Виктор Ладис
![]() |
ВВЕДЕНИЕ
В начале XX века в мире наступили неспокойные времена, что в политике, что в искусстве, что в творческой среде. Полыхали войны, происходили революции и перевороты, низвергались монархи, рушились империи, Формировались военные союзы, общественные и социальные системы. И в тоже время семимильными шагами шёл научно-технический прогресс. У творческих людей возникали авангардные идеи, новое видение, новые образы в искусстве.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Появились новые строительные технологии и материалы: бетон и сталь, в композиции со стеклом. Все это отразилось и воплотилось в архитектуре. Рождались архитектурные школы, авангардные и модернистские концепции и стили: Bauhaus ( Германия ), европейский и советский конструктивизм ( Европа, СССР ), ар-деко ( Европа, Франция, США ), De Stijl ( Голландия ) Многое распространилось по всему миру как интернациональный стиль, объединивший рационализм, брутализм, минимализм, конструктивизм и функционализм.
Архитекторы-родоначальники модернистских и авангардных идей – Фрэнк Ллойд Райт в США, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье в Европе, здесь и дизайнеры, архитекторы отец и сын Сааринены (Финляндия, США).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Эстетика ар-деко впервые возникла во Франции перед Первой мировой войной, но в архитектуре, моде, живописи в дизайне интерьеров новый стиль накапливался и формировался в Западной Европе и Америке фактически на переломе XIX и XX веков. Свое название и развитие этот стиль (art deco) получил во время относительного затишья между двумя войнами в 1925 г. в Париже, на Международной выставке современных декоративных искусств и промышленных изделий. Ар-деко вобрал в себя модернизм, кубизм, конструктивизм, неоклассику, иногда с мотивами готики. Тут индейские, восточные и африканские образы, монументальные скульптуры и уплощенные барельефы, стилизованный растительный орнамент, лучи солнца и фантастические персонажи. В отделке и облицовке применялись дорогие изысканные материалы – ценные породы дерева, слоновая кость, кожа зверей и рыб, инкрустация и эмаль, бронза и медь, позже нержавейка и алюминий. Но все с неизменным шиком и роскошью.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Парижская выставка должна была состояться в 1914 г., но война в Европе все сместила. После Первой мировой войны ар-деко быстро утвердилось, людям надоело воевать, гнить в окопах в грязной одежде и недоедать. Наверное поэтому первые “ласточки” стиля, появились в дизайне одежды и в интерьерах. Потом плакаты, картины, архитектура, дизайн автомобилей и домашней утвари и тд, апофеоз - паровозы и корабли. Этот стиль иногда называют “пир во время чумы”.
В Европе, живущей в постоянном военном напряжении, здания в стиле “Декоративное искусство” появлялись не так часто, как подальше от социальных и политических волнений, “за океаном”. Целый ряд европейских архитекторов приняли и развивали новый стиль: финн Элиэль Сааринен, шотландец Чарльз Макинтош, бельгийцы Генри ван де Вельде и Виктор Орта. Какая-то часть специалистов чувствуя угрозу нацизма двинула в США, где оставила след европейского понимания ар-деко. Постепенно “Декоративное искусство” основательно прижилось в Штатах, и к концу 1920-х мода на ар-деко уже полностью захватила Новый свет.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В 20-40 гг. образ знаменитых американских небоскребов в стиле ар-деко с заостренными шпилями, коронами, с зиккуратными (ступенчатыми) и неоготическими завершениями определился эстетикой того времени и законом о зонировании, требующий уменьшение параметров здания начиная с определенного этажа. На фасадах, входных порталах и в интерьере на стилевой отсыл указывают уплощенные рельефные геометрические рисунки, хромированные и бронзовые элементы, монументальные статуи, зеркальные и блестящие металлические поверхности. Одним из первых небоскреб в стиле ар-деко считают Радиатор-билдинг архитектора Рэймонда Худа в Нью Йорке, построенный для компании занимающейся системами отопления. Его отличает черно-золотые фасады, золотые башенки а-ля стилизованная готика, символизирующие уголь и огонь. В Штатах построены десятки небоскребов носителей нового стиля: Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) и одно из знаковых сооружений ар-деко Крайслер-билдинг (Chrysler Building арх Уильям Ван Ален) в Нью Йорке; Дейли Ньюс билдинг (1925 г.), здание Ригли (1922 г.), Чикаго Трибюн (1923 г.) и отель Интерконтиненталь (1929 г.) в Чикаго.. В высотных зданиях не сразу увидишь их принадлежность к стилю ар-деко, пока не поднимешь глаза к небу и не остановишь взгляд на верхушке здания или на вход в него.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
РЕПЛИКА.
Ар-Деко, как мода, как стиль жизни и архитектуры, да и как не совсем понятное иностранное слово, всегда будоражило умы советских людей. Они могли только догадываться, что за этими словами стоит шик, блеск, красота.
В начале 70-х, того века, учась на вечернем отделении архитектурного факультета БПИ, на лекции “зарубежная архитектура”, я услышал слова АРТ ДЕКО и их определение. Информация в то социалистическое советское время начала 70-х, была довольно скудная. Позже уже на дневном отделении слышал неоднократно “ар-деко” и для многих студентов впервые было раскрыто значение этого загадочного буржуазного, “из-за бугра”, словосочетания, можно сказать буквосочетания. Но еще учась в школе, то ли на уроке пения, то ли рисунка, было произнесено: –ардЕко. По какому случаю не помню, наверное невнимателен был. Спросил у брата, мол старший и умный, ему тогда было 24 года и на то время он был самый молодой в Беларуси математик кандидат наук:
--Что это музыкальный инструмент или оружие? Он изучал французский, и интуитивно предположил что это сокращенное от - “искусство декораций” !? Это мы сейчас все знаем, что в переводе с французского это “декоративное искусство”.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Во многих странах есть районы или города, где преобладает определенный архитектурный стиль или строительные технологии. В Ното (Италия) - барокко, в Баварии (Германия) - фахверк, послевоенный сталинский ампир хорошо представлен на Проспекте Независимости в Минске (Беларусь), на Санторини (Греция) - кикладский стиль, викторианский стиль в районе Ньютаун города Сидней (Австралия).
Есть так называемые “музеи” под открытым небом с коллекцией малоэтажного ар-деко. Это город Нейпир в Новой Зеландии и южная часть Майами Бич (South Beach) в США в штате Флорида, где сконцентрированы здания в стиле ар-деко. Во Флориде это огромный элегантный район, его так и окрестили - Art Deco Historic District или еще его называют Архитектурный район. Были бы здесь были один два отеля ар-деко, или допустим 5, был бы просто курортный город имеющий пару симпатичных зданий, но их более 900, что придает особый шарм South Beach, а городу особое историко-культурное и архитектурное звучание. Размер района внушительный – 1,7 км на 3,5 км, но в пределах пешей прогулки. В обоих случаях в реновацию и обновление городов Нейпир и Майами Бич вмешалась природная стихия - землетрясение и ураган. Идеальное стечение обстоятельств, когда период восстановления этих городов пришелся на 30-е годы и совпал с яркой эрой ар-деко, модного и популярного архитектурного стиля. Остановимся чуть подробнее на южных, красочных постройках 30-40-х годов прошлого века в Майами Бич, а чтобы понять почему здесь “сконцентрировался” ар-деко и что на это повлияло, заглянем в историю:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1870 – отец и сын Генри и Чарльз Лам купили землю на Майами-Бич по 75 центов за акр, тогда это была просто болотистая песчаная отмель. Первым сооружением, на необитаемом побережье океана, был деревянный Дом-убежище для потерпевших кораблекрушение на Багамах и в Атлантике, построенный в 1876 году Службой спасения жизни США по указу президента Улисса Гранта. Его портрет можно зреть на 50-ти долларовой купюре. Построили баню и пару уличных туалетов - деревянный вертикальный ящик с дыркой в полу ;
1980-е годы здесь были в основном кокосовые плантации, выращивали авокадо, высаживали сосны для защиты от эрозии ;
1894 – во Флориду пришла железная дорога ;
1896 – на материке основан город Майами с недавним расширением железной дороги ;
1912 – основана компания по благоустройству Майами-Бич ;
1913 – между Майами и Майами Бич в дополнение к паромной переправе ; построили деревянный мост Коллинза (4,5 км), по имени основателя и застройщика Майами Бич..
1915 – Майами-Бич был зарегистрирован, а в 1917 г. оформлен как город ;
1926 – Майами-Бич значительно разрушен в результате урагана ;
20-30-40 гг. – Майами Бич застраивается архетипическими зданиями и сооружениями в стиле ар-деко (стримлайн).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
После бурных “ревущих двадцатых” XX века экономика США припала, а тут еще грянула Великая депрессия 1929-1932 гг. Затормозилось строительство сооружений “высотного ар-деко”, взоры застройщиков обратились на “малое строительство”. В частности в Южной Флориде стали появляться небольшие города - Бока-Ратон, Корал-Гейблс, Уэст-Палм-Бич. 30-60-ти этажные здания сменились на 2-4 этажные. Гранит и мрамор, золото и монументальные скульптуры заменены на нержавейку, бетон и декоративные элементы на фасадах. Появился более разумный, рациональный ар-деко.
Тогдашние владельцы земель Майами Бич после урагана 1926 года увидели курортное и пляжное будущее этих тропических территорий, в общем как положено на солнечных океанических пляжах с расслабленным образом жизни. С этого момента началось восстановление и быстрая популяризация нового, а вскорости и модного курорта. Вместо уничтоженных ураганом легких деревянных домиков Conch, архитектуру и образ которых привнесли во Флориду иммигранты с Багамским островов, а также вместо разрушенных зданий в колониальном и средиземноморском стиле строили небольшие отели и особняки ( в основном 3 этажа) в модном архитектурном ар-деко. Увеличилась численность жителей, в разгаре курортный и туристический бум, необходимы были здания чтобы расселять людей и требовалась современная инфраструктура, а учитывая стремление сделать «тропическую курортную площадку», множились оборудованные пляжи, отели и виллы, бассейны и фонтаны, клубы и рестораны. И естественно в Южном Майами Бич (South Beach) строили здания и оформляли интерьеры в стиле ар-деко с тропическими и природными мотивами (1930 - 1941 гг.). Одежда, интерьеры, дома, автомобили, фокстрот-танго-чарльстон, модные дамы и джентльмены, джаз и коктейли, роскошь и гламур - все в Большом Майами и в целом по США 30-х годов было в стиле ар-деко.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
К середине 30-х годов в США все встало на нормальные экономические капиталистические “рельсы”. По всем крупным городам США распространяли лозунги – «В Майами-Бич всегда июнь» и «Майами-Бич, где лето проводит зиму». Двинулись деньги, можно сказать во Флориду “поперли деньжищи”. Увидев возможность применить свои творческие устремления и заработать на моде, на новом строительстве, приехали известные и малоизвестные дизайнеры и архитекторы, застройщики и предприниматели со всех Штатов и из Европы, а с ними прибыл АР-ДЕКО. Можно выделить архитекторов работавших там: Альберт Энис, Генри Хоухозер, Л.Мюррей Диксон. В Майами Бич стали покупать и арендовать недвижимость промышленники и банкиры, известные актеры и спортсмены Держали нос по ветру криминальные авторитеты, гангстеры и бутлегеры ( Аль Капоне, Меер Лански и тд ), а вместе с ними пришли ночные шоу, “ковровые притоны” (игорные заведения), выпивка и проституция. Поехали туристы и отдыхающие, поехал средний класс, просто любопытные и “гуляки” До Багам 60 миль, а до зрелищно-игорного Клондайка на Кубе - рукой подать. Правда через пару десятков лет о ней (о Кубе) пришлось забыть, но и тут, в Майами, предприниматели вполне доходно разработали золотую жилу
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Большинство из знаменитых отелей и особняков ар-деко расположились в South Beach вдоль нынешней всемирно известной улицы Ocean Drive с ее архитектурной элегантностью, а также на не менее легендарных Collins Avenue, Lincoln Road и Española Way, – Colony, Avalon, Beacon, Marlin, Leslie, Tiffany, Breakwater, Villa Casa Casuarina, построенных в период с 1925 по 1941 гг: Здесь шопинг, перекус, вечеринки с лаунджами до поздней ночи и отдых на огромном пляже и в парке Lummus Park, которые раскрыты на Багамы и Атлантику. Также сотни других сооружений в Архитектурном районе: Savoy Plaza (1935), The Tides (1936), Surf Hotel (1936), Cavalier (1936), Leslie (1937), Park Central (1937), Barbizon (1937), Waldorf Towers (1937), Victor (1937), Essex House (1938), Carlyle (1939), Cardozo (1939), Bentley (1939), Imperial (1939), Majestic (1940), Betsy Ross Hotel (1941), Clyde Hotel (1941) и многие, многие другие.
У каждого здания своя история - в этом располагался игорный бизнес; где-то во времена сухого закона разливали самогон, здесь танцевали до утра В облюбованных и раскрученных отелях останавливались moviestars, представители шоу-бизнеса и миллионеры, в этом отеле бывали сходки гангстеров. Немного той жизни и атмосфера курортного Майами показаны в к/ф “В джазе только девушки” с Мерилин Монро, Тони Кертисом и Джеком Леммоном.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Так выглядит курортный Майами Бич в рекламных буклетах, а ниже описания зданий из музее Ар-Деко на South Beach и рекламных брошюр. Незатейливо, но все что нужно для обывателя, особенно для американского в любые времена – “типичные дома-тропических пастелей (в смысле цветовой гаммы) Майами-Бич в стиле ар-деко…”, “…плоские крыши, гладкие стены с лепниной и закругленными углами, иногда смелая раскраска экстерьера”, “...они глянцевые, иногда немного холодные или пастельных цветов, но бесконечно роскошные и при этом артистичные…”.
И сработало ! И поехал пипл !
![]() |
![]() |
![]() |
Villa Casa Casuarina (1930).
“Ранее известный как Особняк Версаче в стиле средиземноморского Возрождения, а теперь роскошный величественный Hotel с гостевыми апартаментами”.
![]() |
![]() |
Colony и Breakwater два отеля с угловатым дизайном, синими и белыми цветами фасадов. У обоих вертикальная неоновая вывеска, как ось симметрии.
Colony (1935) “Поразительный сине-белый экстерьер делает его одним из самых привлекательных зданий на Оушен Драйв. Когда он освещается ночью, он становится звездой шоу! Отель Colony славится не только своим культовым стилем ар-деко. На протяжении десятилетий он также принимал у себя широкий круг музыкальных звезд, включая Дина Мартина и Фрэнка Синатру и многих других”.
![]() |
![]() |
![]() |
Breakwater (1939). “Угловатый сине-белый дизайн кричит о стиле 1930-х годов. Построенный из лепнины и травленого стекла, отель Breakwater сосредоточен вокруг неоновой вывески, которая возвышается над остальной частью здания. Насладитесь напитками на террасе перед отелем, где высокие пальмы создают тень от жаркого солнца Майами, и окунитесь в исторический стиль…”.
![]() |
![]() |
HOTEL AVALON (1941) “Нашему отелю есть что рассказать: от дизайна здания в стиле ар-деко под руководством известного архитектора Альберта Аниса до ярко-желтого кабриолета, который можно увидеть в фильмах «Лицо со шрамом», «Полиция Майами» и других культовых фильмах и шоу. Почувствуйте океанский бриз из открытого патио и насладитесь ночной живой музыкой...”.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Коснулось это бытовых предметов и приборов, зданий, транспорта, авиации и кораблей. Механизмы приобретают закругления, длинные горизонтальные, плавные и изогнутые линии. Образ авто и поездов показывает стремление вперед к красивой жизни, к техническому прогрессу с большой скоростью. Streamline – линия обтекания. Корпуса поездов изготавливали из нержавеющей стали или окрашивали как авто в яркие, а иногда канареечные цвета Дизайнерские разработки этого стиля это не только эстетика, но и практическая польза: автомобили, поезда, дирижабли и самолеты намного увеличили скорость передвижения, т.к. уменьшилось сопротивление воздуха. Один из разработчиков поездов того времени сказал: «…даже грубая мощь может иметь изящный внешний вид, оставаясь при этом монстром силы».
Архитектура и дизайн в стиле Streamline до сих пор будоражат умы и доставляют эстетическое наслаждение людям. На фоне технического прогресса и развития машиностроения рождается в рамках ар-деко новое направление в архитектуре и промышленном дизайне – Streamline (стримлайн). В Америке его окрестили “американская мечта в стиле стримлайн”.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Особенности застройки Майами Бич (читай ар-деко) – симметрия на фасадах, зиккуратное (ступенчатое) завершение объема, декоративные фризы, изогнутые и закругленные края и углы, обтекаемые формы, башни-шпили с неоновым освещением, выступы над окнами (“оконные брови”), окна-иллюминаторы, стеклоблоки, неглубокие барельефы и лепнина, чистые иногда яркие пастельные цвета (не путать с постелью) и особый винтажный колорит. В интерьерах – полы терраццо, латунь и нержавейка в отделке, люстры и скульптуры с явным восточным или африканским образом. Цветовая палитра экстерьеров, да и интерьеров по цвету и форме напоминает свадебный зефирный торт (башенки, “розочки”, завитки, цвет от светло-розового до ярко синего) и отличается блеском и гламуром тех лет.
В 1970-х годах South Beach пришел в упадок. Даже хотели снести многие заброшенные отели, но усилиями общественности и Лиги сохранения дизайна Майами 14 мая 1979 года район был включен в Национальный регистр исторических мест и был взят под охрану государства, чтобы сохранить от разрушения. Был момент когда люди “грудью” защищали здания и стояли перед бульдозерами. Сейчас в пределах Архитектурного района запрещено строить высотные здания и сносить историческую застройку, идут только реконструкции и обновления. Если была необходимость поставить объемный паркинг – линию фасадов сохранили, а за ним вглубь квартала пристроили новое здание. Но это был единичный случай.
![]() |
![]() |
![]() |
РЕПЛИКА.
Известно, что зданий в стиле арт-деко в Минске как бы и нет. Но известно, что здание Большого театра Беларуси (арх. И. Лангбард), 30-х годов проектирования и постройки, отнесено к стилю конструктивизм. Да, известно и понятно, но…
Но на те годы приходился расцвет арт-деко в мире, впитавший в себя что то от конструктивизма, ампира, модерна и от неоклассики. Эклектика работала по разным направлениям. Не могло творчество советских архитекторов 30-40 г.г., и в том числе Лангбарда, не пропитаться интернациональным стилем, ар-деко и ар-нуво. В предвоенные годы советский конструктивизм и буржуазное ар-деко “сдружились”. Было бы интересно спросить у архитектора Иосифа Лангбарда, что вдохновило его и какие течения в архитектуре того времени повлияли на создание образа Большого театра Беларуси, конечно кроме направляющего посыла Партии и Правительства
![]() |
![]() |
![]() |
Отличительные черты ар-деко можно узреть в облике здания Театра – ступенчатый объем, симметрия, однотонная спокойная цветовая гамма, которая подчеркивает геометрию и формы здания, кованые изделия, скульптуры, использование цветных металлов в отделке. Лангбард, понимая политический климат тех лет, предложил в вестибюле установить монументальную статую “отца народов”. Выше представлено видение интерьера автором проекта театра, его эскиз. Что-то подобное можно увидеть в административном здании в стиле ар-деко в американском г. Сент Пол – огромная статуя африканского идола как дань моде на африканские и египетское образы.
В здании Большого Театра в Минске после восстановления и реконструкции произошли изменения. Но все же стилистический отсыл к ар-деко очевиден на нескольких фото Большого Оперного театра, одного из лучших строений города Минска. Фасады, интерьер, детали, что-то арт-дековское во всем (!?). Оставим это искусствоведам. Или возможно когда-нибудь, какой-нибудь молодой архитектор “поднимет” эту тему в научной работе для кандидатской и разберет “по косточкам и по кирпичикам”. Возможно и по другим зданиям Минска в стилистике ар-деко !?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Но вернемся в Майами Бич (South Beach), в Miami Art Deco District, в самый большой в мире район-музей архитектуры малоэтажного ар-деко. И как оказалось “…идеально подходящих для города, созданного для солнца, песка и отдыха”. Попадая сюда можно забыть об океане, о еде и напитках и просто, общаясь с многонациональной веселой публикой, любоваться зданиями, ночной подсветкой, интерьерами и пляжным оборудованием в стиле “декоративного искусство” и при этом не нужно задирать голову, как обычно в джунглях-даунтаунах городов США.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Начиная с 80-х стабильно растет популярность Большого Майами – подняли интерес во всем мире съемки кинофильмов, фотосессии актрис и известных парфюмерных и одежных брендов - Calvin Klein Underwear, Prada, Gucci, спортивные состязания со звездами мирового спорта. Жил и работал здесь в своей Villa Casa Casuarina итальянский кутюрье Джанни Версаче. Не повезло Джанни, был застрелен на ступеньках своего шикарного особняка, построенного в 1930 г. в стиле Средиземноморского Возрождения. Творческие люди, туристы и просто обыватели наполняют улицы и пляжи, в Майами стали приезжать и жить известные спортсмены и голливудские звезды, дизайнеры и модельеры : Мадонна, Шер, Сталлоне, Майкл Джордан, Лионель Месси, Дэвид Бекхэм и другие
P.S Люди пересидели ураган в отелях, а утром как всегда в курортных городах, все вошло в колею обычного курортного спокойного размеренного релакса с испаноговорящим акцентом - напитки, еда, солнце, 90F (32,5C), пляж, шопинг, шоу, прогулки пешком, на авто и яхтах… И вечно желание отдыхающих поглазеть на людей, автомобили, скульптуры и архитектуру ар-деко Майами-Бич, выпить вина, пообедать и позагорать.
Также смотри в Телеграм - CAPITEL