Виктор Ладис
![]() |
Париж и Минск. Два проспекта, в двух европейских столицах – Елисейские поля и Проспект Независимости. Парижский и минский “декуманусы” (главная улица в городах Римской империи) окончательно сформировались и были построены такими как мы сейчас их видим в разные века, с разницей в сто лет. Елисейские Поля (1800-е) формировались как главный проспект Парижа столетиями, а в Минске образ Проспекта (1940-1950-е) со всеми его коммуникациями и зданиями, рекреациями и озеленением восстановлен, запроектирован и реализован в течении послевоенного десятилетия.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Во время строительства проспектов бывшие во Франции у власти императоры Наполеон I и Наполеон III, а в СССР большевик Джугашвили (Сталин), пожелали видеть сооружения в архитектурной классике, которые увековечат военную доблесть и украсят центр Парижа и соответственно рождение “Нового Минска”. Классические формы лучшее решение, чтобы подчеркнуть “парадность” и помпезность сооружений и зданий в ознаменование военных побед и славы, социально-политических и революционных завоеваний любой страны. В данных случаях Елисейские Поля и Проспект Независимости по форме это архитектурные произведения, а по сути это идеологическое оформление триумфа советского и французского государств и его граждан того времени, воплощенного в архитектуре проспектов. Они по праву считаются лучшими архитектурными ансамблями городских улиц не только своих стран.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Если говорить о представительской части (1-я очередь) Проспекта Независимости от пл. Независимости до пл.Победы и о Елисейских Полях то у них много общего. Акцентируем внимание на этом участке минской магистрали и попробуем найти параллели в главных проспектах Французской Республики и Республики Беларусь, даже если они (параллели и проспекты) иногда не параллельны.
Для краткости назовем их так - Поля и Проспект.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Параллели:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Поля и Проспект это городская комфортная среда, которая удобна и масштабна человеку и его повседневным бытовым и жизненным потребностям. Инфраструктура обеспечивает нормальную жизнедеятельность горожан. Озелененные рекреации, парки и скверы наполнены малыми архитектурными формами и скульптурами, фонтанами и памятниками, где можно спокойно отдохнуть и полюбоваться архитектурными изысками. Елисейские Поля и Проспект Независимости любимы жителями Парижа и Минска и их гостями. Правда в Париже на порядок их больше. Здесь не разорвана, а очевидна связь Человек - Город. По ним прогуливаются красивые люди и стильные женщины. А вот так изображают в рисунках свой город и проспекты его жители.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Заглянем в историю и осмотримся на Полях и Проспекте и остановим взгляд на зданиях и сооружениях, которые формируют образ не только этих улиц, но и Парижа и Минска в целом.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ПАРИЖ. ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ.
Начиналось все с болотистых мест к западу от крепости Лувр (XII-XIII в), где охотились на уток короли и французская знать. Постепенно крепость (замок) утратила свое оборонное значение и со временем ее преобразовали в королевскую резиденцию, дворец Лувр. На месте охотничьих угодий решили устроить прогулочный бульвар, как продолжение сада дворца Тюильри. Дворец был разрушен, сохранились только павильоны Марсан и Флора. В свое время на месте парка находились глиняные карьеры, здесь добывали глину для производства черепицы (tuile, «тюиль»). Так и пошло - Тюильри. Со временем аллею расширили укрепили мостовую для проезда карет, высадили деревья с обеих сторон и устроили освещение.
Андре Ленотр первый пейзажный (ландшафтный) архитектор, который приложил руку к планировке и упорядочению парка Тюильри – разбивка прогулочных аллей и разных уровней, цветников и укромных зон отдыха, расстановка скульптур, фонтанов и беседок. Он же разработал план и благоустройство парка дворца в Версале.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Можно выделить несколько этапов рождения авеню Елисейские Поля после которых мы видим современный шикарный проспект:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В начале главного парижского проспекта в середине XVIII в. была сформирована пл.Людовика XV. Позже ее переименовали в пл.Революции. Здесь на пике Французской революции на гильотине казнили Людовика XVI и королеву Марию-Антуанетту и некоторое количество особ французской элиты того времени. Когда революционные страсти утихли форум назвали пл.Согласия (Concorde).
Вокруг Place de la Concorde расположились удивительные и яркие здания и сооружения: Лувр, арка Каррузель, пирамида Лувра, Сад Тюильри, Луксорский обелиск, здания-близнецы - Отель Крийон и Морское министерство, улица Риволи. На другом берегу Сены напротив Тюильри стоит здание музея Орсе - бывший ж/д вокзал. Возможно здесь на Concorde родилась фраза “увидеть Париж и умереть”..., но лучше сюда еще приезжать.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Улица Риволи (арх. Ш.Персье, П.Фонтен) является достойным продолжением променада Елисейских Полей. Под ее легендарной километровой аркадой чередуясь с сувенирными лавками и парижскими кафе спрятались: пятизвездочные отели, кафе с лучшим в Париже горячим шоколадом, популярный книжный магазин, а между зданиями можно узреть позолоченную скульптуру Жанны д*Арк или Вандомскую колонну. С южной стороны улицы тянется парк Тюильри и Лувр.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В глубине зеленой зоны Елисейских Полей укрылся Елисейский дворец. Он был построен в 1722 г. как столичный особняк в стиле классицизм периода французского регентства. С другой стороны главной авеню к Всемирной выставке 1900 года возвели Гран-Пале и Пти-Пале. Большой и Малый дворцы по образу и архитектурному оформлению дворцы, а по назначению это выставочные павильоны с огромными площадями. Стиль их также как и Опера Гарнье (арх. Ш.Гарнье) и мост Александра III (J. Cassien-Bernard) французские искусствоведы определили как “изящные искусства” (боз-ар, beaux-arts). Изящества и шика не отнимать и в интерьере Галереи Лафайет. Стилистика этих сооружений влияла на архитектуру Парижа в течении нескольких последующих десятилетий.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Всемирная выставка 1900 года широко распахнула дверь человечеству в новый век с электричеством и научно-технической цивилизацией, с атомными бомбами и интернетом. В архитектуре начинался разгул зародившихся ар-нуво, ар-деко, боз-ар. Уже построили Эйфелеву башню. Уже родились архитекторы-новаторы Ле Корбюзье, Гропиус, Мис ван дер Роэ. На подходе были модернистские веяния и авангардные идеи, новые архитектурные образы и решения, которые изменят существующую эстетику зданий. Стали применять железобетон и металлоконструкции, сплошное остекление и сборность.
А пока в то время, впрочем и до сих пор монументальное изящество Гран и Пти-Пале, просто услаждают воображение и радуют глаза. Стилевые колонны, купола и арки, входные порталы и винтовые лестницы, интерьеры, портики, большие площади ажурного остекления, позолота, монументальные скульптуры, горельефы, барельефы, изящные чугунное литье и конструкции из металла…- описать невозможно. Возможно любоваться. А рядом с моста Александра III открывается завораживающая панорама Парижа - Дом инвалидов, река Сена и Эйфелева башня.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В глубине скверов Мариньи и Берлин, которые раскинулись вокруг Полей, уютно расположились театры Вилль, Мариньи, Ронд-Пуант. На Елисейских Полях очень удачно вписался в площадь Клемансо по месту и масштабу, по экспрессии памятник боевому генералу Шарлю де Голлю.
И далее с обеих сторон Полей и в непосредственной близости выстроились здания в узнаваемом османском стиле. А в них шикарные отели и выставочные залы, кинотеатры и брендовые магазины. В плане “османизации” особо показателен бульвар Осман и кварталы вокруг Опера Гарнье, с многоквартирной жилой застройкой. Ну и конечно же повсюду встроенно-пристроенные легендарные парижские кафе. А завершает главный проспект Парижа Триумфальная Арка, возведенная на площади Шарля де Голля в стиле ампир в честь побед и славы Великой армии Наполеона Бонапарта, в частности победы в сражении под Аустерлицем.
![]() |
![]() |
![]() |
РЕПЛИКА.
Но не только победы были у месье Наполеона. В 1814 г. союзные войска взяли Париж. Прусские, баварские, австрийские воины и русские казаки вошли в город. Казаки расположились в просторных парках Елисейских Полей, часть в саду Тюильри. Тут они “хорошо похозяйничали” – сено можно было заготовить для лошадей на императорских газонах, да и свежей травки они могли пощипать. Здесь вдоволь было деревьев и кустов для костров, а рядом река Сена. Опять же кругом барские покои, шедевры и статуи, одним словом “скуство”… Купали лошадей в Сене и сами плескались нагишом, чем привлекали внимание парижан, особо парижанок. Русским воинам понравилось местное вино и француженки. Казаки любили “отдыхать” в деревеньке на холме Монмартр - дешевле чем в Париже. Садились за стол в трактире и покрикивали:
– Быстро хозяйка, быстро, быстро…! Мол быстро накрывай на стол и вина подавай, да побольше. А та вторила:
– Выи, выи, монсеньоры… бистро, бистро…! Отсюда и пошло слово “бистро”. В те времена во многих французских кабаках оплату брали за выпитое вино, считая количество пустых бутылок на столе. Казаки хитрили, прятали опустошенную тару под стол или выкидывали на улицу. У русскоязычного люда и пошло с тех пор:
– Не оставляй пустые бутылки на столе - денег не будет !
Сто процентов достоверность этих историй никто уже не подтвердит. Как никак 200 лет с гаком прошло. Но очень правдоподобно и реалистично!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ (Place de la Concorde 1700-е).
Парижский памятник неоклассицизма. Формировалась на протяжении нескольких веков. На площади вокруг Луксорского обелиска симметрично расставлены скульптурные композиции французских городов и Фонтан рек и Фонтан морей с жанровыми скульптурами.
![]() |
![]() |
![]() |
ЕЛИСЕЙСКИЙ ДВОРЕЦ (Palais de l*Elysee 1718-1722), арх. Арман-Клод Молле. Резиденция президента Французской Республики.
![]() |
![]() |
БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ (Grand Palais Гран-Пале. 1897-1900), арх. Анри Делано, Шарль Жиро, Альбер Луве и Альбер Тома.
![]() |
![]() |
![]() |
МАЛЫЙ ДВОРЕЦ (Petit Palais Пти-Пале. 1897-1900), арх. Шарль Жиро. Дворцы Пти-Пале и Гран-Пале были павильонами Всемирной выставки 1900 года. Сейчас музеи и помещения для выставок.
![]() |
![]() |
![]() |
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА. (Arc de triomphe. 1806-1836), арх. Жан-Франсуа Шальгрен, Жан-Арно Реймон. Один из символов Парижа, возможно и всей Франции.
![]() |
![]() |
ПЛОЩАДЬ ШАРЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ (Place Charles-de-Gaulle, до 1970 площадь Звезды l*Etoile. 1670). По периметру площади стоят одинаковые 5-ти этажные особняки в “...стиле ампир с примесью барокко” (1868) арх. Я.Гитторф и Роо де Флёри. Если говорить об архитектурном ансамбле проспекта Елисейские Поля то площадь Шарля де Голля идеальное архитектурно-градостроительное его завершение. И в тоже время это начало многих парижских авеню.
Полную публикацию смотри Телеграм CAPITEL