Материалы

Между макетом и садом

ImageПочти полное отсутствие современной архитектуры Венеция компенсирует проведением биеннале. Каждые два года именно здесь заявляют наиболее актуальные архитектурные темы и проблемы.

Вот и куратор открывшейся 13 сентября XI биеннале Аарон Бецки решил устроить своеобразный переворот. Он призвал специалистов посмотреть на архитектуру как на среду обитания, задав тему «Не там. Архитектура помимо зданий». Внутри главной темы сложились отдельные сюжеты.

Окружающая среда

Датчане решили привлечь внимание к проблеме развития мира. В одной из двух комнат своего павильона они повесили огромный глобус. Когда входишь туда, чувствуешь, насколько ты мал. Стены же оклеены фотографиями, иллюстрирующими происходящее изменение климата: таяние ледников, сход лавин, извержение вулканов.

Об экологии предложили поразмышлять и эстонцы, построившие прямо на садовой дорожке, что ведет от площадки перед российским павильоном к немецкому, желтую газовую трубу. Она символизирует газопровод Nord Stream, который прокладывают по дну Балтийского моря. В немецком павильоне идеи экологии также главенствуют. Здесь представлены проекты альтернативных способов получения электроэнергии, переработки отходов, восстановления лесов.

Цветы и деревья

Этот сюжет можно назвать лирическим продолжением экологического. В российском павильоне разместился «лес» Николая Полисского: стволы деревьев, за которыми просматриваются фотографии инсталляций, возведенных художником в полях Калужской области. Растения украшают и соседний японский павильон: вокруг него цветы, а внутри все стены разрисованы планами ландшафтных проектов.

Но самый эффектный сад находится в дальнем конце Арсенала - одной из главных площадок биеннале, где в основном представлены кураторские проекты. На заросшей деревьями и травой территории, среди заброшенных старинных хозяйственных построек архитекторы из Gustafson Porter Ltd и Gustafson Guthrie Nichol Ltd проложили дорожки, поставили скамейки, сделали искусственный холм и даже разбили огородик с помидорами, петрушкой и пугалом.

Одиночество

Куда менее умиротворяюще выглядит проект S1ngletown от Droog & KesselsKramer в том же Арсенале. «Город одиночек» - это манекены, к каждому из которых прилагается описание его модели жизни: один поглощен работой, второй - убежденный холостяк, третий - только развелся. Манекены окружены своеобразными знаками комфорта: скажем, на роликовые жалюзи нанесен рисунок теневых силуэтов, как от большой компании, чтобы воры не догадались об одиночестве хозяина дома. А еще есть бумажная скатерть, на которой напечатан текст книги и оставлен пустой круг для тарелки - чтобы было не скучно обедать одному.

И все-таки дома

Вопреки заявленной главной теме, биеннале полна макетов и фотографий отдельных домов. Их можно найти и в российском павильоне, и во французском; финны показывают здания музеев и библиотек, а канадцы - постройки в маленьких городах. Да и в польском павильоне, награжденном «Золотым львом», выставлены фотоколлажи со зданиями. Не обошлась без зданий даже кураторская экспозиция: Фрэнк Гери (он получил в этом году «Золотого льва» за вклад в архитектуру) соорудил в одном из залов Арсенала концептуальную модель фасада гостиницы, проектируемой им для Москвы (масштаб 1:25). Сейчас это деревянный каркас, но к концу выставки его закроют гипсом - работа идет прямо при посетителях.

www.protoart.ru