leonardo 2017 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

В октябре 2003 г. при Белорусском союзе архитекторов была создана первичная организация: Клуб молодых архитекторов. Мы существуем уже почти два года, поэтому вполне закономерны следующие вопросы:
— Что сегодня может предложить клуб молодым, стремящимся к профессиональному росту архитекторам?
— Какие результаты достигнуты и что планируется?
— Могут ли молодые повлиять на ситуацию в современной белорусской архитектуре, уровень которой, за редким исключением, пока далек от мирового?

Для ответа мы постараемся кратко рассказать о своей истории, структуре, целях, надеждах, осуществленных проектах и планах на будущее, сопроводив рассказ комментариями и пожеланиями наших старших коллег, а также друзей клуба – скульпторов, художников, дизайнеров.

Итак, начнем с истории

В БСА еще в давние советские времена существовал Клуб молодых архитекторов, который пользовался большой популярностью, помогая начинающим зодчим встречаться со своими коллегами из других республик и государств. Аналогичные секции при творческих союзах создавались по всей стране. 
Возможно, в деятельности клуба в тот период было гораздо больше романтизма, чем сейчас, однако очевидно следующее: многие из установившихся тогда личных контактов сохраняются и по сей день, способствуя сотрудничеству и профессиональному общению.

К сожалению, в последние двадцать лет подобная деятельность при Белорусском союзе архитекторов практически полностью отсутствовала. Таким образом, вновь созданный клуб является в определенной мере продолжателем ранее существовавших традиций.

Немного о его структуре

Организовывает и проводит все мероприятия команда молодых практикующих архитекторов во главе с председателем клуба и совместно с руководством БСА. На сегодняшний день оргкомитет организации насчитывает 10 человек. Принять участие в наших мероприятиях, а также в их подготовке может любой дипломированный архитектор не старше 35 лет.

Вадим Дражин, председатель КМА:

— Современный Клуб молодых архитекторов рассматривается нами как своего рода общественный форум для молодых зодчих, занятых в любой сфере архитектурной деятельности. Помимо индивидуального или коллективного творчества есть необходимость разрешения принципиальных задач, способствующих развитию архитектуры во многих ее направлениях и проявлениях. Осуществить это можно путем простого общения между нами — от организации и проведения архитектурных фестивалей и конференций до локальных клубных встреч.

На самом деле белорусская архитектурная молодежь располагает не таким уж большим числом профессиональных и общественных мероприятий. А ведь участие как раз в подобных проектах и дает возможность для обобществления творчества, критического анализа, утверждения своей деятельности, выбранных путей и приемов работы перед широкой публикой профессионалов из различных творческих областей.

Цели, события, планы

Основными целями клуба являются продвижение творчества молодых белорусских архитекторов, демонстрация современных подходов в создании архитектуры, а также формирование профессиональных контактов как внутри страны, так и за ее пределами.

Для этого уже кое-что сделано. Несомненно, самым значительным событием за последнее время стало проведение выставки-конкурса молодых архитекторов “Леонардо-2003”, где приняло участие более 70 человек со всей Беларуси. По итогам выставки выпущен каталог проектов. Обладатели дипломов и грамот получили возможность рассказать о своем творчестве на страницах журнала “Архитектура и строительство” и газеты “Инженер-консультант”.

Многое планируется осуществить в самом ближайшем будущем. На сегодняшний день наши основные усилия сосредоточены на подготовке к новому, теперь уже международному конкурсу “Леонардо-2005”, который пройдет в сентябре-октябре 2005 г. Программа конкурса обещает быть насыщенной: помимо основной экспозиции проектов молодых белорусских и зарубежных архитекторов намечены мастер-классы знаменитых зодчих соседних стран, ряд экскурсий, выездной work-shop и конференция. К освещению данного события и выставленных работ мы намерены привлекать не только отечественную, но и зарубежную прессу. Всех желающих приглашаем к участию.

По итогам этих двух конкурсов будет сформирована база данных молодых архитекторов и в дальнейшем размещена в интернете и в различных профессиональных изданиях, в том числе и российских. 
Такие события могут послужить толчком к новым задумкам и идеям. Сегодня в мировой архитектурной практике существует масса различных стилей и направлений. В этом диапазоне нам предстоит сориентироваться, выработать свой творческий метод в архитектуре. Единственный путь для этого — профессиональное общение, выставки, возможность увидеть многообразие подходов к проектированию, поездки по миру.

Данную тему продолжает заслуженный архитектор РБ, профессор Международной академии архитектуры Олег Арсеньевич Воробьев в своем напутствии молодым:
— Посетив в 1994 году Италию и США, я растерялся: что такое архитектура? Город Виченце, архитектура Палладио – это торжество единичного дома, городского дворца или загородной виллы, где с невиданным до него мастерством на первый план выходит проблема фасада.

Палладио канонизировал понимание фасада, введя в него удивительное богатство приемов при внутренней планировочной ограниченности. Что это? Декорация? Конечно, нет. Это – архитектура высокого класса. Нет ансамбля, нет объема, но есть “фасад” в своей безупречной монументальности.

Сущность архитектуры Чикаго – архитектурное пространство. Его ощущаешь в помещениях, на улицах, площадях, парках, будь то стены зданий, синь озера Мичиган или ряды деревьев. И в данном случае, прекрасны или безобразны фасады – второстепенный вопрос. Всякое отдельное здание является следствием всех факторов и участвует в создании двух пространств: внешнего — урбанистического и внутреннего — замкнутого. И здесь уже их художественная ценность определяется органичным сочетанием архитектурных приемов.

Уважаемые коллеги! Я привел два полярных примера в архитектуре. И первый, и второй имеют право на жизнь и признание. Каждый из них можно исследовать, углублять, улучшать, недостатки одного можно компенсировать достоинствами другого. Так что творите! Удачи вам!

Встречи с мэтрами

Особое место в деятельности клуба занимает организация встреч с ведущими отечественными и зарубежными архитекторами. Так, в 2003 г. в институте “Минскпроект” В.М. Крамаренко и М.Г. Гаухфельд рассказали молодым о строительстве Национальной библиотеки и реконструкции площади Независимости; архитектор О.А. Воробьев провел экскурсию по своим построенным объектам; с Г.В. Сысоевым мы прошли по Дому правительства. В Республиканском доме архитектора состоялись встречи с зодчим А.И. Чадовичем, главным архитектором Минска Р.И. Белогорцевым, председателем Правления БСА А.И. Корбутом. Летом 2004 г. члены клуба организовали пикник на Минском море с участием  архитекторов В.Р. Ронделя и С.Ф. Федченко.

Мы хотели бы привести комментарии Валерия Раульевича Ронделя, где он высказывает свой, философский, взгляд на деятельность молодых в БСА.

Лабиринты творчества

— Представим себе жизненный путь как лабиринт от ученичества к мастерству. Садик, школа, техникум, институт и первые творческие реализации, конечно,    не без помощи старших коллег по архитектурному цеху. В этом обрамлении и проходит дорога к вершинам творческого Олимпа. Для этого БСА привлекает в свои ряды творческую молодежь, оказывая всяческое содействие в организации работы Клуба молодых архитекторов. Что может быть общего между символикой лабиринта пути, обрамления и обычным образованием молодого дипломированного специалиста-архитектора? Попытаемся связать все это с символикой. В древние времена новые сооружения, будь то стоянки, города или деревни, “стабилизировались” путем очерчивания вокруг них спиралей и кругов. В этом можно увидеть реальное тождество понятиям обрамления и лабиринта. Каково назначение рисунков на бордюрах старинных произведений искусств? Достаточно взглянуть на рисунки Альбрехта Дюрера и Леонардо да Винчи, чтобы заметить, что вокруг центральной части рисунка присутствует фоновый лабиринт, как подлинное ее обрамление, составляя еще одну черту сходства между этими символами. Данное следствие рассматривается с внутренним и более глубоким смыслом символизма: человек, проходящий лабиринт или какое-либо равнозначное изображение, обретает “центральное место” с точки зрения инициатической самореализации.
В последние годы повысились интерес и активность молодежи к самовыражению, реализации в смотрах и конкурсах, участию в семинарах, выставках и публикациях. Эти подлинные обрамления сегодняшнего дня приводят нас к смотру-конкурсу VI Национального фестиваля архитектуры “Минск-2005”, посвященного 70-летию образования Белорусского союза архитекторов.

Клубом планируется ряд встреч в 2005–2006 гг. с известными белорусскими и российскими мастерами.
Еще одно интересное направление, которое мы активно осваиваем, – взаимодействие молодых архитекторов с представителями различных творческих союзов и организаций Беларуси: скульпторами, дизайнерами, художниками. Мы считаем такие контакты перспективными, так как при формировании архитектурной среды очень часто переплетаются различные виды пластического искусства. Для демонстрации современных возможностей такого синтеза планируется проведение совместного фестиваля “АрхМост-2006”. 
Приводим несколько комментариев наших друзей на данную тему:

Павел Войницкий (скульптор, лидер творческого объединения “БЛОК”, член Белорусского союза художников):
— Молодость, энергия, желание перевернуть и переустроить мир. Запроектировать, возвести, изваять удивительные, необычные вещи, которые сделают публичную среду более гуманной, взбалмошно красивой. И отсутствие пока реальных возможностей для этого. Но ничто не мешает встречаться, общаться, пропагандировать свои творческие приоритеты. Мы разные, но цель у всех нас одна – поиск нового пластического языка, адекватного современному динамичному открытому миру. Да, взаимодействовать – участвовать в совместных выставках, фестивалях, конференциях, делать общие проекты. То, о чем мы сейчас вместе думаем, – в архитектуре, скульптуре, дизайне и т.д. – должно через не такое уж долгое время реализоваться в новой (нашей) картине видения архитектурно-пространственной среды. Итак, давайте дружить и вместе работать для того, чтобы это произошло поскорее. Успехов и удачи, коллеги!

Александр Некрашевич (председатель секции молодых художников и искусствоведов Белорусского союза художников):
— Наша секция позитивно восприняла инициативу КМА о проведении фестиваля “АрхМост-2006”. Необходимость организации мероприятия, направленного на демонстрацию синтеза искусств — взаимодействие окружающей среды, архитектуры и произведений искусства, — созрела давно. Ибо работы многих художников нашей секции выполнены в архитектурной среде, да и специфика работы живописца, дизайнера, скульптора и монументалиста зачастую связана и зависима от архитектурной ситуации.
Среди членов секции есть много художников, работающих в тесном сотрудничестве с архитекторами. Ими выполнен ряд работ с использованием как традиционных, так и новых технологий и материалов. А фестиваль – это прекрасная возможность для знакомства, обмена информацией и общения, открывающая перспективы дальнейшего сотрудничества секции молодых художников БСХ и КМА.

Подводя итог всему сказанному о клубе, хочется отметить одну деталь: путь в будущее желательно начинать с объективной оценки настоящего. К сожалению, профессия архитектора переживает сегодня не лучшие времена. Очень непросто молодому зодчему в современных условиях “продвинуться”, завоевать авторитет, основать собственное проектное бюро. Объединив усилия, встречаясь, показывая на своих выставках как традиционную, так и “новую” архитектуру, наши шансы изменить ситуацию увеличиваются. КМА располагает возможностями для этого.

Коллеги, пора действовать!!!