Анализ основных современных проблем проектирования общеобразовательных учреждений России и Беларуси и принципы модульной технологии проектирования зданий школ опубликованы в журналах «Архитектура и строительство» №1за 2016 год (Минск) и журнале «Архитектура, Строительство, Дизайн» № 01\02 2016 год (Москва). В статьях обоснована необходимость и охарактеризована новая технология проектирования общеобразовательных школ, объединяющая принципы типового и индивидуального проектирования. Сегодня типовое проектирование вытеснено тиражированием «индивидуальных» проектов, требующих значительной переработки при изменении состава помещений школ и привязке к участкам застройки.
Модульная технология основана на комбинации трех «типизированных» и одного индивидуального модуля, где каждый модуль имеет определенную функцию, конструктивную и инженерную унификацию и технико-экономические показатели. Комбинация модулей позволяет эффективно решать, как градостроительные, так и функциональные задачи, снижая время и затраты на проектирование и строительство.
Мы использовали основные подходы новой технологии для проектирования школьно-спортивного комплекса в строящемся общественном центре около деревни Копище Минского района. В школьном городке, заказчиком которого является фирма «А - 100 девелопмент», запланировано строительство двух общеобразовательных школ ‑ на 1020 учащихся (44 класса) и 510 учащихся (22 класса) и оздоровительного центра с двумя бассейнами. Первоначально заказчик планировал использовать повторно применяемые проекты школ. Однако на затесненном участке сложной формы такие здания попросту не помещались и не соответствовали нормам инсоляции.
Программа-задание на проектирование была сформирована разработчиками норматива «Состав и площади помещений общеобразовательных школ» с учетом современных тенденций развития обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях. Ими была дополнена программа-задание, в которую вошли новые помещения: профориентации, дополнительные лингафонные кабинеты, помещения для логопеда и дефектолога и. т д.
Решение поставленных задач было достигнуто преобразованием учебных и общешкольного модулей, и разработкой индивидуального проекта соединительного модуля. Он стал главным градостроительным акцентом единого архитектурно - функционального ансамбля. Модули «типизированных» помещений составили 88%, а индивидуально запроектированный «модуль-центр» – 12% от общей площади школы.
Функциональное зонирование помещений модулей было решено следующим образом. В модуле-центре сосредоточены вестибюльные помещения базовой и средней школы, форум с амфитеатром, фойе перед актовым залом и столовой, рекреации для общения и отдыха учащихся. Модуль объединен с двумя учебными и общешкольным модулем.
В первый учебный модуль входят помещения начальной школы и продленного дня с отдельной группой входных помещений и рекреациями. На верхних этажах - библиотека и группа кабинетов информатики и новых технологий. Во втором учебном модуле - классы и кабинеты старших классов. В общешкольном модуле, входящим в открытую для посещений родителей и внешних посетителей зону, находятся столовая, мастерские и кабинеты трудового обучения, раздевальные. На верхних этажах ‑ актовый зал с фойе, спортивные залы, помещения для учебных и кружковых занятий.
По инициативе заказчика была организована совместная работа со специалистами по интерьеру, благоустройству и озеленению, позволившая добиться комплексного проектирования внешней и внутренней среды новой школы. Кроме того стилисты скорректировали элементы и цветовое решение фасадов с учетом эстетических предпочтений заказчика.
Внедрение принципов модульного проектирования для школьно-спортивного комплекса позволило добиться следующих преимуществ по сравнению с аналогичными по вместимости учащихся тиражируемыми проектами школ:
В 2019 году планируется завершение строительства, но и сегодня модульная технология продолжает развиваться. Продуманы новые блокировочные узлы типовых учебных и общешкольных блоков школ на 44, 33 и 22 класса и для пристройки к существующим зданиям. Прорабатываются варианты индивидуализации общешкольного модуля для проектирования специализированных школ. Ведется поиск дальнейших путей снижения стоимости строительства школ, включающий: применение прогрессивных инженерных и конструктивных систем, местных эффективных строительных материалов; разработки современного обучающего оборудования, мебели и др.
Однако в процессе внедрения модульной технологии проектирования общеобразовательных школ мы столкнулись с общей проблемой, сдерживающей развитие современной школы в Беларуси ‑ ведомственная разобщенность специалистов, ответственных за решение этой задачи. В процессе разработки прохождения экспертизы мы столкнулись с несогласованностью действующих нормативов различных ведомств.
Поэтому остро ощущается необходимость создания интеллектуального центра при Министерстве образования и Министерстве архитектуры и строительства. В этот авторитетный «экспертный» центр должны войти педагоги-новаторы, психологи, медработники, профессионалы с опытом проектирования объектов образования, представители заказчиков и Управлений капитального строительства. Они должны ответить на вызовы нашего времени и определить пути развития национальной школы.
Авторский коллектив предлагает к внедрению современную экономически эффективную технологию разработки проектной документации для общеобразовательных учреждений и школьных комплексов различной вместимости. Обращайтесь за консультациями и помощью в проектировании. Авторы заинтересованы услышать отзывы и вашу точку зрения.
Авторский коллектив модульной технологии проектирования школ
Архитекторы:
Тоневицкая.С.М., Штейнман Г.Р.(«ТМ арх. Штейнмана Г.Р.»Минск)
Фарберов Е.М.(«Дарстрой» Москва)
Главный инженер модульной технологии Штейнман Л.
ПЧУП «Творческая мастерская архитектора Штейнмана Г.Р.»
Тел./факс+375-17-224-34-97
ГИП - Штейнман Л.Р. +375-29-670 15 69
Электронный адрес minsktm@mail.ru