Преданный истории. Архитектору, вернувшему Минскую ратушу и гостиницу «Европа», — 75 лет

Со дня рождения белорусского архитектора Сергея Багласова 9 ноября исполняется 75 лет. Зодчего не стало в августе 2021-го. В день рождения выдающегося мастера корреспондент агентства «Минск-Новости» вспоминает его работы.

izobrazhenie viber 2021 08 13 11 16 46 773

С. Багласов практически всю свою творческую жизнь посвятил восстановлению исторического центра Минска. Все начиналось еще в 1980-е с реставрации Троицкого предместья. В ту пору мастер работал в реставрационных мастерских. В начале 1980-х появился и первый проект воссоздания ансамбля площади Свободы и превращения территории Верхнего города в историко-культурный центр. Правда, понадобилось не одно десятилетие, чтобы Верхний город сформировался таким, каким мы его видим сегодня. Лишь после 2000-х воплотились проекты, разработанные под руководством Сергея Георгиевича: воссозданы Минская ратуша, церковь Святого Духа (ныне концертный зал «Верхний город»), появились отель «Европа» и комплекс «Монастырский» с прилегающими объектами на месте бывших монастырских построек на ул. Кирилла и Мефодия. Шла реконструкция с реставрацией зданий на ул. Интернациональной, Раковской, Витебской, Революционной.

— Если в теле человека сердце — главный орган, то Сергей Багласов восстановил сердце нашего Минска — его исторический центр. Без этого город не существовал бы, рассыпался, — сказал когда-то друг зодчего народный художник Беларуси Владимир Товстик.

КЗ Верхний город

Церковь Святого Духа (концертный зал «Верхний город»)

Сегодня же можно проводить настоящую экскурсию по объектам С. Багласова. Для этого достаточно выйти в Верхний город. А вот что рассказывал сам мастер про свои работы. Эти воспоминания сохранились в интервью, которые брали у архитектора журналисты агентства «Минск-Новости» в разные периоды.

Сергей Георгиевич делился: непросто далась работа над большим гостиным двором (комплекс домов № 2, 4, 8, 10 на пл. Свободы), поскольку существовали планы по сносу старой застройки и возведению на этом месте здания театра. Архитектору пришлось пойти на хитрость и подключить журналистов к проблеме сохранения исторического наследия. Благодаря статье в газете «Правда» от сноса отказались, у зодчего появилась возможность вернуть здание в строй.

С. Багласов с благодарностью вспоминал председателя Мингорисполкома Михаила Павлова, благодаря которому в историческом центре появилось сразу несколько зданий.

«Все началось с воссоздания ратуши, потом по указанию Павлова и с его поддержкой началась работа над гостиницей «Европа», а затем и над церковью Святого Духа», — рассказывал зодчий.

politika den informirovaniya lukashov 46

Минская ратуша

Кстати, ратуша, по словам архитектора, снаружи воспроизведена буквально. Все найденные чертежи приводили к единому масштабу, изучали аналоги, творчество архитектора Фёдора Крамера. На основе этих материалов и проведенных раскопок были сделаны графические реконструкции. Так появился образ. Внешнее сходство здания приближается к 100 %. Но внутри пришлось сделать большой современный подземный уровень, чтобы расположить зал для больших мероприятий и все техническое оборудование.

А насколько похожа на историческую церковь Святого Духа (концертный зал)? Ведь известно, что облик сооружения менялся в разные периоды.

«Сохранились старые обмерные чертежи, правда, они сделаны на тот момент, когда храм уже имел пристройки. Поэтому пришлось лишнее убрать, соорудить церковь более достоверной, какой она предстала в начале XVII в. Были особенности возведения этого здания из-за того, что прямо под ним проходят тоннели метрополитена. Церковь стоит на фундаментной плите и специальных домкратах, которые гасят вибрацию от подземки. В случае необходимости эти приспособления будут меняться», — делился С. Багласов.

гостиница «Европа»

Отель «Европа»

А вот слова автора про отель «Европа»:

«Раньше гостиница располагалась не на нынешнем месте, а рядом, где сейчас проходит улица Ленина, поэтому речь шла не о точном воссоздании объекта, а о возвращении прежней функции — это был главный отель города в свое время. Его образ скопирован в деталях, стиле, но пропорции современного здания несколько иные».

Архитектор делился: «Не все из задуманного удалось воплотить в жизнь». Например, совершенно другой видели С. Багласов с коллегами застройку левой стороны (ближе к реке) ул. Зыбицкой. Измененное русло Свислочи и проложенные инженерные коммуникации не позволяли показать даже расположение прежней улицы. Потому речь шла не о воссоздании достоверного исторического облика улицы, а о регенерации — застройке, приближенной к исторической по масштабу и среде. Был разработан единый проект, но, к сожалению, территорию поделили между несколькими компаниями-инвесторами, каждая из которых взяла своего проектировщика. В результате здания оказались гораздо выше изначальных, да и по стилю разными. Ансамбль не сложился.

pavel rusak 1 of 42 2

войт

Композиция «Войт»

В архивах остался проект историко-археологического центра «Минское замчище», разработанный под руководством С. Багласова. Это, пожалуй, самая неординарная концепция, к которой даже в профессиональной среде относятся по-разному. Главная идея авторов — показать макет части города XII в. в натуральную величину, при этом разместив его на реальном для того периода уровне, гораздо ниже нынешнего. У такой концепции нашлось немало критиков. Вопросы действительно возникали, в том числе эксплуатационные, ведь особенности климата усложнили бы демонстрацию макета в зимнее время. Спорили специалисты и о том, сносить ли спортивный объект в начале пр. Победителей, что делать с частью замчища, располагавшейся по другую сторону нынешнего пр. Победителей. Возможно, вариант С. Багласова оказался слишком смелым и преждевременным. Как знать, может, ему суждено реализоваться спустя еще пару десятилетий.

Справочно

Среди других работ зодчего: ресторан-пивоварня «Раковский бровар», многофункциональный комплекс на ул. Немиге, 3, кафе «Салодкi фальварак» на ул. Танковой, административное здание «Трайпл» на ул. Красноармейской, горнолыжный комплекс «Логойск». Как архитектор С. Багласов причастен к появлению скульптурных композиций «Войт», «Городские весы», «Обретение иконы» в Верхнем городе Минска; памятников князю Изяславу в Заславле, княгине Анастасии Слуцкой в Слуцке и князю Гедимину в Лиде.

Сергей Георгиевич награжден дипломами конкурсов Белорусского союза архитекторов. В 2015-м зодчий стал лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства за возрождение ансамбля пл. Свободы с окружающей застройкой.

Источник: МИНСК-НОВОСТИ