«ЛЕОНАРДО 2021» XIV НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Архитектура жилища – нераздельность стандартов и уникальности Сергей Сергачёв

Человечество за всю историю своего существования создало, построило, разнообразило и усовершенствовало великое множество разнообразных по своему функциональному назначению зданий. Но, пожалуй, именно в жилище человек вложил самый большой и разнообразный пласт материальной и духовной культуры. Кроме зрительно воспринимаемых образов зданий, как жилых, так и им сопутствующих, здесь и основательное понимание сути жизни, виртуально-самодостаточное  «как у себя дома», «дома и стены помогают», «дом – полная чаша», «мой дом – моя крепость» или тревожное  «отбился от дома», «карточный домик» и совсем уж «не все дома». Устойчивых выражений и афоризмов на разные аспекты этой темы, вплоть до высокой философии, множество. Цицерон точно отметил еще более двух тысяч лет назад: «Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину» – чем не заботливое предостережение начинающему сегодня строить коттедж? А что-то воспринимается и как прямые советы архитектору, да и не только ему, а всем занятым в проектировании жилища: «Идеальный размер дома: чтобы было слышно детей, но не слишком отчетливо». Автор этого изречения Миньон Маклафлин – американская писательница, известная афоризмами, выражающими понимание человеческих отношений и жизни в целом. А тепло и душевно, ненавязчиво и искренне – наше родное, белорусское: «Няма лепшай рэчы, як дома на печы». Это понятно любому, для всех наций и по всему миру.

Поэтому показательным и, конечно, неслучайным стало то, что именно с архитектурой жилых домов связаны первые реализованные проекты известных архитекторов Фрэнка Ллойда Райта, Мис ван дер Роэ, более близких нам И. Жолтовского и К. Мельникова и совсем уже наших А. Воинова, В. Аладова, С. Мусинского и многих-многих других. Этот перечень может быть бесконечным, с архитектуры жилища начинали практически все будущие мастера этой профессии во всех странах и во все времена. А уж потом им, приобретшим репутацию надежных исполнителей и творчески интересных личностей, уже набившим «руку» и «шишки» в не всегда легком проектном деле, доверяли работу над сложными объектами, которые их прославили как талантливых архитекторов и стали своеобразными визитными карточками столиц, государств и даже континентов.

Дело в том, что при обучении специальности «Архитектура» особое внимание уделяется именно овладению навыками проектирования жилища.

Методика обучения в целом многоплановая, но основополагающим все же считается, что если студент справился с заданиями по проектированию жилища и жилой среды, то он в основном понял, как решаются вопросы функциональной организации и создания художественных образов объектов архитектуры, причем любой типологической направленности. Далее он, хотя и не без напряжения, справится с проектированием и аэропорта, и больницы, и чего угодно.

Жизнь любого человека – это постоянно, ежедневно повторяющиеся процессы и действия: поспал, проснулся, привел себя в порядок, позавтракал, пошел на работу или на учебу и так далее до возвращения домой вечером. Желательно принять монотонность и даже рутинность ежедневного распорядка не столько как закономерную неизбежность, а как великую ценность того, что все это у человека есть.

Наше время предоставило широкие возможности для формирования жилища: размеры, размещение в структуре города, за городом, оснащение новинками бытового обеспечения.

Фото 1. Панорама Троицкого предместья в Минске: 2-я половина ХIХ в.; 1970–80-е гг.; 2000-е гг.

Информационные ресурсы заполнены привлекательной новой терминологией, раскрывающей варианты жилища нашей эпохи и своеобразно иллюстрирующей процессы развития современного общества. И так было всегда хотя бы потому, что архитектура жилого дома обладает сильнейшим информационным потенциалом, отражая состоятельность владельца, его эстетические предпочтения, особенности художественных направлений прошлого, будь то барокко, неоклассика или модерн.

Фото 2. Жилой дом в местечке Холопеничи Борисовского уезда. Начало ХХ в. Фото Я. Балзукевича
Фото 3. Жилой дом в Ошмянах. ХIХ в. Фото 2005 г.
Фото 4. Жилые дома на бывшей Рыночной площади Дятлово Гродненской обл. Конец ХIХ – начало ХХ в. Фото 2018 г.
Фото 5. Жилой дом на бывшей Рыночной площади Несвижа. 1721 г. Фото 2007 г.
Фото 6. Дворец в Красном Береге Жлобинского р-на. Конец ХIХ в. Фото из открытых интернет-источников.

Порой велико желание хозяина донести до других информацию о далеких странах или морях, где ему доводилось побывать. Поэтому и появляются в декоративном убранстве изображения диковинных для Беларуси пингвинов или представителей животного мира – оленей и павлинов, которые никогда не входили в сюжеты традиционной декорации. 

Фото 7. Жилой дом в Хросте Борисовского р-на. 1960–1970-е гг. Фото 2008 г.
Фото 8. Жилой дом в Клинке Червенского р-на. 1960–1970-е гг. Фото 2004 г.

А что-то и вовсе можно воспринять как странность.

Фото 9. Жилой дом в Светлице Березинского р-на. 1960–2000-е гг. Фото 2013 г.

Не исключалась и идеологическая нагрузка, которую возлагали на архитектуру жилища, поручая запечатлеть в формах и декоре фасадных плоскостей героику прошедших победоносных сражений, государственные символы, а через наипростейшую схематику фасадов в панельном домостроении – принципы равенства как идеологии общества, строящего социализм.

Фото 10. Жилые дома по ул. Красной в Минске. Проект. 1951 г.
Фото 11. Окно жилого дома в Глуше Бобруйского р-на. 1950-е гг. Фото 2007 г.

Сейчас слово «коттедж» воспринимается уже архаикой, хотя звонко ворвалось в архитектурную практику в совсем недавнее время, в конце 1980-х. Сегодня востребованы жилища и премиум-класса, и класс-комфорт, и евроквартиры. А еще имеем мини-полис, метрополис, кондоминиум, дуплекс, триплекс, пентхаус, таунхаус, лайнхаус, ситихаус и т. д. И это не говоря о выборе конструктивных решений – монолитные, каркасно-блочные, панельные и другие. Кстати, индустриальное домостроение, прежде всего панельные дома, по-прежнему сохраняет у нас полученные еще в советские времена позиции лидера по объему жилищного строительства. А сами панели изменились размерами, технологиями изготовления, структурой – трехслойные и двухслойные, с большим выбором вариантов формовочных поверхностей – вплоть до графического бетона. Востребованность панельного строительства сохраняется благодаря доступности по ценам и гарантированному соблюдению обещанных стандартов комфортности проживания. А эти стандарты обеспечиваются строгим соблюдением технических нормативных правовых актов, разработанных для применения в жилищном строительстве Республики Беларусь и своевременно корректируемых.

При этом оказалось, что добиться разнообразия объемно-пространственных композиций домов, колористики и повышения деталировки фасадов можно, причем на стоимости квадратного метра это существенно не сказывается. Например, успех жилого района Новая Боровая в Копище Минского района во многом определяется тем, что жильцы реально ощущают своим не только пространство, ограниченное стенами квартиры, но и то, что находится во дворе дома и на соседней улице.  В архитектуру возвратилось понимание двора как жилого пространства, которое было утеряно при не вполне оправдавшемся расчете на комфорт проходных территорий микрорайонной жизни. Города-спутники и пригороды Минска развивают этот успех и не претендуют на столичный размах, а потому упорядочивают и застройку, и художественный «хаос» на панельных фасадах за счет создания ассоциаций с орнаментикой и выверенного размещения цветовых акцентов.

Фото 12. Жилые дома в районе Новая Боровая в Копище Минского р-на. Начало 2000-х гг. Фото 2019 г.
Фото 13. Жилой дом в Смолевичах. 2020-е гг. Фото 2022 г.
Фото 14. Жилой дом в Фаниполе Дзержинского р-на. 2020-е гг. Фото из открытых интернет-источников
Фото 15. Жилой дом в Дружном Пуховичского р-на. 2020-е гг. Фото из открытых интернет-источников
Фото 16. Жилые дома в жилом комплексе «Вясёлка» в Прилуках Минского р-на. 2020-е гг.  Фото из открытых интернет-источников

Архитектор сейчас стремится учитывать возможности современного менеджмента, что его как бы и не касается вовсе. Теперь потенциальный жилец может получить наглядное представление о том, что он увидит из окон своей квартиры, допустим с 10-го этажа, а если это его не устроит – пожалуйста, вот вам с 12-го. Ведь воображение – способность к созданию образов и представлений у всех разное. Выручают современные технологии, позволяющие продемонстрировать вид из окон еще не существующей квартиры. При этом и покупатель, и продавец понимают, что вид из окна, допустим панорамный, вплоть до горизонта и далеких лесов, интереснее и за душу берет – не то что окна стоящего напротив дома. Но тогда – совсем другая цена и квадратного метра, и всей квартиры. Зато заранее – а такая покупка всегда обсуждается всей семьей – еще не заселенное жилище будет радовать даже тем, что вид из окна квартиры ожидается на парк с цветущими аллеями и лебедями на пруду.

Типологическое разнообразие вариантов по сравнению с жилищем середины или конца ХХ в.,  безусловно, следствие социально-экономических перемен. Многоквартирные жилые дома и их комплексы, конечно, сохраняют свое ведущее место в организации застройки городов. А вот предместья и иные пригородные территории все больше застраиваются домами, которые позволяют горожанам приблизиться к природе. Можно даже ставить над собой что-то вроде эксперимента, например круглый дом  (информации о таких строениях, обычно за городом, в интернете достаточно много).

Таунхаус – это не только контакт с природой, но и иной образ жизни, больше возможностей самим что-то менять, даже в погоне за инновациями как инженерно-технологическими, так и культурологическими.

Фото17. Таунхаусы в Гомеле. 2020-е гг. Фото из открытых интернет-источников
Фото 18. Таунхаусы в жилом квартале «Пирс» в Ратомке Минского р-на. 2010-е гг. Фото 2019 г.

В Бресте вдоль ул. Вересковой появился жилой комплекс «Скандинавское предместье» из 32 таунхаусов, у которого масштабностью архитектуры и размерами получилось проще и по-соседски дружественнее войти в уже сложившуюся жилую застройку этого городского предместья, давно сформированного индивидуальными домами. Это гарантированно не нарушило композиционный масштаб существующей среды и не вызвало раздражения у местных жителей, что иногда возникает при появлении нежданных соседей. В Гомеле такой жилой комплекс расположили тоже в зоне усадебной застройки, но зато в центральной части города – на ул. Кленковской, с прекрасными панорамами на реку Сож. А Гродно и вовсе «обрастает» территориями, на которых одноквартирные блокированные жилые дома – основной формат застройки. И дуплексы вызывают интерес: достаточно велики по площади, нет таких строгих требований, как в квартирах в многоквартирном доме, поэтому имеется больше возможностей влиять на варианты планировки.

Фото 19. Дуплексы в Скиделе Гродненского р-на. 2020-е гг. Фото 2022 г.

Но надо помнить, что архитектура жилища самым серьезным образом проверяется климатом и природой: тут солнце и дожди, ветра и морозы – и все это годами, днем и ночью, зимой и летом. Если многие здания используются при установленных режимах работы или при проведении лишь отдельных мероприятий, то жилые дома эксплуатируются беспрерывно. Поэтому за века в каждой местности выработались требования в виде размеров и ориентации дома по сторонам света, конструкций, формы основного объема и крыши, систем отопления и т. д., соблюдение которых обеспечивало жилищу прочность, тепло и освещение, экономию материалов, средств и труда на строительство и эксплуатацию дома. Как только появляются возможности улучшить жилищные условия, человек начинает этим заниматься, и сейчас наше общество проходит именно этот этап своей истории. А до этого принципы формирования жилища вырабатывались с ориентацией на минимизацию, что, конечно же, не забыто и сегодня: компактность, снижение теплопотерь, оптимальные параметры помещений, экономия материалов и трудозатрат. Поэтому броским и на первый взгляд интересным архитектурным формам, например «купольный дом» в аг. Озеро Узденского района, не обойтись без проверки на скорость строительства, ремонтопригодность, соответствие климату.

Архитектура сельского жилища, в большинстве своем поддерживая сохранение масштабности сельского поселения, все в большей степени ориентируется на образы городской среды. Теперь, подъезжая к агрогородкам, не всегда понимаешь, это уже начинается город или все еще сельская местность, так как все больше строится секционных домов.

Фото 20. Жилые дома в Обухово Гродненского р-на. 2010-е гг. Фото 2022 г.

Нельзя не вспомнить и то, что жилище всегда особо чтилось людьми. Фундаментальные знания о мире, природе и человеке как результат многовекового опыта общения кривичей, радимичей, дреговичей, древлян, волынян, балтийских племен содействовали выработке присущих нам понятий о взаимоотношениях в человеческом обществе, принципах сосуществования людей, о гармонии жизни, и  сделали жилище важной частью и духовной культуры. Базисные символы национальной художественной картины мира среди основных понятий (земля, небо, лес, река, солнце, аист, волк, петух, уж и др.) включали и хату, восприятие которой имело сакральный характер, так как среда, создаваемая семьей, ощущалась как своеобразная модель Мира. Отсюда и многократно повторяемое в народных песнях, восходящих еще к языческим временам, уважительное отношение к порогу и дверям хаты. Поэтому и декоративные элементы (вильчик, ветреницы, наличники и др.), даже утрачивая в настоящее время символизм архитектурно-конструктивных элементов, отражают представления народа о красоте.

Подход к решению декоративного убранства жилых домов был различен. На востоке Беларуси резьба обильно покрывала карнизы, наличники и ставни окон, крыльцо.

Фото 21. Жилой дом в Шклове. 1960-е гг. Фото 2012 г.

На севере, западе и в центре Беларуси украшение скромнее: карниз, наличники, фронтон, углы сруба. Там декоративное убранство могло быть вообще очень простым – например, лишь на фронтоне двускатной крыши маленькое окошко для освещения чердака. Но изобретательное и высокохудожественное решение могло превратить такую, казалось бы, мелочь, а следом и весь дом, в неповторимую уникальность.

Фото 22. Окно на фронтоне жилого дома в Болтогузах Мядельского р-на. 1930-е гг. Фото 2009 г.
Фото 23. Жилой дом по Тиражному переулку в Минске: «окна в пол». 2000-е гг. Фото 2006 г.
Фото 24. Жилой дом в районе Новая Боровая в Копище Минского р-на: пластика фасада, деталировка, колористика. Начало 2000-х гг. Фото 2019 г.

Предметный мир интерьеров всегда формировался на основе тех же представлений о красоте и пользе, на которых создавалась архитектура дома и облика деревни или города в целом. Этот наполненный исканиями процесс идет, как правило, не повторяясь, так как любое творчество предполагает индивидуальность исполнения. Успех обеспечивает учет множества факторов, но главное – абсолютно конкретные потребности семьи, хозяйства, знание тонкостей и сложностей быта.

И вроде бы мы это понимаем, проходим через это ежедневно, а потому уверены в том, что незнакомого в этом нет, и даже нормативы проектирования жилища нами изучены. Но на поверку оказывается, «что близко лежит, то труднее взять», и студенты встречаются именно с этим.  А взять трудно потому, что каждый из нас особенный, отличающийся от своих коллег и соседей, от одноклассников и сокурсников. И как проектировщик, и как пользователь. Если для одних семейная жизнь – повседневность, а то и вовсе рутина, то для других – смысл существования, праздник жизни. Каждому для жизненных потребностей необходимо свое пространство, своя территория, которые со всем оснащением, стандартным оборудованием, мебелью и вообще предметным миром получаются по-своему уникальными и отличными  от соседских при одинаковом количестве квадратных метров и одной и той же планировке квартир. И эти различия складываются сами собой, даже если цель иметь свое, отличное от других жилище не ставится вовсе.