Человечество за всю историю своего существования создало, построило, разнообразило и усовершенствовало великое множество разнообразных по своему функциональному назначению зданий. Но, пожалуй, именно в жилище человек вложил самый большой и разнообразный пласт материальной и духовной культуры. Кроме зрительно воспринимаемых образов зданий, как жилых, так и им сопутствующих, здесь и основательное понимание сути жизни, виртуально-самодостаточное «как у себя дома», «дома и стены помогают», «дом – полная чаша», «мой дом – моя крепость» или тревожное «отбился от дома», «карточный домик» и совсем уж «не все дома». Устойчивых выражений и афоризмов на разные аспекты этой темы, вплоть до высокой философии, множество. Цицерон точно отметил еще более двух тысяч лет назад: «Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину» – чем не заботливое предостережение начинающему сегодня строить коттедж? А что-то воспринимается и как прямые советы архитектору, да и не только ему, а всем занятым в проектировании жилища: «Идеальный размер дома: чтобы было слышно детей, но не слишком отчетливо». Автор этого изречения Миньон Маклафлин – американская писательница, известная афоризмами, выражающими понимание человеческих отношений и жизни в целом. А тепло и душевно, ненавязчиво и искренне – наше родное, белорусское: «Няма лепшай рэчы, як дома на печы». Это понятно любому, для всех наций и по всему миру.
Поэтому показательным и, конечно, неслучайным стало то, что именно с архитектурой жилых домов связаны первые реализованные проекты известных архитекторов Фрэнка Ллойда Райта, Мис ван дер Роэ, более близких нам И. Жолтовского и К. Мельникова и совсем уже наших А. Воинова, В. Аладова, С. Мусинского и многих-многих других. Этот перечень может быть бесконечным, с архитектуры жилища начинали практически все будущие мастера этой профессии во всех странах и во все времена. А уж потом им, приобретшим репутацию надежных исполнителей и творчески интересных личностей, уже набившим «руку» и «шишки» в не всегда легком проектном деле, доверяли работу над сложными объектами, которые их прославили как талантливых архитекторов и стали своеобразными визитными карточками столиц, государств и даже континентов.
Дело в том, что при обучении специальности «Архитектура» особое внимание уделяется именно овладению навыками проектирования жилища.
Методика обучения в целом многоплановая, но основополагающим все же считается, что если студент справился с заданиями по проектированию жилища и жилой среды, то он в основном понял, как решаются вопросы функциональной организации и создания художественных образов объектов архитектуры, причем любой типологической направленности. Далее он, хотя и не без напряжения, справится с проектированием и аэропорта, и больницы, и чего угодно.
Жизнь любого человека – это постоянно, ежедневно повторяющиеся процессы и действия: поспал, проснулся, привел себя в порядок, позавтракал, пошел на работу или на учебу и так далее до возвращения домой вечером. Желательно принять монотонность и даже рутинность ежедневного распорядка не столько как закономерную неизбежность, а как великую ценность того, что все это у человека есть.
Наше время предоставило широкие возможности для формирования жилища: размеры, размещение в структуре города, за городом, оснащение новинками бытового обеспечения.
![]() |
Фото 1. Панорама Троицкого предместья в Минске: 2-я половина ХIХ в.; 1970–80-е гг.; 2000-е гг. |
Информационные ресурсы заполнены привлекательной новой терминологией, раскрывающей варианты жилища нашей эпохи и своеобразно иллюстрирующей процессы развития современного общества. И так было всегда хотя бы потому, что архитектура жилого дома обладает сильнейшим информационным потенциалом, отражая состоятельность владельца, его эстетические предпочтения, особенности художественных направлений прошлого, будь то барокко, неоклассика или модерн.
![]() |
Фото 2. Жилой дом в местечке Холопеничи Борисовского уезда. Начало ХХ в. Фото Я. Балзукевича |
![]() |
Фото 3. Жилой дом в Ошмянах. ХIХ в. Фото 2005 г. |
Фото 4. Жилые дома на бывшей Рыночной площади Дятлово Гродненской обл. Конец ХIХ – начало ХХ в. Фото 2018 г. |
Фото 5. Жилой дом на бывшей Рыночной площади Несвижа. 1721 г. Фото 2007 г. |
![]() |
Фото 6. Дворец в Красном Береге Жлобинского р-на. Конец ХIХ в. Фото из открытых интернет-источников. |
Порой велико желание хозяина донести до других информацию о далеких странах или морях, где ему доводилось побывать. Поэтому и появляются в декоративном убранстве изображения диковинных для Беларуси пингвинов или представителей животного мира – оленей и павлинов, которые никогда не входили в сюжеты традиционной декорации.
Фото 7. Жилой дом в Хросте Борисовского р-на. 1960–1970-е гг. Фото 2008 г. |
![]() |
Фото 8. Жилой дом в Клинке Червенского р-на. 1960–1970-е гг. Фото 2004 г. |
А что-то и вовсе можно воспринять как странность.
Фото 9. Жилой дом в Светлице Березинского р-на. 1960–2000-е гг. Фото 2013 г. |
Не исключалась и идеологическая нагрузка, которую возлагали на архитектуру жилища, поручая запечатлеть в формах и декоре фасадных плоскостей героику прошедших победоносных сражений, государственные символы, а через наипростейшую схематику фасадов в панельном домостроении – принципы равенства как идеологии общества, строящего социализм.
![]() |
Фото 10. Жилые дома по ул. Красной в Минске. Проект. 1951 г. |
Фото 11. Окно жилого дома в Глуше Бобруйского р-на. 1950-е гг. Фото 2007 г. |
Сейчас слово «коттедж» воспринимается уже архаикой, хотя звонко ворвалось в архитектурную практику в совсем недавнее время, в конце 1980-х. Сегодня востребованы жилища и премиум-класса, и класс-комфорт, и евроквартиры. А еще имеем мини-полис, метрополис, кондоминиум, дуплекс, триплекс, пентхаус, таунхаус, лайнхаус, ситихаус и т. д. И это не говоря о выборе конструктивных решений – монолитные, каркасно-блочные, панельные и другие. Кстати, индустриальное домостроение, прежде всего панельные дома, по-прежнему сохраняет у нас полученные еще в советские времена позиции лидера по объему жилищного строительства. А сами панели изменились размерами, технологиями изготовления, структурой – трехслойные и двухслойные, с большим выбором вариантов формовочных поверхностей – вплоть до графического бетона. Востребованность панельного строительства сохраняется благодаря доступности по ценам и гарантированному соблюдению обещанных стандартов комфортности проживания. А эти стандарты обеспечиваются строгим соблюдением технических нормативных правовых актов, разработанных для применения в жилищном строительстве Республики Беларусь и своевременно корректируемых.
При этом оказалось, что добиться разнообразия объемно-пространственных композиций домов, колористики и повышения деталировки фасадов можно, причем на стоимости квадратного метра это существенно не сказывается. Например, успех жилого района Новая Боровая в Копище Минского района во многом определяется тем, что жильцы реально ощущают своим не только пространство, ограниченное стенами квартиры, но и то, что находится во дворе дома и на соседней улице. В архитектуру возвратилось понимание двора как жилого пространства, которое было утеряно при не вполне оправдавшемся расчете на комфорт проходных территорий микрорайонной жизни. Города-спутники и пригороды Минска развивают этот успех и не претендуют на столичный размах, а потому упорядочивают и застройку, и художественный «хаос» на панельных фасадах за счет создания ассоциаций с орнаментикой и выверенного размещения цветовых акцентов.
Фото 12. Жилые дома в районе Новая Боровая в Копище Минского р-на. Начало 2000-х гг. Фото 2019 г. |
![]() |
Фото 13. Жилой дом в Смолевичах. 2020-е гг. Фото 2022 г. |
![]() |
Фото 14. Жилой дом в Фаниполе Дзержинского р-на. 2020-е гг. Фото из открытых интернет-источников |
![]() |
Фото 15. Жилой дом в Дружном Пуховичского р-на. 2020-е гг. Фото из открытых интернет-источников |
![]() |
Фото 16. Жилые дома в жилом комплексе «Вясёлка» в Прилуках Минского р-на. 2020-е гг. Фото из открытых интернет-источников |
Архитектор сейчас стремится учитывать возможности современного менеджмента, что его как бы и не касается вовсе. Теперь потенциальный жилец может получить наглядное представление о том, что он увидит из окон своей квартиры, допустим с 10-го этажа, а если это его не устроит – пожалуйста, вот вам с 12-го. Ведь воображение – способность к созданию образов и представлений у всех разное. Выручают современные технологии, позволяющие продемонстрировать вид из окон еще не существующей квартиры. При этом и покупатель, и продавец понимают, что вид из окна, допустим панорамный, вплоть до горизонта и далеких лесов, интереснее и за душу берет – не то что окна стоящего напротив дома. Но тогда – совсем другая цена и квадратного метра, и всей квартиры. Зато заранее – а такая покупка всегда обсуждается всей семьей – еще не заселенное жилище будет радовать даже тем, что вид из окна квартиры ожидается на парк с цветущими аллеями и лебедями на пруду.
Типологическое разнообразие вариантов по сравнению с жилищем середины или конца ХХ в., безусловно, следствие социально-экономических перемен. Многоквартирные жилые дома и их комплексы, конечно, сохраняют свое ведущее место в организации застройки городов. А вот предместья и иные пригородные территории все больше застраиваются домами, которые позволяют горожанам приблизиться к природе. Можно даже ставить над собой что-то вроде эксперимента, например круглый дом (информации о таких строениях, обычно за городом, в интернете достаточно много).
Таунхаус – это не только контакт с природой, но и иной образ жизни, больше возможностей самим что-то менять, даже в погоне за инновациями как инженерно-технологическими, так и культурологическими.
![]() |
Фото17. Таунхаусы в Гомеле. 2020-е гг. Фото из открытых интернет-источников |
![]() |
Фото 18. Таунхаусы в жилом квартале «Пирс» в Ратомке Минского р-на. 2010-е гг. Фото 2019 г. |
В Бресте вдоль ул. Вересковой появился жилой комплекс «Скандинавское предместье» из 32 таунхаусов, у которого масштабностью архитектуры и размерами получилось проще и по-соседски дружественнее войти в уже сложившуюся жилую застройку этого городского предместья, давно сформированного индивидуальными домами. Это гарантированно не нарушило композиционный масштаб существующей среды и не вызвало раздражения у местных жителей, что иногда возникает при появлении нежданных соседей. В Гомеле такой жилой комплекс расположили тоже в зоне усадебной застройки, но зато в центральной части города – на ул. Кленковской, с прекрасными панорамами на реку Сож. А Гродно и вовсе «обрастает» территориями, на которых одноквартирные блокированные жилые дома – основной формат застройки. И дуплексы вызывают интерес: достаточно велики по площади, нет таких строгих требований, как в квартирах в многоквартирном доме, поэтому имеется больше возможностей влиять на варианты планировки.
![]() |
Фото 19. Дуплексы в Скиделе Гродненского р-на. 2020-е гг. Фото 2022 г. |
Но надо помнить, что архитектура жилища самым серьезным образом проверяется климатом и природой: тут солнце и дожди, ветра и морозы – и все это годами, днем и ночью, зимой и летом. Если многие здания используются при установленных режимах работы или при проведении лишь отдельных мероприятий, то жилые дома эксплуатируются беспрерывно. Поэтому за века в каждой местности выработались требования в виде размеров и ориентации дома по сторонам света, конструкций, формы основного объема и крыши, систем отопления и т. д., соблюдение которых обеспечивало жилищу прочность, тепло и освещение, экономию материалов, средств и труда на строительство и эксплуатацию дома. Как только появляются возможности улучшить жилищные условия, человек начинает этим заниматься, и сейчас наше общество проходит именно этот этап своей истории. А до этого принципы формирования жилища вырабатывались с ориентацией на минимизацию, что, конечно же, не забыто и сегодня: компактность, снижение теплопотерь, оптимальные параметры помещений, экономия материалов и трудозатрат. Поэтому броским и на первый взгляд интересным архитектурным формам, например «купольный дом» в аг. Озеро Узденского района, не обойтись без проверки на скорость строительства, ремонтопригодность, соответствие климату.
Архитектура сельского жилища, в большинстве своем поддерживая сохранение масштабности сельского поселения, все в большей степени ориентируется на образы городской среды. Теперь, подъезжая к агрогородкам, не всегда понимаешь, это уже начинается город или все еще сельская местность, так как все больше строится секционных домов.
![]() |
Фото 20. Жилые дома в Обухово Гродненского р-на. 2010-е гг. Фото 2022 г. |
Нельзя не вспомнить и то, что жилище всегда особо чтилось людьми. Фундаментальные знания о мире, природе и человеке как результат многовекового опыта общения кривичей, радимичей, дреговичей, древлян, волынян, балтийских племен содействовали выработке присущих нам понятий о взаимоотношениях в человеческом обществе, принципах сосуществования людей, о гармонии жизни, и сделали жилище важной частью и духовной культуры. Базисные символы национальной художественной картины мира среди основных понятий (земля, небо, лес, река, солнце, аист, волк, петух, уж и др.) включали и хату, восприятие которой имело сакральный характер, так как среда, создаваемая семьей, ощущалась как своеобразная модель Мира. Отсюда и многократно повторяемое в народных песнях, восходящих еще к языческим временам, уважительное отношение к порогу и дверям хаты. Поэтому и декоративные элементы (вильчик, ветреницы, наличники и др.), даже утрачивая в настоящее время символизм архитектурно-конструктивных элементов, отражают представления народа о красоте.
Подход к решению декоративного убранства жилых домов был различен. На востоке Беларуси резьба обильно покрывала карнизы, наличники и ставни окон, крыльцо.
Фото 21. Жилой дом в Шклове. 1960-е гг. Фото 2012 г. |
На севере, западе и в центре Беларуси украшение скромнее: карниз, наличники, фронтон, углы сруба. Там декоративное убранство могло быть вообще очень простым – например, лишь на фронтоне двускатной крыши маленькое окошко для освещения чердака. Но изобретательное и высокохудожественное решение могло превратить такую, казалось бы, мелочь, а следом и весь дом, в неповторимую уникальность.
Фото 22. Окно на фронтоне жилого дома в Болтогузах Мядельского р-на. 1930-е гг. Фото 2009 г. |
![]() |
Фото 23. Жилой дом по Тиражному переулку в Минске: «окна в пол». 2000-е гг. Фото 2006 г. |
![]() |
Фото 24. Жилой дом в районе Новая Боровая в Копище Минского р-на: пластика фасада, деталировка, колористика. Начало 2000-х гг. Фото 2019 г. |
Предметный мир интерьеров всегда формировался на основе тех же представлений о красоте и пользе, на которых создавалась архитектура дома и облика деревни или города в целом. Этот наполненный исканиями процесс идет, как правило, не повторяясь, так как любое творчество предполагает индивидуальность исполнения. Успех обеспечивает учет множества факторов, но главное – абсолютно конкретные потребности семьи, хозяйства, знание тонкостей и сложностей быта.
И вроде бы мы это понимаем, проходим через это ежедневно, а потому уверены в том, что незнакомого в этом нет, и даже нормативы проектирования жилища нами изучены. Но на поверку оказывается, «что близко лежит, то труднее взять», и студенты встречаются именно с этим. А взять трудно потому, что каждый из нас особенный, отличающийся от своих коллег и соседей, от одноклассников и сокурсников. И как проектировщик, и как пользователь. Если для одних семейная жизнь – повседневность, а то и вовсе рутина, то для других – смысл существования, праздник жизни. Каждому для жизненных потребностей необходимо свое пространство, своя территория, которые со всем оснащением, стандартным оборудованием, мебелью и вообще предметным миром получаются по-своему уникальными и отличными от соседских при одинаковом количестве квадратных метров и одной и той же планировке квартир. И эти различия складываются сами собой, даже если цель иметь свое, отличное от других жилище не ставится вовсе.