Георгий Потаев
Янтарный путь. В Египетском музее в Каире хранится найденная в гробнице корона фараона Тутанхамона (1400–1392 гг. до н. э.), в которую вставлен балтийский янтарь, окруженный драгоценными камнями. Пути, по которым янтарь с побережья Балтийского моря перевозился в Средиземноморье, Среднюю Азию, Россию и далее в Китай, в разные исторические эпохи были разными.
Великий янтарный путь проходил от побережья Балтийского моря по рекам Висле и Дунаю, далее в Адриатику. Неманский янтарный путь был одним из его ответвлений. На территории современной Беларуси он проходил по Неману и далее по волокам в реки бассейна Черного моря. Наиболее активно использовался в эпоху викингов (VIII–XI вв.), целью путешествий которых был Константинополь – столица Византии, крупнейший мировой торговый центр того времени.
Огинский канал. Канал был построен в XVIII в. в заболоченной местности, где издревле проходило одно из ответвлений Янтарного пути, по которому, используя малые реки, протоки и волоки, переправляли лодки с товарами. Инициатором постройки канала выступил великий гетман литовский Михаил Казимир Огинский. Первоначально он назывался Телеханским, но заслуги М.К. Огинского по созданию канала были столь велики, что его переименовали в Огинский. Более того, во времена Речи Посполитой было принято решение о сооружении памятника Огинскому еще при его жизни: в 1768 г. памятник установили в Виленском замке.
Канал протяженностью около 55 км соединил реки Щара (приток Немана) и Ясельда (приток Пины). Гидротехнические сооружения создавались в 1767–1783 гг. Значительную часть денег на строительство выделил Матей Бутримович – пинский мечник и городской судья. Он также приглашал специалистов, нанимал рабочих. Строительство канала не только создало новый транспортный путь, но и способствовало экономическому развитию прилегающих поселений.
Изначально канал выкапывался неглубоким, поэтому в засушливые годы движение по нему затруднялось. В 1799–1804 гг. русло углубили и расширили до 10 метров, что позволило открыть судоходство и увеличить объем грузоперевозок. По Огинскому каналу везли соль, пшеницу, уксус, льняное семя, овес, горох, рожь, сало, посуду, стекло, керамику, табак и другие товары. Причем доставка многих товаров (шелк, вино, ювелирные изделия) и материалов (железо и изделия из него) осуществлялась из-за рубежа.
На канале действовали две пристани — Телеханы и Огинская. В XIX в. по каналу курсировали пароходы по маршрутам Пинск – Телеханы (ежедневно) и Пинск – Слоним (раз в два дня). Судоходство по Ясельде и Огинскому каналу до Выгонощанского озера велось с использованием конной и людской тяги. С проходящих судов и плотов взималась плата.
Огинский канал сильно пострадал в Первую мировую войну. Все гидротехнические сооружения были взорваны и сожжены. После присоединения западной части Беларуси к Польше канал был восстановлен, модернизирован и эксплуатировался до 1939 г. С 1939 по 1941 гг. использовался лишь для лесосплава и эпизодически — для судоходства. В 1942 г. в результате боя между советскими партизанами и немецкими войсками гидротехнические сооружения были разрушены и больше не восстанавливалась. Окончательно канал пришел в негодность в 1960-е гг., когда были взорваны оставшиеся шлюзы и плотины.
Огинский канал – выдающееся достижение инженерной мысли XVIII в. – перспективный туристский объект, который необходимо восстановить. Вдоль канала пунктами притяжения для туристов могли бы стать Телеханы и Пинск – места, связанные с историей Огинского канала и обладающие собственной туристической значимостью.
![]() |
1. Схема трассы Огинского канала, соединяющего реки Щара (приток Немана) и Ясельда (приток Пины) |
![]() |
2. Строительство Огинского канала не только создало новый транспортный путь, но также способствовало экономическому развитию прилегающих поселений |
![]() |
3. Современный вид Огинского канала |
![]() |
4. Пассажирский пароход, курсировавший по аналу, фото начала ХХ в. |
![]() |
5. Один из разрушенных шлюзов на Огинском канале |
Телеханы – городской поселок (3,7 тыс. жителей), расположенный у Огинского канала и автодороги Ивацевичи – Пинск, в 45 км на юго-восток от Ивацевич. Поселение известно с XVI в. как деревня в Пинском повете Берестейского воеводства ВКЛ. С XVII в. – местечко, которое принадлежало князьям Дольским, Вишневецким, с XIX в. – Пусловским. Считается, что название местечка означает «тело хана». Во время одного из набегов татар в здешних местах погиб хан, на месте захоронения которого был сооружен курган, ныне – Лысая гора.
Cтроительство Огинского канала поспособствовало экономическому росту местечка. В 1775–1778 гг. Михаил Казимир Огинский основал здесь фаянсовую мануфактуру, которая изготавливала декоративные вазы, скульптуру малых форм, фризы и карнизы для каминов и печей. В 1940–1959 гг. поселение было центром Телеханского района БССР.
![]() |
6. Телеханы. Историческая застройка |
![]() |
7. Телеханы. Церковь Святой Троицы |
![]() |
8. Телеханы. Зона отдыха у Вульковского озера |
Пинск – древний город, расположенный в устье реки Пины, впадающей в Припять. Впервые упоминается в летописи в 1097 г. В период XI–XIII вв. поселение было в составе Туровского княжества; в XIV–XVI вв. – в составе Великого княжества Литовского; а в XVII–XVIII вв. – Речи Посполитой. В 1581 г. город получил Магдебургское право и герб.
В XVII–XVIII вв. в городе были построены иезуитский коллегиум и костел, кляшторы и костелы францисканцев, бернардинцев, доминиканцев и кармелитов, ратуша, дворец Бутримовича (на церемонии закладки первого камня дворца присутствовал польский король Станислав Август Понятовский, 1784 г.), другие каменные здания.
В 1793 г. после второго раздела Речи Посполитой город вошел в состав Российской империи. В 1917–1920 гг. Пинск находился в составе Украинской Народной Республики, в 1921–1939 гг. – в составе Польской республики. В 1939 г. Пинск заняли части Красной Армии и он вошел в состав Белорусской ССР.
Современный Пинск – многофункциональный город с населением 126 тыс. жителей, административный центр района в Брестской области. Здесь расположены Полесский государственный университет, несколько колледжей, Полесский драматический театр, в городе развита промышленность. Также в Пинске регулярно проводятся традиционные праздники и фестивали.
Кроме того, город является центром Пинской и Лунинецкой епархии Белорусского экзархата Русской православной церкви, а также католического Пинского диоцеза.
![]() |
9. Исторический центр Пинска и набережная вдоль реки Пины |
![]() |
10. Иезуитский коллегиум, XVII–XVIII вв., и речной вокзал |
![]() |
11. Звонница и костел францисканского монастыря, XVIII – начало XIХ вв. |
![]() |
12. Костел францисканского монастыря, XVIII в. |
13. Иезуитский коллегиум XVII–XVIII вв., в котором расположен исторический музей |
![]() |
14. Речной вокзал |
![]() |
15. Инрерьер костела францисканского монастыря, XVIII в. |
![]() |
16. Богатая пластика фасада костела францисканского монастыря, XVIII в. |
17. Дворец Бутримовича, конец XVIII в. |
![]() |
18. Орган в костеле францисканского монастыря |
![]() |
19. Историческая застройка в центре Пинска |
20. Историческая застройка в центре Пинска |
![]() |
21. Пешеходная улица в историческом центре Пинска |
![]() |
22. Пешеходная улица в историческом центре Пинска |
![]() |
23. Студенческий городок в Пинске |
24. Студенческий городок в Пинске |
Заключение. Исторические водные торговые пути, проходившие по территории современной Беларуси перспективны для развития туризма. Поселения, расположенные вдоль них, обладают богатым историко-культурным наследием, историческими и современными архитектурными сооружениями, живописным природным окружением.
Литература: