![]() |
Сардаров Армен Сергеевич, |
Архитектура и строительство № 6 / 2024
Архитектура – искусство, которое не существует без тесной связи с обществом, его социально-экономическим и культурным развитием, формами государственного управления и финансами. Восхищаясь архитектурой нашей столицы периода 40–50-х гг. прошлого века, мы понимаем исторические основы и особенности этого периода, его величайшие достижения и утраты. Господствовавший в то время в архитектуре неоклассицизм стал одним из его символов – зримым выражением общественных, государственных ценностей, которые провозглашали единство общества, его славу, социалистические идеалы. Еще 35 лет назад автор этих строк писал об особенностях архитектурного стиля той эпохи1. Стиля, который следовал канонам античной архитектуры (Др. Греция, Др. Рим), Ренессанса (Италия), классицизма (Европа, Россия), господствовал в тот период, поддерживался властью и, конечно, идеологически контролировался.
Доминирование этого стиля не способствовало выражению индивидуальности в творчестве того или иного зодчего, зато помогало создавать архитектурные ансамбли, чему наша столица является блестящим примером. Единые композиционные приемы, следование канонам пропорций, архитектурные детали и декор содействовали общему эмоциональному, художественному настроению, объединяли чувства людей. Сегодня, проходя по центральным улицам Минска, мы вновь и вновь восхищаемся ансамблем главного проспекта и площадей, их архитектурным единством. Тем удивительней (и приятней) вдруг увидеть архитектурные образы, которые не вписываются в эту симфонию, которые как бы выпадают из господствующего стиля.
Вот «Ворота Минска» – великолепный архитектурный ансамбль на Привокзальной площади. Его главная доминанта – две башни в начале ул. Кирова и два симметричных объема, растянувшихся до улиц Ленинградской и Ульяновской.
![]() |
Этот ансамбль создан в 1945–1956 гг. такими мастерами, как Б. Рубаненко (рук. проекта), Л. Голубовский, А. Корабельников. Ансамбль создает чувство равновесия, устойчивости, гармонии. Великолепны и все традиционные для этой архитектуры приемы и детали, в том числе использование синтеза искусств – скульптуры и декоративного искусства.
Но давайте пристально вглядимся в этот замечательный ансамбль, в его архитектурное убранство. В декоре, характерном для советской неоклассической архитектуры, принято было использовать особую символику – государственные, политические символы, эмблемы, ленты, гирлянды, венки. Такой декор мог украшать фризы, фронтоны зданий. И вдруг на этом здании мы встречаем декоративные детали, отличающиеся по своей тематике от традиционных соцреалистических.
![]() |
![]() |
На устремленных вверх башенках, венчающих здания ансамбля, в центре мы видим рельефную цветочную композицию, очень близкую к узорам наших знаменитых слуцких поясов, а также рельефы с птицами, зубрами, бабочками. Этот животный мир очень нам близок, он встречался в декоративных изображениях на наших древних рукописях, в древнеславянском искусстве. Вот загадка – как эти фольклорные символы возникли в «сталинской архитектуре»? Еще одно интересное творение на главной магистрали Минска — жилой дом № 39/1 на пересечении с пр. Машерова.
![]() |
Он был построен в 1951–1956 гг. (архит. А. Брегман). Композиция, пропорции и все детали дома прекрасно согласуются с неоклассическим ансамблем проспекта. Особой задачей было вписать объем дома в перекресток, и архитектор с этой задачей вполне справился, подчеркнув угол более высокой частью.
В этом архитектурном стиле такие детали, как балкон, лоджия, эркер, всегда имели большое значение. Они усиливали пластику фасадов, создавали игру света и тени. Перилами этих конструкций служили ряды изящных балясин или литые чугунные стойки.
![]() |
Но вот дом № 39. Верхний балкон в угловом объеме оказывается совсем иным по архитектурному решению. Он создан в стиле модерн (ар-нуво), где потрясающе выразительными, изощренными по форме и динамичными являются ограждения балкона. Как этот «буржуазный» (так его клеймили в те годы) стиль попал в «социалистическое архитектурное содержание»?
![]() |
Еще один архитектурный феномен нашего города – здание государственного универмага (ГУМа), расположенное по пр. Независимости, 21. Построенное в 1951 году по проекту архитекторов Р. Гегарта и Л. Мелеги, оно несколько отличается по стилю от соседних зданий. Пластика его фасадов чрезвычайно активна. По сути, здесь нет традиционных гладких плоскостей – все насыщено разнообразными формами и деталями.
![]() |
Одной из самых интереснейших архитектурных деталей ГУМа является использование керамических (майоликовых) форм, покрытых особой глазурью (люстром). На фасадах использован прием синтеза архитектуры и пластики, декоративного искусства. В нашей неоклассике скульптурные формы предназначались для создания более пафосного образа всего архитектурного объекта.
![]() |
![]() |
Но в здании ГУМа плоские фигурные барельефы, обрамляющие круглые окна 4-го этажа, совсем другие. Это удивительные изображения мужчины и женщины, 12 одетых в народную белорусскую одежду, со спокойными позами и добрыми лицами. Никакой патетики и возвышенности, а просто обращение, близость к человеку! Вот три загадки архитектуры нашей столицы. Вот сложный диалог коллективного и индивидуального – в чувствах зрителей и в творчестве зодчих. Это диалог, который был всегда в истории архитектуры и, конечно, продолжится в ее будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Архiтэктура Беларусi. Энцыклапед. даведнiк. – Мн.: БелЭН, 1993. 2. Архитекторы Советской Беларуси. Биографический справочник. – Мн. : Беларусь, 1991. 3. Воинов, А. А. История архитектуры Белоруссии. Советский период / А. А. Воинов. — Мн. : Выш. школа, 1975. 4. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. – Т. 12. – кн. 1. Архитектура СССР. — М. : Стройиздат, 1975.