Актуальное интервью

Армен САРДАРОВ

О гармонии архитектурных образов и окружающего пространства.

Интервью Инна ГАРМЕЛЬ СтройМедиаПроект

Современная белорусская архитектура стремится не отставать от европейских и мировых трендов. Новые технологии, материалы, конструкции обогатили рабочую палитру зодчих. Архитектурный пейзаж белорусских городов и местечек стал разнообразнее. Проектировщики получили новые инструменты, позволяющие полнее выразить свою индивидуальность.

Но это — лишь одна сторона медали. Есть и другая, проблемная. Эксперты и общественность всё чаще с тревогой говорят о том, что наши архитекторы порой не учитывают работы предшественников композиционно, цветовые решения не вписываются в природное окружение и существующую застройку. Почему так происходит? Всегда ли инвестиционно привлекательные объекты удается  эстетически и функционально встроить в городскую среду? Об этом и не только в эксклюзивном интервью «РСГ» рассуждает декан архитектурного факультета БНТУ Армен САРДАРОВ.

— Армен Сергеевич, переживаем ведь настоящий технический и технологический рывок?

Да, и эффект от него лучше всего оценить в сравнении. Интересно проанализировать, как за последние 20–25 лет менялась архитектура суверенной Беларуси. У нас раньше не было такого разнообразия строительных технологий, а сегодня — широкие технологические возможности стимулируют архитекторов творить. Полет фантазии не ограничен: для воплощения самых смелых задумок появилось множество решений.

Использование цифровых технологий, создание 3D-моделей объектов — это, без преувеличения, настоящая революция. Теперь молодые архитекторы имеют гораздо более продвинутые инструменты, чем те, которыми в их возрасте располагали мы.

Разнообразие стройматериалов и потребностей заказчиков

Что еще способствует креативу?

— Безусловно, разнообразие представленных на рынке стройматериалов. Например, широчайший выбор акриловых красок позволяет применять интересные цветовые решения, более творчески подойти к оформлению не только отдельных домов, но и целых городских ансамблей.

Еще один плюс: наличие самых разных, в том числе частных, заказчиков. Талантливые объекты, правда, и раньше появлялись. Но поскольку основным заказчиком выступало государство, нередко реализовывались усредненные, типовые проекты.

Теперь архитектурное творчество, по идее, должно довольно бурно развиваться?

Оно и не стоит на месте. Достаточно выйти на улицы белорусских городов — они на наших глазах становятся красивее, современнее, удобнее для жизни. У нас сегодня работают замечательные мастера-архитекторы: Олег ВОРОБЬЕВ, Борис ШКОЛЬНИКОВ, Александр КОРБУТ, Юрий МАМЛИН и другие. Значительны достижения в жилой застройке Минска — комплексы разнообразны, пластичны, индивидуальны. Но есть и минусы: ошибки, недочеты.

В современных медиа, порой, ведется бурная полемика о том, вписывается или не вписывается определенный объект в существующую среду? Думаю, общественность должна еще на стадиях проектирования иметь больший доступ к тем же 3D-моделям будущих объектов. Благо технический прогресс позволяет это сделать. Возможно, здесь есть определенная недоработка. Но механизм общественных обсуждений всё время совершенствуется. Будем надеяться, что  совместными усилиями специалистов и общественности мы добьемся, чтобы в наших городах появлялись действительно выверенные со всех точек зрения объекты.

Потеря ансамблевости — тоже ведь уже обозначилась как тенденция?

Этот фактор вызван как раз тем, что заказчик изменился. Имея раньше фактически одного — государство, мы могли достаточно жестко определить границы и формы землепользования. Все определялось нормативно, но и архитекторы имели при этом определенную свободу создать некий ансамбль на выделенной территории. То же самое касалось и застройки той или иной магистрали, улицы. Как правило, подходили комплексно, поскольку вся застройка планировалась. Ее можно было увязать таким образом, что одни здания не противоречили другим, сливались в единые ансамбли.

Просчитывать выгоду

Некоторые получались скучными, однообразными

Такое было, и это факт! Но есть немало примеров обратного порядка. Например, въезд в Минск со стороны аэропорта — комплекс очень красивых зданий с мозаичными панно — очень сильно прозвучал в масштабах всего Союза.

Сейчас же ситуация коренным образом изменилась. Всякий раз в первую очередь оцениваем инвестиционную привлекательность определенного участка. Это — рынок, его законы не отменить. Капитал должен воспроизводить капитал. Но буквально по каждому объекту нужно смотреть тщательно и сугубо индивидуально. И, принимая окончательное решение, быть твердо уверенными в том, что инвестиционная активность даст больше плюсов, чем минусов. А иначе — может, не стоит торопиться, отдавать землю под строительство, которое грозит нарушить ту же ансамблевость, будет противоречить уже сложившейся комплексной застройке.

Да, порой инвестору очень хочется возвести объект именно в том месте, где выгодно. Потенциально. И тогда, возможно, стоит идти на ликвидацию зеленых массивов или чего-то еще. Решение должно оставаться за администрацией района, города, но его нужно обосновать. Именно доказать, что польза, выгода, прибыль коммерческая будут ощутимыми.

Чем чревато, если недостаточно все продумать, просчитать?

— Не стану перечислять «поименно» градостроительные казусы. Когда, скажем, в Минске здание настолько явно «вторгается» в существующий пейзаж. Увы, такие примеры есть. Причем сам объект может быть талантливо сделан, оригинален. И тем досаднее, что он располагается вовсе не там, где следовало бы. Нарушается композиция, присущая любой архитектурной среде. Скажем, в начале проспекта Победителей построен торговый центр, выполненный в темной цветовой гамме. На мой субъективный взгляд, не только цветовым решением, но и композиционно он нарушает гармонию. Да и вообще, в славянской традиции черный цвет в большинстве своем олицетворяет траур. Ведь начало данного проспекта — уже сложившийся, устоявшийся ансамбль в светлых тонах. А тут — темное пятно…

Не всегда, замечу, используем наилучшие с точки зрения проектирования технологические модели, варианты, чтобы увидеть заранее: возможно, здание, сооружение по итогу нарушит композицию, будет выбиваться…

— Но в чем причина таких казусов?

—  На мой взгляд, низок вкусовой уровень заказчиков. Они ставят целью строить коммерчески выгодные объекты. Но не задумываются, что возникающие у них фантазии, образы, которые потом воплощаются архитекторами, проектировщиками, мягко говоря, не очень вписываются в традиции белорусской архитектуры, культуры в целом. Нужно помнить, что мы живем в Беларуси. И, между прочим, та же палитра красок в местных архитектурных ландшафтах, окружающей среде характеризуется простотой — «сціпласцю».

В целом народная архитектура всегда у нас отличалась функциональностью и сдержанностью, потому что и сама природа такая — неброская. Наши предки, строя жилье, другие сооружения, шли от природы. В белорусских селениях практически не встречались пестрые, ярко оформленные жилища, как, скажем, у соседей на Украине.

Что делаем порой сейчас? Вводим яркий, нарушающий национальные традиции декор. Хотя сдержанная палитра, замечу, не надоедает, в отличие от пестрой.

Подлинность — основа культуры

А всегда ли бережно отношение к старым районам застройки, памятникам архитектуры?

Проблема реставрации, реконструкции — действительно очень серьезный вопрос! Не секрет: как раз сейчас идет бурная полемика вокруг покрашенных в желтый цвет ваз на балюстраде главного проспекта Минска. Думается, ее участники не столько спорят об уместности такого цветового решения, сколько встревожены пренебрежением к памятнику архитектуры, авторской подлинности, которую нам нужно стараться сберечь. Обязательно, посему, должна быть окраска, как задумали ее изначально творцы!

То же самое касается и сохранившихся в Минске зданий из красного кирпича. Многие из них почему-то решили покрасить акриловыми красками. Например, здание Либаво-Роменской железной дороги на ул. Кирова. Или здание пожарного депо на ул. Городской Вал. Зачем? Ведь лицевой кирпич имеет особую фактуру и цвет, что придает зданию неповторимую эстетику.

Именно подлинность — важнейший фактор для сохранения архитектурного наследия. Приведу, не без гордости, пример обратного порядка. За последний год работы архитектурному факультету БНТУ удалось вернуть прежний, лангбардовский, вид входу в здание Президиума Национальной академии наук. Благо возник конструктивный диалог с руководством НАН, оно горячо поддержало идею всё-таки уйти от черных гранитных порталов.

Мы проштудировали архивы, нашли подлинные чертежи, сделанные самим Иосифом ЛАНГБАРДОМ, и восстановили вход. Не сами что-то придумали, скреативили. В подобных случаях, убежден, необходимо оставлять в стороне какие-то авторские амбиции, полеты фантазии и так далее. Чтить своих предшественников, тех архитекторов. Уважение к наследию — элемент общей культуры общества, в котором живем.

Малая скульптура — в тренде

По мнению Армена Сардарова, сейчас в Беларуси неплохо идет работа по установке малых архитектурных форм, по-настоящему украшающих города и села. Жанровые, не пафосные, близкие к человеку — эти работы представляют собой своеобразный диалог творца с людьми. Конечно, уровень художественного исполнения подобных памятников, скульптур — разный. Однако в целом они привлекают внимание не только местных жителей, но и содействуют, кроме всего прочего, притоку туристов. Этому же способствует и установка различной жанровой скульптуры, приближенной по масштабу к человеку.