Рас­ширенный Совет ОО «БСА»

sovet1209_main11 декабря 2009г. в Республиканском Доме архитекторов состоялся рас­ширенный Совет ОО «БСА».


Основной вопрос расширенного Совета ОО «БСА» - О переходе с 01.01.2010г. на европейские нормы и стандарты в проектной и строи­тельной деятельности. О сертификации персонала, работ, услуг и стра­ховании рисков в проектном деле.

С докладами выступили:

nichkasov_a_i1.Ничкасов Анатолий Иванович – заместитель министра архитек­туры и градостроительства Республики Беларусь проинформировал присутствующих о концепции поэтапного перехода строительной от­расли Республики Беларусь на европейские нормы и стандарты, начи­ная с 01.01.2010 года. Концепция подготовлена Министерством архитек­туры и строительства Республики Беларусь.

 

 

solncev_a_g2.Солнцев Александр Георгиевич – заместитель генерального дирек­тора республиканского унитарного предприятия “Главгосстройэкспер­тиза” проинформировал об основополагающих принципах нормирова­ния, условий и процедур создания строительной продукции на опыте Федеративной Республики Германии. Переход строительного комплекса Республики Беларусь на европейские нормы проектирования – это не только процессы разработки и принятия национальных гармонизиро­ванных стандартов, но и внедрение в отечественную практику, устано­вившихся в Евросоюзе, процедур создания проектной и строительной продукции, сертификация специалистов (физических лиц), персональ­ная ответственность этих специалистов за результат деятельности, вы­полнение проектировщиками функций заказчика по строительству, страхование возможных рисков в ходе хозяйственной деятельности и многое другое. (Тезисы доклада прилагаются)

logvinov_v_n3.Логвинов Виктор Николаевич – Президент Союза московских архи­текторов рассказал об опыте России и Москвы по всем затронутым во­просам и предостерег от копирования российского опыта создания само­регулируемых организаций, частично выполняющих функции государ­ственных органов в области нормирования и страхования рисков в про­ектном и строительном деле.

 

 

1kestitus_pempe4.Кестутис Пемпе – Вице-Президент Ассоциации архитекторов Литвы рассказал об опыте Литвы по обсуждаемым вопросам. Он отметил, что положительным фактором в области нормирования в Евросоюзе явля­ется отсутствие тотальной унификации национальных систем нормиро­вания. Унифицированы только основные еврокоды, обеспечивающие безопасное строительство и эксплуатацию зданий и сооружений. Все ос­тальные нормы подобные СНиПам СССР остаются на правах рекомен­дуемых национальных систем нормирования. Докладчик предостерег от скоропалительных решений в вопросах нормирования;

 

 

1merzlakov_k_v5.Мерзляков Константин Витальевич – заместитель директора страхо­вой компании «Цептер Иншуранс» проинформировал членов Со­вета ОО «БСА» о страховании гражданской ответственности на случай причинения вреда другим лицам.

Докладчики ответили на многочисленные вопросы присутствующих.

Был принят проект Резолюции, в котором положительно оценена концепция поэтапного перехода на европейские нормы и стандарты в проектной и строительной деятельности и сертификации персонала, ра­бот, услуг и страховании рисков в проектном деле.

На Совете утверждены  кандидатуры для выдвижения:

На соискание Государственной Премии Республики Беларусь 2010 года - Объект: «Подземный  общественно-торговый центр «Столица» на пл. Неза­висимости в г. Минске за новаторский подход и высокий уровень архитек­турного решения  в реализации концепции урбанизации многоуровневого подземного пространства центра города. Данный объект награжден: Почет­ным дипломом министерства архитектуры и строительства Республики Бела­русь - лучший объект 2007года, дипломом первой степени в номинации ин­терьер конкурса 2007года, ГРАН-ПРИ конкурса МАСА лучшая постройка 2008года на территории СНГ. Авторский коллектив – архитекторы: М.Л. Гаухфельд, В.Н. Данилов, В.Д. Никитин. Один из авторов архитектор Ча­дович А.И. является в настоящее время гражданином России и по положению о Госпремиях претендовать на нее не может.

За выдающиеся достижения в многолетней профессиональной архи­тектурной и общественной деятельности на Государственные награды:

- Орден Почета – Линевич Ярослав Львович;

- Орден Франциска Скорины – Аладов Вальмен Николаевич;

- Медаль «За трудовые заслуги» - Быковский Олег Михайлович;

- Медаль Франциска Скорины – Корбут Александр Иосифович;

- Почетное звание «Заслуженный архитектор Республики Беларусь» -

Виноградов Михаил Клементьевич

Крамаренко Виктор Владимирович

 

vruchenie_medali_100zaba

zaborscki_medal

Состоялось вручение юбилейных медалей ОО «БСА» к 100-летию архитектора Г.В. Заборского, почетных дипломом и наград за активное участие в организации и проведении Восьмого национального фести­валя архитектуры «Минск-2009»

 

 

 

 

На заседании рассматривался вопрос об исключении членов ОО «БСА» в связи с их заявлениями и с неуплатой членских взносов. Принято ре­шение исключить из рядов ОО «БСА»:


На основании письменного заявления:

1.Чадовича Александр Иванович (в связи с принятием гражданства России и переез­дом в Москву)

 

За систематическую неуплату членских взносов:

№ п/п

Фамилия Имя Отчество

Задолжен­ность за годы

1.

Бокун Галина Викторовна

2005-2009

2.

Виславский Василий Василье­вич 

1996-2009

3.

Войтович Николай Семенович

1999-2009

4.

Доренский Олег Алексеевич

1992-2009

5.

Жевняк Виктор Георгиевич

2001-2009

6.

Карпович Владимир Викторо­вич

1998-2009

7.

Клевко Наталья Борисовна

1992-2009

8.

Ивлиев  Евгений Николаевич

1996-2009

9.

Коротков  Аркадий Тимофеевич

2003-2009

10.

Невдах Василий Николаевич

1992-2009

11.

Пимашков Николай Васильевич

1992-2009

12.

Сонец Юрий  Иванович- 

1992-2009

13.

Барехов Владимир Валентино­вич

1999-2009

14.

Томашевич Владимир Вячесла­вович.

1992-2009

15.

Тоневицкий   Георгий Леонидо­вич

1992-2009

16.

Черноземов Виктор Иванович

1992-2009

17.

Шулаев Леонид Константино­вич

2000-2009

18.

Зарубо Елена Евгеньевна

1992-2009

19.

Соколов Николай Афанасьевич

1998-2009

 

 

На основании устного заявления и по решению областных организаций ОО «БСА»:

Бирало Владимир Николаевич

1992-2009

Вараксин Всеволод Николаевич

1998-2009

Гурьянов Георгий Владимиро­вич

2003-2009

Иванченко Лидия Федоровна

2003-2009

Карчевский Сергей Александро­вич

2005-2009

Ковригович Вячеслав Иванович -

1992-2009

Лапцевич Вячеслав Михайлович

1992-2009

Лашук Наталья Геннадьевна

2002-2009

Павловская Татьяна  Зенонвна

1992-2009

Хомич  Сергей Александрович

1998-2009

Царикова Инна Сергеевна

2004-2009

Цирш Светлана Ивановна

2004-2009

Шумихин Николай Семенович

1992-2009

Юхневская  Валентина Пав­ловна-

1992-2009

Янчук Казимир Казимирович

2004-2009

Новиков Александр Алексеевич

2005-2009

Амельченко Иван Викторович

2004-2009

Кошелев Николай Петрович

2008-2009

Северин Александр Дмитриевич

2004-2009

Хартанович Владимир Викенть­евич

2004-2009

Шевчук Антон Францевич

2000-2009

Дмитриченко  Владимир Ивано­вич

1992-2009

 

Во время Совета состоялась презентация компании «Хенкель Баутех­ник» на тему «Профессиональные решения Ceresit. Опыт применения в Республике Беларусь» с демонстрацией применения материалов Ceresit.

Докладчик: Новицкий  Сергей Григорьевич - Генеральный дирек­тор компании «Хенкель Баутехник».

sovet1209_1 sovet1209_2 sovet1209_3 sovet1209_4

Переход строительного комплекса Республики Беларусь
на европейские нормы проектирования

 

Основополагающие принципы нормирования, условий и процедур создания строительной продукции на опыте
Федеративной Республики Германии

 

Солнцев Александр Георгиевич – заместитель генерального директора республиканского унитарного предприятия “Главгосстройэкспертиза”

 

Переход строительного комплекса Республики Беларусь на европейские нормы проектирования – это не только процессы разработки и принятия национальных гармонизированных стандартов, но и внедрение в отечественную практику установившихся в Евросоюзе процедур создания строительной продукции.

Знание и понимание основополагающих принципов нормирования, процессов, процедур и условий обеспечения создания строительной продукции, их организационных принципов – это путь для достижения качественного результата.

 

Понятие норм в европейском законодательстве

Применение норм при проектировании и строительстве является не обязательной процедурой, однако их использование приветствуется всеми участниками процессов создания строительной продукции и федеральными правительствами, включая уполномоченных представителей,  в качестве факта, подтверждающего, что при создании единицы  строительной продукции всеми участниками процесса (Инвестор-Проектировщик, Строитель)  были использованы нормативы, созданные и принятые практиками строительного производства и конечная продукция соответствует требованиям и ожиданиям, предъявляемыми обществом (государство, потребитель,).

Нормы разрабатываются в случаях, необходимых для:

- обобщения опыта практики применения сложившихся технологических процедур строительства с учетом ожиданий общества от результатов использования строительной продукции;

- внедрения инновационного опыты работы передовых строительных компаний, использующих инновационные технологии строительного производств (в поддержку ожиданий потребителя), в практику повсеместного использования в строительном производстве.

 

Основные положения

Концепция подхода к вопросу нормирования конкретных процедур разработки и принятия нормативов и стандартов во всех отраслях экономики устанавливает естественно сложившиеся взаимоотношения между законодательными организациями (органами Евросоюза) и организациями по нормированию.

Государство в лице его профессиональных представителей  устанавливает принципиальные правила, которые в Евросоюзе  имеют вид Директив и содержат основополагающие требования к продукции или услугам того или иного вида.

Директивы Евросоюза защищают и создают условия для успешного функционирования того или иного
сектора экономики.

Директивы Евросоюза (и в развитие федеральные, его членов) содержат основополагающие требования к продукции или услугам, включая требования к ней и возможные способы и технические решения, основывающие на имеющихся технических нормах.

Руководство директивами принято добровольное, однако с реальным предположением, что все участники процессов производства продукции их будут использовать в обязательном порядке, принятым на добровольной основе.

Основополагающей директивой в области строительного производства является директива 89/106 ЕЭС следующего содержания:

“Строительные  изделия  должны  обеспечивать  строительство   сооружений, которые с учетом экономически целесообразного срока эксплуатации являются пригодными  (в целом и частями)  к эксплуатации и при этом отвечают указанным ниже основополагающим требованиям, если на сооружения распространяются строительные правила, содержащие соответствующие требования. Данные требования должны выдерживаться при нормальном техническом обслуживании сооружений в течение экономически  целесообразного срока эксплуатации.  Требования предполагают,  как правило, прогнозируемые воздействия.

 

1 Механическая прочность и устойчивость

Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы возможные во время его строительства и эксплуатации воздействия не приводили ни к одному из нижеследующих последствий:

- обрушение всего сооружения или его части;

- деформации  недопустимой величины;

- повреждения других строительных конструкций или сооружений, а также оборудования  или  смонтированным  устройствам вследствие значительных деформаций несущих строительных конструкций;

- повреждения, последствия  которых  являются  неадекватными  вызвавшей  их  причиной.

 

2. Противопожарная безопасность

Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы в случае пожара:

- сохранялась несущая способность сооружения в течение определенного периода;

- ограничивалось возникновение и распространение огня и дыма в пределах сооружения;

- ограничивалось распространение огня на соседние сооружения;

- обеспечивалась возможность безопасной эвакуации людей  из зданий  или  иные меры  оказания  помощи;

- обеспечивалась безопасность спасательных команд.

 

3. Гигиена, здоровье и охрана окружающей среды

Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы исключалась угроза для гигиены или здоровья находящихся  в  них  или  рядом с ними людей, в частности, вследствие следующих воздействий:

- выделение токсичных газов;

- наличие в воздухе опасных частиц или газов;

- эмиссия опасных излучений;

- загрязнение или заражение воды или почвы;

- неправильное удаление сточных вод, дыма, а также твердых или жидких отходов;

- несоответствующая  влажность в строительных  конструкциях и  внутренних поверхностей  ограждающих  конструкций.

 

4. Безопасность  при   использовании

Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы при его использовании и эксплуатации исключалась недопустимая опасность возникновения несчастных случаев, таких как травмы вследствие скольжения, падения и удара, ожогов, поражения электрическим током, ранения вследствие взрывов.

 

5. Защита от шума

Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы шум, воспринимаемый жителями или находящимися вблизи лицами, не превышал уровня  опасного для их здоровья, и при котором обеспечивались бы удовлетворительные условия для ночного сна, отдыха и работы.

 

6. Экономия  энергии и  тепловая  защита

Сооружение, а также его системы и оборудование отопления, кондиционирования и вентиляции должны проектироваться и строиться таким образом, чтобы с учетом местных климатических условий энергопотребление при его эксплуатации оставалось незначительным, а людям обеспечивался необходимый тепловой комфорт”

Важный правовой инструмент Директивы – каждая страна должна реализовывать европейские указания и перевести их на собственный язык нормирования.

 

В конечном итоге – применение общих европейских норм и стандартов преследует следующие цели:

- единство критериев при проектировании и строительстве;

- гармонизация национальных норм и правил;

- единая база для научных исследований;

- облегчение обмена различными услугами в проектировании и обмене строительной продукцией.

Это чисто экономическая задача!

Опыт Германии
Взаимоотношения сторон при проектировании и строительстве

 

Взаимоотношения всех сторон в строительстве регулируются документом уровня федерального законодательства под наименованием VOB -  Порядок предоставления услуг в области строительства (или строительных услуг). Со слов немецких специалистов – это библия в области строительства, если выполнять требования VOB – качество проектирования и строительства будет обеспечено.

VOB содержит 3 части:

- часть А устанавливает порядок, каким образом заказчик (общество, коммуна) ставит задачу (дает заказ и проводит подрядный тендер);

- часть B устанавливает правила регулирования договорных отношений;

- часть С включает порядка 80 норм  и по каждому виду работ в рамочных условиях устанавливает порядок и правила их выполнения.

При этом, технические и организационные решения, принятые по VOB не требуют каких-то дополнительных обоснований в проектной и технической документации

 

Основополагающим документом, определяющим взаимоотношение всех сторон является контракт.

Характерным отличием контрактов подряда в Германии от отечественных является глубина и детальность его проработки. К примеру, в контракте на проектирование подетально прописываются все нормы, технические правила и предписания, требования которых проектировщик обязан реализовать для объекта строитльства.

Таким образом, вопрос добровольности (или необязательности) исполнения ряда норм реализуется утвердительно через документ другого уровня. Данный подход не оставляет ”пустых пятен” во взаимоотношениях заказчика и подрядчика. Заказчик прямо понимает – что ожидать от будущего объекта строительства. Аналогичные требования имеются и к договору строительного подряда.

Указания о правилах и нормах для выполнения работ определяют ожидаемое качество выполнения работ, которое зависит от вида объекта строительства и срока его эксплуатации.

Методика проектирования также исходит из того,  что это будет за здание или сооружение и какой срок его эксплуатации?

Именно эти требования определяют все существенные моменты принятия и реализации проектных решений!

К примеру, различны проектные решения для следующих нормативно установленных условий:

- очень незначительные проектные требования;

- незначительные проектные требования;

- средние проектные требования;

- незаурядные проектные требования;

- очень высокие проектные требования.

При проектировании учитываются следующие этапы жизненного цикла строительной продукции:

Идея → Проектирование → Строительство →

Эксплуатация → Утилизация строительной продукции

Основной обязанностью проектировщика является собственно разработка проектной документации. Обязанность заказчика – это финансирование и координация действий подрядчиков. Заказчик располагает правом (и это право используется для подавляющего количества объектов строительства) в рамках договора (контракта) передать право на координацию проектировщику (в подавляющем количестве случаев - архитектору).

Эта определено нормой DIN 699041 п.п. 2.3.1 – 2.3.3. В этом случае выполнение данной функции проектировщиком имеет наименование - менеджмент (управление) проектом.

Существует правовое условие, определяющее данное действие – это документ с обозначением HOAI 2009-08 “Гонорары для архитекторов и инженеров” и имеется предписание по  калькуляции цен в проектировании и управлении проектом.

Все это имеет статус рамочных директив.

При использовании данной калькуляции установлен коридор колебания стоимости в рамках которого производится определение стоимости работ и услуг по контракту.

Документом HOAI 2009-08 также устанавливает состав и содержание работ, обеспечивающих  проектировщиком. Основанием  для определения объема и качества работ проектировщика являются контракт и HOAI 2009-08.

В целом HOAI 2009-08 предусматривает выполнение проектировщиком следующих 9 фаз и видов проектных работ и услуг с разбивкой относительной стоимости выполнения работ по каждой фазе:

1          Выбор земельного участка для строительства                 3%

получение основных данных

2          Эскиз образа проекта                                                          7%

предварительный план проекта

3          Разработка эскизного проекта                                            11%

план проекта

4          Получение разрешения на строительство                        15%

утверждение плана

5          Разработка строительного проекта                                    25%

выполнение плана

6          Организация и проведение тендера на строительство   10%

подготовка к сдаче подряда

7          Оценка результатов тендера                                              4%

участие в сдаче подряда

8          Надзор за строительством                                      31%

строительный надзор за объектом

9          Разработка исполнительной документации и гарантий 2%

обслуживание объекта и документация

 

У проектировщика (архитектора) много обязанностей, но и достаточно прав. Одно из них - это управление финансовыми потоками - главный инструмент достижения результативности!

Без согласования проектировщика (архитектора) заказчик не проводит ни один платеж.

Со стороны территориального строительного ведомства дополнительно выполняется надзор за:

- проектированием и строительством внешних инженерно-транспортных коммуникаций;

- выполнением правил и требований по охране труда на объекте строительства (параллельно эту функцию еще выполняет территориального строительного ведомства территориального строительного ведомства проектировщик (архитектор))

 

В целом, ответственность за создание объекта строительства лежит на его заказчике или, при передаче всех управляющих функций по строительству проектировщику – на проектировщике.

Подтверждение соответствия создаваемого объекта строительства требованиям государства обеспечивается декларационным способом.

Контроль со стороны государства и общества обеспечивается:

- полный – по параметрам, обеспечивающим выполнение директивы ЕС 89/106 и земельным предписаниям;

- выборочный (инспекционный – проверка соответствия декларациям) – по остальным требованиям

 

Государственная экспертиза в строительстве ведется  по следующим  критериям, определенных директивой ЕС 89/106:

- устойчивость зданий и сооружений с применением монолитных бетонных и железобетонных, металлических и деревянных конструкций;

- противопожарная  защита   в  строительстве;

- звуко-  и  теплоизоляция   в  строительстве;

- проведение статико-конструктивных расчетов для обеспечения противопожарной защиты и связанной с ней устойчивости зданий и сооружений.

Инспекционному строительному надзору, как правило, подвергаются:

- состояние    и    физические    характеристики грунтов участка строительства;

- система фундаментов;

- система  каркаса  здания;

- система  противопожарной безопасности;

- механическое оборудование;

- санитарно-техническая арматура;

- электротехническое оборудование;

- построенное здание.

 

Это не означает, что уровень экспертной оценки действий проектировщика (архитектора) ограничивается только этим.

С целью страховки рисков собственной деятельности, дополнительно к процедурам финансового страхования (необязательно, но используется повсеместно) проектировщик (архитектор) в процессах проектирования широко использует возможности привлечения для оценки достигнутого на данном этапе разработки документации профессионального аттестованного эксперта.

Как правило, каждое принципиальное проектное решение, не подлежащее  государственной экспертизе подвергается профессиональной оценке эксперта на общественном уровне по заказу проектировщика (архитектора).

 

Основной целью назначения экспертов на общественном уровне является представление судебным, административным органам и представителям общественности особо компетентных, приведенных к присяге экспертов, чьи заключения отличаются высокой достоверностью.

Назначение экспертов на общественном уровне позволяет осуществлять экспертизу в той области компетенции, для которой он приглашен, а также выполнять и другие задачи, особенно консультации, контрольно-проверочную деятельность, надзор, инспектирование, третейские и им подобные функции.

Решение о назначении экспертов на общественном уровне принимает Палата архитекторов.

 

Представляет практический интерес организационные принципы, определяющие порядок и доступ к оказанию профессиональных услуг в области проектирования на территории Германии.

Допуск к выполнению профессиональной деятельности по проектированию для выполнения работ на территории Германии оформляют федеральная и земельные Палаты архитекторов и инженеров-строителей.

Выполнение работ без наличия регистрации (членства) в указанных организациях не допускается.

Для получения разрешения на выполнение проектировщиком 9 фаз и видов проектных работ и услуг необходимо подтверждение наличия практического и результативного опыта работы по всем 9-ти фазам цикла.

 

Палаты архитекторов в Германии – это объединения общественного права.

Членами палат состоят порядка 121 тыс. архитекторов.

Звание (профессиональный статус) архитектора должен быть защищен – т.е. для выполнения профессиональной деятельности на территории Германии (и конкретно каждой его земли) архитектор должен быть членом соответствующей Палаты.

В федеральной Палате архитекторов Германии работает 17 сотрудников, включая юристов.

Основная целью работы федеральной палаты – это создание правовых условий деятельности архитекторов и профессиональная поддержка.

С целью обеспечения последнего Палата работает в европейской сети NAX, созданной 7 лет назад.

 

NAX организует контакты между заказчиками, архитекторами и подрядчиками, для чего использует собственный банк данных.

Дополнительно представляется информация о проведении тендеров, семинаров, выставок по темам профессионального интереса.

Посредством сети NAX заказчики могут бесплатно найти архитекторов для реализации своих зарубежных проектов.

В рамках проведенной встречи федеральная Палата архитекторов выразила ожидание профессионального сотрудничества с архитекторами Белоруссии и готова принять соответствующее приглашение.