Градостроительство Минска
Какими будут новые столичные микрорайоны Лошица 7 и Лошица 8?
Инна ГАРМЕЛЬ, ил. предоставлены ПКУП «Минскпроект» и ГП «Институт «Военпроект»
Застройка микрорайонов Лошица 7 и Лошица 8 в Минске должна начаться в текущем году. Будут ли там учтены новые градостроительные подходы по формированию комфортной среды проживания? Как планируется решить наболевшую проблему автостоянок и разгрузки от машин дворовых территорий? Корреспондент «РСГ» расспросила обо всем этом проектировщиков…
Лошицкий жилой массив должен стать современным районом с плотной застройкой и новым подходом к организации дворовых территорий. При этом важно не повторить прежних ошибок. Ведь не секрет, что, к примеру, застройка той же Каменной Горки до сих пор вызывает нарекания, критические замечания.
Понятно, что столице в XXI веке нужны не обезличенные «каменные джунгли», а грамотно организованная жилая среда, c качественным озеленением, удобными квартирами, востребованными жителями города.
Добавятся 16 домов
Чем же сможет привлечь новоселов микрорайон Лошица 7? Здесь дома будут возводиться по индивидуальным проектам: вырастет пять многоэтажек площадью около 70 тыс. м2 (заказчик — УКС Ленинского р-на). Общая концепция застройки микрорайона выполнена ПКУП «Минскпроект».
В районе Лошица 8 запланировано строительство домов в индустриальном исполнении из типовых серий ОАО «МАПИД» площадью около 150 тыс. м2 (заказчик — УКС Мингорисполкома).
Государственное предприятие «Институт «Военпроект» получило положительное заключение государственной экспертизы проекта застройки микрорайона. Готова и документация для строительства первых жилых домов, №№ 1 и 2, по генплану общей площадью квартир около 18 тыс. м2.
Что примечательно, параллельно со стартом застройки новых микрорайонов № 7 и № 8 планируется завершить и застройку Лошицы 6 и Лошицы 9. В Лошице 6 осталось возвести один жилой дом площадью около 20 тыс. м2 (заказчик — УКС Ленинского р-на). В Лошице 9 введут в эксплуатацию еще четыре жилых дома в индустриальном исполнении площадью около 60 тыс. м2 (заказчик — ОАО «МАПИД»).
Лошица 7 : дворы без машин
архитекторы Г. Перлина и А. Хворик
Данный жилой микрорайон с проектной точки зрения решен с учетом новых веяний в отечественном градостроительстве, как пример очень компактного, размещенного на небольшой площади микрорайона. Технико-экономические показатели говорят сами за себя: площадь застройки — 6.60 га; проектируемый жилищный фонд (тыс. м2) — 70 000; плотность жилого фонда (м2 /га) — 7575 (что соответствует максимально допустимой по городу Минску); количество квартир — 930.
Главное, чего удалось добиться, считают сами проектировщики, — это дворы без машин. Транспортное обслуживание выносится за их пределы, будет осуществляться снаружи. Кроме того, входы–выходы в здания — проходные: есть вход с улицы, есть выход в жилой двор. Здесь организованы детские площадки, площадки для отдыха, занятий спортом и так далее.
Все дома индивидуального изготовления. Скорее всего, при строительстве будет применен монолитный каркас. На данный момент «Минскпроектом» запроектирован только один дом, более конкретно о других можно будет говорить позже. На первых этажах предусмотрено размещение небольших объектов торгового и культурно-бытового назначения. В границах данного микрорайона запроектирован детсад. А вот новая школа будет общей для микрорайонов Лошица 7 и Лошица 8 (разместится на территории последней).
Главный архитектор проектов УПЗ ПКУП «Минскпроект» Галина ПЕРЛИНА прокомментировала специально для «РСГ»:
— В процессе создания проекта застройки Лошицы 7, а работа продолжалась довольно долго, больше года, объемно-пространственное решение сохранилось. Произошли некоторые корректировки лишь в части исключения подземных гаражей, то есть замена их на многоуровневые и охраняемые автостоянки. Изначально же планировалось, что в районе Лошицы будут две крупные транспортные развязки. А на сегодняшний день в новом детальном плане они исключены
|
|
Ушли от паркингов к плоскостным автостоянкам
Это обстоятельство позволило проектировщикам найти место для размещения плоскостных автотоянок. Почему они предпочтительнее? Сейчас любой подземный паркинг — это дорого. Как для заказчиков (такие объекты сложно продаются), так и для потенциальных новоселов. Те предпочитают держать машины на плоскостных стоянках, что гораздо дешевле.
Таким образом, и земля, которая прежде резервировалась под строительство транспортной развязки в Лошице 7, проектировщиками предусмотрена под строительство плоскостной охраняемой автостоянки, что позволит, акцентировала Галина Перлина, уйти от создания паркингов под всеми жилыми домами.
— Отказ от подземных паркингов был инициативой заказчика — УКСа Ленинского района, — говорит собеседница. — В связи с этим возникла необходимость корректировки проектного решения. Но не все паркинги были исключены: в частности, под самым большим жилым домом паркинг пока сохранен. Хотя объект как раз проектируется, и, возможно, заказчик также откажется от паркинга.
— В данном случае мы вообще имели дело со сложной градостроительной ситуацией, — отметила Галина Перлина. — Нужно было решить, как расположить новую застройку в пределах 3-го транспортного кольца и Игуменского тракта. Ведь территория как бы «зажата» между двух магистральных улиц. Жилой при этом получается только одна — проектируемая № 5. Пришлось сразу же исходить из того, что как таковых лицевого и дворового фасадов не будет. И требовалось градостроительно решить так, чтобы в результате район был интересен со всех сторон.
В тренде — жилье экономкласса
Задача создать интересный градостроительный ансамбль подвигла проектировщиков в первую очередь отстаивать именно индивидуальное, а не панельное домостроительство. И постараться, чтобы окончательное решение получилось очень цельным, комплексным, акцентировала Галина Перлина.
— Вся Лошица — это, в основном, жилье экономкласса, – отметила собеседница. – Возможно, здесь поселятся и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, льготники. Однако перед нами не стояла цель заложить основы района, где бы м2 были самыми дешевыми или, наоборот, дорогими. По сути, это та застройка, которая доступна будет людям среднего достатка.
Если говорить о соседнем микрорайоне – Лошице 5, то там, не исключено, поселятся и люди, способные купить квартиры с более высокой комфортностью. По словам экспертов, тренд по запросам и пожеланиям у разных заказчиков общий: сегодня во вновь застраиваемых микрорайонах, в том числе в Лошице 7, требуется вводить больше жилья, рассчитанного на привлечение покупателей из разных социальных слоев.
В увязке с соседним микрорайоном
Сейчас проект по Лошице 7, рассказала «РСГ» Галина Перлина — на стадии выполнения корректировки ранее выполненной проектной документации. Идет завершение работы над строительным проектом застройки — после реализации его можно приступать к обустройство инженерной инфраструктуры. И, если к тому времени будет готова документация по жилым домам, то можно начать их строить.
Архитектурный же проект, с внесенными изменениями, повторно успешно прошел государственную экспертизу. Словом, есть все основания полагать, что в течение 2018 года будет получено разрешение на строительство данного микрорайона.
— Принципиально увязка Лошицы 7 и Лошицы 8 была решена еще на уровне детального плана. Особенно важно в таких случаях взвешенно подойти к размещению объектов социального, образовательного назначения. Поскольку Лошица 7 — небольшой микрорайон, было решено не «сажать» тут школу. Поликлиника в этих двух микрорайонах не предусмотрена, обслуживаться люди будут в учреждениях здравоохранения, расположенных в Лошице 5 и Лошице 9.
Лошица 8: прогрессивные подходы
Главный архитектор проекта — начальник архитектурно-планировочной мастерской Государственного предприятия «Институт «Военпроект» Валерий ГЕРУС ознакомил с проектом:
— Наш институт выиграл по тендеру право на проектирование микрорайона Лошицы 8. Конечно же, в своей работе мы соблюдаем то территориальное зонирование, которое ранее разработал в детальном плане для всего района Лошица институт «Минскпроект». Так, в границах работ нашего объекта предусматривается зона жилой многоквартирной застройки, а вдоль улицы Янки Лучины — коммунально-общественная зона, в том числе для размещения паркингов.
Главное внимание при проектировании уделялось поиску гармоничного объемно-пространственного решения застройки как района, так и главной его магистрали — проектируемого участка 3-го транспортного кольца.
— Что же в целом представляет собой Лошица 8, по нашей версии? Структуру микрорайона формируют четыре полузамкнутые жилые группы, школа — для детей нескольких микрорайонов, детский сад для нужд жителей Лошицы 8.1 и Лошицы 8.2, ранее выданный участок для размещения торгового центра, — конкретизировал Валерий Герус. — Вдоль 3-го кольца, с учетом концепции детального плана, на первых этажах индивидуальных «вставок», которые формируют облик главной магистральной улицы района, планируется разместить небольшие общественные объекты: кафе, магазины шаговой доступности, отделение банка.
Градостроительная ситуация, считает собеседник, во многом уникальна, поскольку на прилегающих территориях размещаются сразу два крупных гипермаркета. Кроме того, есть небольшой универсам на перекрестке. Вместе с ТОЦем они обеспечат необходимый «набор» объектов общественного назначения.
Особенность Лошицы 8 и ее отличие от Лошицы 7 в том, что проектирование первой осуществляется преимущественно на основе типовых секций ОАО «МАПИД», с задействованием серий М111-90, М464-10-У, М464-М.
— Конструктивные особенности этих зданий не позволяют разместить паркинги встроенными в первые этажи. В связи с этим было решено вынести места, необходимые для постоянного хранения автомобилей, в коммунально-общественную зону (построить многоуровневый паркинг). Это дает возможность экономно и эффективно использовать территорию застройки. Места для гостевых парковок предложено разместить вне жилых групп и таким образом, освободить дворовые территории от транспорта (за исключением специального), максимально их благоустроить и создать среду, комфортную для проживания, — подчеркнул Валерий Герус.
— Мы в этой части работы тесно сотрудничали с МАПИДом, и вместе нашли решение по проектированию проходных подъездов, — пояснил собеседник. — Снаружи жилых групп они обеспечивают доступ к проездам и парковкам. Второй выход дает возможность жильцам попасть во двор, не пересекаясь с транспортом. Таким образом, применены прогрессивные для наших реалий подходы в градостроительной практике. Кстати, эти решения были предложены в конкурсном проекте-победителе еще в 2000 году, но возникли проблемы с их реализацией.
Отстояли бульвар
Особое внимание проектировщики, работавшие над Лошицей 8.1 и Лошицей 8.2, уделили озеленению. Все дворы будут зелеными, несмотря на обилие всевозможных инженерных сетей. Плюс — сделан внутренний бульвар. Хотя отстоять его было задачей не из легких, ибо, как выразился Валерий Герус, «находимся в рамках требований заказчиков и нормативной документации в части достижения максимальной эффективности использования территории». Имеются регламенты, определяющие для различных городских зон требования по интенсивности и плотности застройки, застроенности и озелененности и др.
— Мы постарались, впрочем, найти компромисс между стремлением озеленить микрорайон и вписаться в довольно жесткие требования нормативки, — говорит Валерий Николаевич.
Заложили свои предложения проектировщики «Института «Военпроект» и по формированию взаимоувязанной застройки 3-го кольца. Необходимо, считает Валерий Герус, стремиться к созданию «уравновешенной композиции». Важно, чтобы постепенно вырисовался гармоничный облик важнейшей автомагистрали — 3-го кольца. Она, в данном случае, выступает основным стилеобразующим моментом застройки всего Лошицкого массива.
Особое внимание при застройке Лошицы 8 уделят нуждам и потребностям инвалидов. Со стороны подъездов предусмотрены подъемники — решение не сверхновое, но самое прогрессивное на сегодня, подчеркнули в «Институте «Военпроект».