«ЛЕОНАРДО 2025» XVI Национальный фестиваль архитектуры
Туристский потенциал Янтарного пути и Огинского канала

Георгий Потаев

Янтарный путь. В Египетском музее в Каире хранится найденная в гробнице корона фараона Тутанхамона (1400–1392 гг. до н. э.), в которую вставлен балтийский янтарь, окруженный драгоценными камнями. Пути, по которым янтарь с побережья Балтийского моря перевозился в Средиземноморье, Среднюю Азию, Россию и далее в Китай, в разные исторические эпохи были разными.

Великий янтарный путь проходил от побережья Балтийского моря по рекам Висле и Дунаю, далее в Адриатику. Неманский янтарный путь был одним из его ответвлений. На территории современной Беларуси он проходил по Неману и далее по волокам в реки бассейна Черного моря. Наиболее активно использовался в эпоху викингов (VIII–XI вв.), целью путешествий которых был Константинополь – столица Византии, крупнейший мировой торговый центр того времени.

Огинский канал. Канал был построен в XVIII в. в заболоченной местности, где издревле проходило одно из ответвлений Янтарного пути, по которому, используя малые реки, протоки и волоки, переправляли лодки с товарами. Инициатором постройки канала выступил великий гетман литовский Михаил Казимир Огинский. Первоначально он назывался Телеханским, но заслуги М.К. Огинского по созданию канала были столь велики, что его переименовали в Огинский. Более того, во времена Речи Посполитой было принято решение о сооружении памятника Огинскому еще при его жизни: в 1768 г. памятник установили в Виленском замке.

Канал протяженностью около 55 км соединил реки Щара (приток Немана) и Ясельда (приток Пины). Гидротехнические сооружения создавались в 1767–1783 гг. Значительную часть денег на строительство выделил Матей Бутримович – пинский мечник и городской судья. Он также приглашал специалистов, нанимал рабочих. Строительство канала не только создало новый транспортный путь, но и способствовало экономическому развитию прилегающих поселений.

Изначально канал выкапывался неглубоким, поэтому в засушливые годы движение по нему затруднялось. В 1799–1804 гг. русло углубили и расширили до 10 метров, что позволило открыть судоходство и увеличить объем грузоперевозок. По Огинскому каналу везли соль, пшеницу, уксус, льняное семя, овес, горох, рожь, сало, посуду, стекло, керамику, табак и другие товары. Причем доставка многих товаров (шелк, вино, ювелирные изделия) и материалов (железо и изделия из него) осуществлялась из-за рубежа.

На канале действовали две пристани — Телеханы и Огинская. В XIX в. по каналу курсировали пароходы по маршрутам Пинск – Телеханы (ежедневно) и Пинск – Слоним (раз в два дня). Судоходство по Ясельде и Огинскому каналу до Выгонощанского озера велось с использованием конной и людской тяги. С проходящих судов и плотов взималась плата.

Огинский канал сильно пострадал в Первую мировую войну. Все гидротехнические сооружения были взорваны и сожжены. После присоединения западной части Беларуси к Польше канал был восстановлен, модернизирован и эксплуатировался до 1939 г. С 1939 по 1941 гг. использовался лишь для лесосплава и эпизодически — для судоходства. В 1942 г. в результате боя между советскими партизанами и немецкими войсками гидротехнические сооружения были разрушены и больше не восстанавливалась. Окончательно канал пришел в негодность в 1960-е гг., когда были взорваны оставшиеся шлюзы и плотины.

Огинский канал – выдающееся достижение инженерной мысли XVIII в. – перспективный туристский объект, который необходимо восстановить. Вдоль канала пунктами притяжения для туристов могли бы стать Телеханы и Пинск – места, связанные с историей Огинского канала и обладающие собственной туристической значимостью.

1. Схема трассы Огинского канала, соединяющего реки Щара (приток Немана) и Ясельда (приток Пины)
2. Строительство Огинского канала не только создало новый транспортный путь, но также способствовало экономическому развитию прилегающих поселений
3. Современный вид Огинского канала
4. Пассажирский пароход, курсировавший по аналу, фото начала ХХ в.
5. Один из разрушенных шлюзов на Огинском канале

Телеханы городской поселок (3,7 тыс. жителей), расположенный у Огинского канала и автодороги Ивацевичи – Пинск, в 45 км на юго-восток от Ивацевич. Поселение известно с XVI в. как деревня в Пинском повете Берестейского воеводства ВКЛ. С XVII в. местечко, которое принадлежало князьям Дольским, Вишневецким, с XIX в. Пусловским. Считается, что название местечка означает «тело хана». Во время одного из набегов татар в здешних местах погиб хан, на месте захоронения которого был сооружен курган, ныне – Лысая гора.

Cтроительство Огинского канала поспособствовало экономическому росту местечка. В 17751778 гг. Михаил Казимир Огинский основал здесь фаянсовую мануфактуру, которая изготавливала декоративные вазы, скульптуру малых форм, фризы и карнизы для каминов и печей. В 19401959 гг. поселение было центром Телеханского района БССР.

6. Телеханы. Историческая застройка
7. Телеханы. Церковь Святой Троицы
8. Телеханы. Зона отдыха у Вульковского озера

Пинск – древний город, расположенный в устье реки Пины, впадающей в Припять. Впервые упоминается в летописи в 1097 г. В период XI–XIII вв. поселение было в составе Туровского княжества; в XIV–XVI вв. – в составе Великого княжества Литовского; а в XVII–XVIII вв. – Речи Посполитой. В 1581 г. город получил Магдебургское право и герб.

В XVII–XVIII вв. в городе были построены иезуитский коллегиум и костел, кляшторы и костелы францисканцев, бернардинцев, доминиканцев и кармелитов, ратуша, дворец Бутримовича (на церемонии закладки первого камня дворца присутствовал польский король Станислав Август Понятовский, 1784 г.), другие каменные здания.

В 1793 г. после второго раздела Речи Посполитой город вошел в состав Российской империи. В 1917–1920 гг. Пинск находился в составе Украинской Народной Республики, в 1921–1939 гг. – в составе Польской республики. В 1939 г. Пинск заняли части Красной Армии и он вошел в состав  Белорусской ССР.

Современный Пинск – многофункциональный город с населением 126 тыс. жителей, административный центр района в Брестской области. Здесь расположены Полесский государственный университет, несколько колледжей, Полесский драматический театр, в городе развита промышленность. Также в Пинске регулярно проводятся традиционные праздники и фестивали.

Кроме того, город является центром Пинской и Лунинецкой епархии Белорусского экзархата Русской православной церкви, а также католического Пинского диоцеза.

9. Исторический центр Пинска и набережная вдоль реки Пины
10. Иезуитский коллегиум, XVII–XVIII вв., и речной вокзал
11. Звонница и костел францисканского монастыря, XVIII – начало XIХ вв.
12. Костел францисканского монастыря, XVIII в.
13. Иезуитский коллегиум XVII–XVIII вв., в котором расположен исторический музей
14. Речной вокзал
15. Инрерьер костела францисканского монастыря, XVIII в.
16. Богатая пластика фасада костела францисканского монастыря, XVIII в.
17. Дворец Бутримовича, конец XVIII в.
18. Орган в костеле францисканского монастыря
19. Историческая застройка в центре Пинска
20. Историческая застройка в центре Пинска
21. Пешеходная улица в историческом центре Пинска
22. Пешеходная улица в историческом центре Пинска
23. Студенческий городок в Пинске
24. Студенческий городок в Пинске

Заключение. Исторические водные торговые пути, проходившие по территории современной Беларуси перспективны для развития туризма. Поселения, расположенные вдоль них, обладают богатым историко-культурным наследием, историческими и современными архитектурными сооружениями, живописным природным окружением.

 Литература:

  1. Кулаков В. И. Неманский янтарный путь в эпоху викингов = Niemen amber route in the Viking Age / рецензенты: к. и. н. С. Д. Захаров , к. и. н. Н. В. Лопатин. — Калининград : Министерство культуры Калининградской области, ГБУК «Калининградский областной музей янтаря», 2012. — 224 с.
  2. Туристская энциклопедия Беларуси. – Мiнск: Беларус. Энцикл. iмя П. Броукi, 2007. – 648 с.: ил.
  3. Чантурия, В.А. Памятники и памятные места Белоруссии / В. А. Чантурия, Ю.В. Чантурия. – Минск: Харвест, 2015. – 414 с.
  4. Потаев, Г. А. Планировка, застройка и благоустройство городов – центров туризма: пособие проектировщику / Г. А. Потаев, Г. Р. Потаева. – Минск : Минсктиппроект, 2011. – 204 с.: ил.