет в Европе, - говорит директор Международного фестиваля искусств "Славянский базар" Р.М.Басс. – Многотысячные концерты обычно проходят на стадионах или во дворцах, подобных Кремлевскому, которые изначально для музыкальных выступлений не предназначались, а Летний амфитеатр в Витебске - это уникальное техническое сооружение".

Успешно завершился в июле 2008 года XVII Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", который проводился уже в 17-й раз – главное музыкальное событие не только для областного центра… Почти все континенты планеты, 34 государства, представляли свои творческие коллективы на фестивале. Концепция XVIII Международного фестиваля, который пройдет в июле 2009г., будет разработана уже к октябрю этого года. На фестивале может быть представлено национальное искусство Африки, Америки, Европы. Экономическая часть концепции должна предусмотреть максимальное получение прибыли и переход на самоокупаемость. Для этого необходимы новые маркетинговые ходы, в их числе и развитие фестивального туризма, который требует создания туристической инфраструктуры как в Витебске, так и в близлежащих райцентрах – Бешенковичах, Лиозно, Городке и других населенных пунктах. Надо расширить и спектр гостиничных услуг, а в Витебске назрела необходимость строительства отеля класса "пять звезд". Предприятиям и торговым организациям надо шире использовать фестиваль для представления своей продукции. Предполагается, что в будущем году в дни фестиваля пройдет республиканская ярмарка отечественных производителей.

"Очень хочу дожить до того времени, когда в белорусский город на Двине, город, давший миру Марка Шагала, Юрия Пэна, Мстислава Добужинского, Ивана Соллертинского, Анатолия Богатырева, будут за честь считать приехать действительно мировые звезды театра, музыки, кино и, конечно, эстрады, - говорит все в той же статье Э.Езерская. - И еще хочу, чтобы Европа ждала начала "Славянского базара" в июле, как она ждет Каннский, Венецианский, Сан-Ремовский фестивали…". Все это и предстоит осуществить в ближайшем будущем.

В настоящее время напротив Летнего амфитеатра строители приступили к возведению торгово-развлекательного центра "Витебск-Сити". Этот комплекс площадью более 35 тыс. м2 планируется объединить с амфитеатром подземным переходом. Словом, с каждым годом город на Западной Двине меняется на глазах. Благоустроенные проспекты и улицы, современное световое и рекламное оформление подчеркивают его исторический колорит и архитектурный дизайн.

Подготовил Петр Тузков, г. Витебск