Георгий Потаев
Данная статья продолжает цикл публикаций, в которых обсуждаются проблемы, связанные с ролью архитектуры и искусства в формировании среды современных городов
Основу городской среды образует застройка, ее архитектурный облик. Издревле в архитектурных сооружениях сочетались «прочность, польза и красота» (определение Марка Витрувия Поллиона, I в. до н. э.). В конце ХIХ в. увеличение объемов строительства и массовое производство деталей архитектурного орнамента из чугуна и гипса свели роль искусства в архитектуре в основном к оформительской функции. В начале ХХ в. Адольф Лоос в манифесте «Орнамент и преступление» констатировал окончательное отделение искусства от архитектуры. В ХХ и ХХI вв. застройка городов стала преимущественно функционально-технологическим процессом.
Современные города далеко не всегда эстетически привлекательны. Часто их заполняет унылая застройка с «художественными заплатами». Назрела потребность в изменении философии формирования городских пространств, переходе к концепции тотального искусства городской среды.
Тотальное искусство формирования городской среды. Термин «тотальное искусство» (нем. Gesamtkunstwerk) ввел Рихард Вагнер, считавший, что не только музыка важна при восприятии опер, но также сценография, дизайн костюмов, световое оформление и другие «художественные детали», делающие музыкальное произведение целостным, на что другие композиторы в то время обращали мало внимания.
Это понятие используется, чтобы подчеркнуть важность синтеза разных искусств. Именно он необходим при формировании городской среды. Синтез архитектуры, скульптуры, монументального и декоративного искусства, ландшафтной архитектуры и дизайна позволяет создать городскую среду более высокого художественного уровня, чем при их раздельном использовании [1, 2].
Красота как критерий оценки городской среды. Красота является не только эстетической категорией, но и социальной, культурной, моральной, функциональной, экологической. Понятие «красота города» включает эмоциональные впечатления об архитектуре и планировке города, его композиционно-пространственной организации, ландшафте, следах истории, жителях и другие визуально и эмоционально воспринимаемые характеристики городской среды. Оно постоянно эволюционирует. Древние эллины удивились бы многому из того, что современные люди считают красивым и допускают создавать в городах.
Город правомерно рассматривать как произведение искусства. На всех этапах исторического развития активно живущий город никогда не является законченной художественной системой. В нем всегда зарождается нечто новое, что-то перестраивается, что-то разрушается.
Индивидуальность облика города характеризуется его оригинальностью (пробуждается первичный интерес) и разнообразием (поддерживается устойчивый интерес). Она определяется самобытностью входящих в его состав градостроительных образований [3, 4].
Крупные пространственные художественные комплексы. Индивидуальность городам придают крупные архитектурно-скульптурные, архитектурно-ландшафтные, общественно-культурные пространственные комплексы, обладающие высокой художественной выразительностью. Рассмотрим несколько примеров таких комплексов, которые стали «визитными карточками» своих городов.
«Каскад». Ереван, Армения. В генеральном плане Еревана, разработанном еще в 1924 г., было предусмотрено создание в северной части города системы террас, спускающихся по склону холма к городскому центру. В 1960 г. началась реализация этого замысла – на вершине холма была создана смотровая площадка и установлен 50-метровый обелиск «Возрожденная Армения» (архит. Джим Торосян, Саргис Гурзадян). В начале 1970-х гг. был разработан проект комплекса, включающего 5 террас со ступенчатыми переходами, водными устройствами и цветниками (архит. Джим Торосян, Аслан Мхитарян, Саргис Гурзадян). Строительство, начатое в 1971 г., было частично завершено в 1980-м. Полностью завершить строительные работы помешали Спитакское землетрясение, распад СССР, Карабахская война.
В 2002 г. по инициативе американского мецената армянского происхождения Джерарда Гафесчяна работы по завершению строительства, реставрации, благоустройству комплекса возобновились. В 2009 г. комплекс, в котором размещен музей современного искусства «Центр искусств Гафесчяна» с работами всемирно известных художников и скульпторов, открыли для посещения.
Комплекс длиной 500 м, шириной 50 и высотой 100 м, получивший название «Каскад», стал одной из главных достопримечательностей Еревана. Это величественный композиционно целостный архитектурно-монументальный объект, каждая из террас которого имеет индивидуальное художественное решение. В их оформлении использованы исторические орнаменты и традиционные символы Армении, выполненные из белого травертина. Для удобства посетителей внутри «Каскада» установлены эскалаторы. С террас открываются красивые виды на город, горы Большой и Малый Арарат.
1. Общий вид архитектурно-монументального комплекса «Каскад» в Ереване |
2–5. «Каскад» – целостный архитектурно-монументальный комплекс, каждая из террас которого имеет индивидуальное художественное решение |
6. Внутри комплекса размещен «Центр искусств Гафесчяна», залы которого, расположенные на разных высотных уровнях, соединены эскалаторами |
7.С террас «Каскада» открываются красивые виды на город, горы Большой и Малый Арарат |
В верхней части «Каскада» планируется создание двух новых террас, которые уже построенные террасы соединят со смотровой площадкой и обелиском на вершине холма.
8. Проект создания двух новых террас в верхней части «Каскада» |
Арт-пространство на ул. Таманяна. Ереван, Армения. Это улица-бульвар длиной около 200 м, которая соединяет «Каскад» и Национальный академический театр оперы и балета. В начале улицы, ближе к театру, установлен памятник архитектору Александру Таманяну, который сделал для Еревана не меньше, чем Иосиф Лангбард для Минска. Он автор генерального плана города, разработанного в 1924 г., автор застройки площади Республики, Дома правительства, Национального академического театра оперы и балета – композиционно-пространственных доминант в центральной части Еревана.
9. Вечерний вид с арт-пространства на ул. Таманяна на «Каскад» |
10. Памятник архитектору Александру Таманяну (скульпт. Арташес Овсепян, архит. Седа Петросян) |
Центральную часть ул. Таманяна занимает партер шириной около 50 м, на котором установлены скульптуры из коллекции Джерарда Гафесчяна: Большой голубой Киви, скульптуры «Кот» и «Курящая женщина», «Лев» из старых автомобильных покрышек, другие работы скульпторов из разных стран. Таким образом, «Каскад» и арт-пространство связаны не только территориально, но и содержательно.
11. Большой голубой Киви (скульпт. Питер Войтук, США) |
12-13. Скульптуры колумбийца Фернандо Ботеро – «Кот» и «Курящая женщина» |
14. «Лев» из старых автомобильных покрышек (скульпт. Джи Ён-Хо, Южная Корея) |
Продолжением арт-пространства является сквер рядом с Национальным академическим театром оперы и балета. Здесь установлена мраморная скульптура Мартироса Сарьяна (скульпт. Левон Токмаджян, архит. Артур Тарханян). В окружении скульптуры современные армянские художники организовали постоянно действующую выставку-продажу своих работ.
15. Выставка-продажа работ современных армянских художников в окружении мраморной скульптуры Мартироса Сарьяна (скульпт. Левон Токмаджян, архит. Артур Тарханян) в сквере рядом с Национальным академическим театром оперы и балета |
Парк «Портелло» («Парк Времени»). Милан, Италия. Парк создан по проекту одного из самых известных современных ландшафтных архитекторов Чарльза Дженкса с участием архитекторов студии LAND и расположен в центре нового многофункционального района Nuovo Portello, созданного на месте закрытых автомобильных заводов Alfa Romeo и Lancia.
Пространственную композицию парка образуют три холма, символизирующие прошлое, настоящее и будущее Милана. Они созданы из строительного мусора, а их форма выполняет не только эстетическую функцию, но и создает шумовую защиту от пролегающих вблизи двух автомагистралей. Самый высокий – 22-метровый холм «Спираль времени», с вершины которого открывается вид на Альпы.
![]() |
16. Архитектурно-ландшафтная композиция парка «Портелло» («Парк Времени») в Милане сформирована тремя холмами, символизирующими прошлое, настоящее и будущее города |
![]() |
17. Самый высокий – 22-метровый холм «Спираль времени», с вершины которого открывается вид на Альпы |
«Метрополь Парасоль» (Metropol Parasol). Севилья, Испания. На исторической площади Энкарнасьон (plaza de la Encarnación) в центре Севильи размещена пространственная композиция, созданная по проекту немецкого архитектора Юргена Майера. Она имеет сложную скульптурную форму размером 150х70 м, высоту 26 м с опорными столбами, в которых расположены лифты и лестницы. Решетчатая деревянная конструкция из финской березы рассеивает прямые солнечные лучи и защищает местных жителей и туристов от жары в летний период.
Площадь получила многоуровневое пространственное решение. В подземном уровне размещен археологический музей, где через застекленный пол можно увидеть фрагменты античных римских и арабских сооружений. Второй уровень – небольшой продовольственный рынок, существующий с середины XIX в.; третий – новый общественный центр, где проводятся концерты, киносеансы и театральные постановки, демонстрации мод, выставки и другие мероприятия. На четвертом уровне, на высоте 22 м над площадью, расположены ресторан и культурный салон; по верху пространственной конструкции проложены извилистые дорожки со смотровыми площадками, с которых открывается красивый вид на Севилью.
![]() |
18, 19. Культурно-общественный комплекс «Метрополь Парасоль» (Metropol Parasol) на исторической площади Энкарнасьон в испанской Севилье |
20. Вид сверху на «Метрополь Парасоль» |
![]() |
21. Дорожки со смотровыми площадками, с которых открывается красивый вид на Севилью |
Культурный ландшафт и художественный образ города. История оставляет в городах следы в виде зданий, улиц, площадей, памятных мест, названий. Они образуют культурный ландшафт города, формируют его накопленную память.
Художественный образ города – эстетически осмысленное отражение его облика в психике человека. Если облик города реален, то его художественный образ духовен, виртуален. В его формировании участвуют как особенности планировки и застройки, благоустройства и озеленения градостроительных образований, так и наблюдатель. Он складывается из впечатлений, которые остаются у людей в результате визуального восприятия городской среды. При этом люди корректируют получаемые зрительные образы с помощью логического мышления, имеющихся знаний и опыта, объединяют разрозненные впечатления в целостный образ. У каждого отдельного человека формируется персональный художественный образ города. В то же время существует обобщенный, общественный образ города, в котором выражены его наиболее значимые характерные черты и особенности. В наибольшей степени на его формирование влияют «композиционные узлы» городского пространства, ориентиры, территории вдоль путей движения людей, границы градостроительных образований.
При построении художественных концепций и сюжетов важно установление взаимосвязей между градостроительными образованиями и имеющимися историческими, культурными событиями, происхождением географических названий. Это позволяет обогатить художественный образ поселения, отразить в нем связь времен – прошлого, настоящего и будущего [5, 6].
Торговый и культурно-развлекательный комплекс «Старый бровар». Познань, Польша. Комплекс создан на месте винокуренного завода ХIХ в. В его архитектурном облике обыграна тема исторической промышленной архитектуры. Промышленные мотивы использованы также в оформлении открытых пространств, в скульптурных композициях, интерьерах комплекса.
![]() |
![]() |
![]() |
22–24. В архитектурном облике торгового и культурно-развлекательного комплекса «Старый бровар» обыграна тема исторической промышленной архитектуры. Познань, Польша |
Рядом расположен исторический парк площадью 4 га, который образует единое пространство с торговым комплексом: имеется несколько выходов в парк, кафе и рестораны размещены с видом на парк. В 2005 г. «Старый бровар» был признан лучшим в мире торговым комплексом средней величины.
Эстетическое и эмоциональное восприятие городской среды. Важное значение имеет «читаемость» (legibility) городских пространств (от лат. legibilis – четкий) – качество архитектурно-градостроительной композиции, позволяющее легко распознавать части города и складывать их в упорядоченную картину. Подразумевается, что имеются пространственные ориентиры, форма пространств соответствует их значению, исторические слои города узнаваемы и понятны.
Эстетическое восприятие городской среды обычно иерархично: выделяются объекты общегородского значения (как правило, это главные площади, улицы, крупные общественные здания или природные доминанты с выразительным, запоминающимся обликом) и локальные объекты, по которым создается представление о районах города [7, 8].
Человек не только использует пространство, но и эмоционально воспринимает его. Восприятие красивого вызывает положительные эмоции, создает чувство гармонии, удовлетворенности. Эмоциональная выразительность городских пространств – это способность вызывать у человека переживания (радость, гордость, уверенность, печаль и т. п.).
Важное значение имеет ощущение места. Дома и улицы сами по себе не дают этого. Должны быть знаки – узнаваемые элементы, которые ассоциируются с данным местом и отличают его от других. Иногда достаточно одного, обладающего яркой индивидуальностью архитектурного сооружения, чтобы облик города ассоциировался с обликом этого места. И все же более часто это совокупность архитектурных, ландшафтных, пространственных художественных объектов и комплексов.
Приемы создания эмоционально насыщенной городской среды. Размещение в открытых пространствах городов художественных произведений, в которых запечатлено движение, яркие эмоции, позволяет вдохнуть в городскую среду жизнь, наполнить ее эмоционально [4, 7].
![]() |
25. Фонтан «Летний дождик». Познань, Польша |
26. Скульптура британца Сараджа Гуха «Антилопа в прыжке» в арт-пространстве на ул. Таманяна. Ереван |
27. Памятник Арно Бабаджаняну (скульпт. Давид Беджанян, архит. Левон Игитян). Ереван |
Заключение. Красота – необходимое качество городской среды.
В современных городах, заполненных однообразной, художественно невыразительной застройкой, назрела потребность в изменении философии формирования городской среды. Полноценную городскую среду невозможно создать без синтеза архитектуры, скульптуры, монументального и декоративного искусства, ландшафтной архитектуры и дизайна. При этом необходимо учитывать особенности эстетического и эмоционального восприятия городской среды разными группами людей – горожанами разного возраста, уровня образования, профессий, социального статуса, гостями города.
Литература
1. Архитектура и градостроительство: энциклопедия (РААСН) и (НИИТАГ) / под ред. А. В. Иконникова. – М. : Стройиздат, 2001. – 418 с.
2. Тиц, А. А. Пластический язык архитектуры / А. А. Тиц, В. В. Воробьева. – М. : Стройиздат, 1986. – 160 с.
3. Потаев, Г. А. Композиция в архитектуре и градостроительстве / Г. А. Потаев. – М. : ФОРУМ; ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
4. Bonenberg, А. Beauty of the City – Urban Empathy. Case Study – Catania in Sicily / А. Bonenberg. – Poznań: Wydawnictwo Politechniki Poznańskiej, 2011. – 260 s.
5. Потаев, Г. А. Философия современного градостроительства / Г. А. Потаев. – Минск : БНТУ, 2010. – 260 с.
6. Потаев, Г. А. Тенденции и инновации в современном градостроительстве / Г. А. Потаев. – Минск : БНТУ, 2022. – 203 с.
7. Боненберг, А. Инструментарий градостроительной композиции / А.. Боненберг, Г. Потаев. – Poznań: Wydawnictwo Politechniki Poznańskiej, 2018.. – 193 s.