Материалы

Знамя белорусской архитектуры

В истории отечественной культуры имя Владимира Адамовича Короля – народного архитектора СССР, действительного члена Академии художеств СССР, заслуженного строителя БССР, лауреата Государственной премии БССР, занимает особое место. Он был компетентен во всем, что делал на протяжении своей творческой жизни – архитектор-художник, дизайнер, ученый, педагог, государственный деятель. В декабре прошлого года ему бы исполнилось 95 лет. К памятной дате вышла в свет очередная книга из серии "Майстры каменнага летапiсу" "Владимир Король". Жизнь и творчество", презентация которой состоялась в Республиканском доме архитекторов. Рассказывает автор монографии – кандидат архитектуры, … Вячеслав Михайлович Чернатов:

- В плеяде блестящих белорусских зодчих, безусловно, выделяется Владимир Адамович Король. Его значимость не ограничивается только тем, что он создал как архитектор. Огромен его интеллектуальный и творческий вклад в организацию мощного архитектурно-строительного комплекса республики, где он, начиная с 1950-х гг., работал начальником Управления по делам архитектуры при Совете Министров БССР, а затем с 1955 по 1979 годы – председателем Госкомитета БССР по делам строительства и архитектуры.

Это крупная знаковая фигура в истории отечественного зодчества и строительного комплекса в целом. Недаром в своих воспоминаниях заслуженный архитектор Беларуси Г.В.Сысоев говорит о Владимире Адамовиче как о знамени белорусской архитектуры. И это при том, что после себя он оставил не так много произведений. Однако все они – знаковые объекты.

Достаточно вспомнить дом на пл.Мясникова. Въезжая в город, мы видим перед собой здание с красивой аркой, выполненное в национальном романтическом ключе. Его появление убедительно показало, что среди местных, белорусских архитекторов есть очень достойные зодчие.

Заглавной буквой главного проспекта столицы является Главпочтампт. Примечательно, что ЮНЕСКО уже рассматривала вопрос о включении этого градостроительного ансамбля в разряд уникальных по целостности художественно-стилевого единства памятников архитектуры конца 1940- - начала 1950-х гг. Это признание труда белорусских зодчих, где немалая заслуга принадлежит В.А. Королю, которому М.П. Парусников, как магистральный архитектор застройки проспекта, доверил проектирование этого ключевого объекта.

Еще один знаковый объект - здание бывшего Центрального телеграфа на Октябрьской площади. Правда, там перед зодчим стояла иная задача: застройка площади должна была служить фоном для главного акцента – здания Совета Министров БССР (сегодня на этом месте стоит Дворец Республики). Тем более, что в центре предполагалось установить памятник И.В. Сталину, что и было сделано в 1953г.

Надо сказать, что любимым детищем В.А. Короля была застройка центральной части Минска. Если общий генеральный план столицы был сделан Н.Е. Трахтенбергом, то этот участок с 1946г. и по 1980-е гг. курировал Владимир Адамович. Можно сказать, что ни один объект центра не мог пройти мимо его внимания.

Важная веха – памятник Победы в Минске. Напомню, что сам В.А. Король прошел через жернова войны. С самого ее начала он был призван в ряды Красной Армии, где занимал должность заместитель начальника дивизии по инженерной подготовке и зарекомендовал себя, как показывают архивные материалы, с очень положительной стороны. Но затем последовал приказ наркома обороны об отзыве всех дипломников, чтобы они могли защитить свои выпускные работы. Так было и с Владимиром Адамовичем, который находился на Ленинградском фронте. Свой дипломный проект он защищал в 1942 году в блокадном Ленинграде. По своему накалу это явление можно сравнить с 7 симфонией Д.Шостаковича. Событию, которое еще раз доказывало, что осажденный город жив, было придано большое значение: на защиту прилетели представители из Москвы, она транслировалась по всесоюзному радио. Поэтому можно утверждать, что тема увековечивания памяти героического подвига советских людей была для архитектора очень близкой. В.А. Король и Г.В. Заборский выиграли во Всесоюзном конкурсе на памятник Победы, а дальше довели эту работу до конца.

Как белорус, я должен отметить такой факт. По своей форме обелиск - это древний египетский символ, который хорошо адаптирован в Европе, в т.ч. Беларуси. Но посмотрите на его внутреннее содержание! Приходя в простую крестьянскую хату, мы видим в красном углу икону, окаймленную рушниками с узором – полосками или по-белорусски "шлячкамi", которые, согласно древнейшей символике, создавали своеобразные ступени, по которым души ушедших в мир иной могли навещать своих "нашчадкау" по определенным дням (Радуницу, Дзяды и т.д.). Путь этим душам освещала немеркнущая лампада. Возможно, подобный ход творческой мысли был у авторов проекта. Если внимательно присмотреться, видно, что обелиск разбит на такие "шлячкi" и завершается орнаментикой белорусского рушника. А внизу горит Вечный огонь. Благодаря этой символике мы, приходя сюда по праздникам, в какой-то степени соприкасаемся с древней народной легендой. Необходимо также принять во внимание, что в создании памятника принимали участие такие великолепные мастера скульптуры, как З.Азгур, А.Бембель, А.Глебов, С. Селиханов. Орден Победы, венчающий обелиск, был создан ленинградским художником-живописцем Рябышевым. Здесь можно вспомнить интересную историю. Еще до войны в Ленинграде были начаты поиски мастерской М.Ломоносова, которые тогда так и не увенчались успехом. В блокаду на территорию Академии художеств, где, по сведениям, она располагалась, попала бомба. И когда академию стали приводить в порядок, мастерская обнаружилась. Там, среди прочего, была ломоносовская смальта, которая и была использована для изображения звезды, Спасской башни и кремлевской стены.

Заключительной его работой, как архитектора, можно назвать Брестскую крепость. Размах, широта замысла этой цитадели раскрыли еще одну грань таланта Владимира Адамовича. После архитектурно-строительной реформы 1954-1956гг., направленной на борьбу с архитектурными излишествами, многие "зубры" зодчества так и не смогли перестроиться на новую систему проектирования. В творчестве старшего поколения архитекторов наступил кризис, в результате которого они вынуждены были искать другие ниши: кто-то нашел себя на педагогическом поприще, другие занялись иллюстрированием книг и т.д. Именно в этот период В.А. Король также стал отходить от архитектурного проектирования. Но разве мог такой мастер "положить карандаш" на полку? Он стал заниматься стратегическими вопросами градостроительства на поисковом и экспериментальном уровнях. Ему принадлежат идеи создания новых городов – Солигорска, Светлогорска, Новополоцка, Белозерска; размещение крупных промышленных объектов в структуре городов; коренное переустройство сел республики.

Огромна его роль в создании журнала "Строительство и архитектура Беларуси". Он стоял у истоков организации кафедры "Градостроительство" на архитектурном факультете БПИ (ныне БНТУ) и был ее первым заведующим.

В 1960-70-е гг. в творческом Союзе архитекторов Беларуси жизнь, что называется, бурлила. Его работа была своего рода "лакмусовой бумажкой", отражающей творческий и психологический настрой белорусских зодчих. И существенная заслуга в этом принадлежала В.А. Королю, который на протяжении двух десятков лет был непременным членом правлений союзов архитекторов СССР и БССР.

Важно отметить, что В.А. Король был "собирателем" архитектурных сил республики. Можно назвать десятки ныне известных мастеров архитектуры, кто благодаря ему связал свою жизнь и творчество с Беларусью. И это – еще одна страница огромной общественной деятельности зодчего, образ его жизни, форма творческого существования.

В заключение хочу сказать, что чем дальше уходит время, тем все значимее становится эта фигура – фигура Владимира Адамовича Короля.

Мы - в начале пути Серия "Майстры каменнага летапiсу" основана в 1998 году. Сначала Госстрой, а затем Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь выступили инициатором ее создания.

В ее рамках вышло уже четыре книги. Две из них освещают жизнь народных архитекторов – Г.В. Заборского и В.А. Короля. Еще одна посвящена зодчему "среднего звена" – А.Г.Духану. Не смотря на то, что он не был удостоен каких-либо званий, этот зодчий оставил после себя замечательные работы, характеризующие белорусскую архитектуру 1960-х гг. Интересной личностью является герой еще одной книги – гомельский архитектор С.Д. Шабуневский. Репрессированный, он успел создать произведения, которые делают его столь же значительным для Гомеля, каким является И.Г. Лангард для Минска. Это Дом коммуны по пр.Ленина, главный корпус БИИШ (бывшее здание классической мужской гимназии), Виленский банк, Женская гинекологическая больница, которая, по отзывам впечатленных современников, могла бы украсить любой столичный город, включая Петербург. Таким образом, в серии охарактеризованы четверо зодчих, каждый из них имеет свой почерк, собственное лицо, те, кто внес лепту своей обновленной архитектурой в зодчество республики. Ч

то касается последней книги, посвященной В.А. Королю, то предполагается, что она будет вручаться лауреатам ежегодной одноименной премии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Автор серии благодарен министерству за поддержку. У нас есть еще много зодчих, о которых следует рассказать – это Сысоев и Мусинский, отец и сын Воиновы, Егоров и Якушко, Бовт и мн. др. Лучшие традиции отечественной архитектуры продолжает плеяда современных зодчих, среди которых Э.Б.Школьников, В.В.К Крамаренко, М.К. Виноградов и т.д.

Жизнь не стоит на месте, и серия "Майстры каменнага летапiсу" будет продолжена.

Подготовила Ольга Брянцева